Ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Для целей правильной квалификации мошенничества, присвоения или растраты необходимо руководствоваться разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате».
Мошенничество - хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Предметом мошенничества может быть чужое имущество, как и при других формах хищения, а также право на имущество, что отражает специфику данной формы хищения.
С объективной стороны мошенничество заключается в хищении чужого имущества или приобретении права на чужое имущество одним из двух указанных в законе способов: путем обмана или путем злоупотребления доверием.
I. Обман как способ хищения чужого имущества может иметь две разновидности:
1. Активный обман состоит в преднамеренном введении в заблуждение собственника или иного владельца имущества посредством сообщения ложных сведений, представления подложных документов и иных действий, создающих у названного лица ошибочное представление об основаниях перехода имущества во владение виновного.
2. Пассивный обман заключается в умолчании о юридически значимых фактических обстоятельствах, сообщить которые виновный был обязан, в результате чего лицо, передающее имущество, заблуждается относительно наличия законных оснований для передачи виновному имущества или права на него.
II. Злоупотребление доверием – второй способ мошеннического завладения чужим имуществом - Он состоит в том, что виновный в целях хищения чужого имущества или незаконного получения права на него использует особые доверительные отношения, сложившиеся между ним и лицом, которое является собственником, либо иным владельцем этого имущества. Иллюстрациями такого способа мошенничества являются, например, преднамеренное невыполнение принятых виновным на себя обязательств (невозвращение взятого напрокат имущества; невыполнение работы в счет взятого аванса; невозвращение долга и т.п.). При злоупотреблении доверием, как и при обмане, собственник или иной владелец имущества, введенный в заблуждение, сам передает имущество мошеннику, полагая, что действует в собственных интересах. Не является мошенничеством хищение чужого имущества, которое не было передано виновному, а было доверено ему, например, для временного присмотра.
Так, следует квалифицировать не как мошенничество, а как кражу действия вокзального вора, который, войдя в доверие к ожидающему пассажиру, "соглашается" присмотреть за его вещами, а во время его отлучки по личным неотложным делам похищает оставленные под его присмотром вещи.
Об. Сторона состоит:
а) в хищении чужого имущества. Прим. 1 к ст. 158 УК определяет хищение как "совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества". Анализ этого определения позволяет сделать ряд выводов:
- при мошенничестве (как и при хищении вообще) виновный совершает активные действия по завладению чужим имуществом;
- мошенничество имеет место, когда виновный завладевает чужим имуществом именно противоправно. Иначе говоря, отсутствует правовое основание для передачи ему имущества, хотя мошенник и может придать делу "законный" вид (например, заключая всякого рода фиктивные договоры, иные сделки). При этом противоправность деяния тесно связана с его корыстной целью: виновный стремится к наживе, к получению имущественной выгоды за счет чужого имущества, прибегая для этого к обману, заключению фиктивных сделок, совершению иных противоправных действий;
- как и при любой форме хищения, виновный стремится к паразитическому обогащению, т.е. к получению чужого имущества безвозмездно (не оплачивая полученный товар, не передавая товар в счет полученной цены, не осуществляя поставку при предоплате и т.д.). При этом он с самого начала стремится к безвозмездному получению чужого имущества, не собираясь возместить стоимость имущества его владельцу;
- мошенничество может внешне проявляться как только в изъятии чужого имущества (например, виновный обманным путем вывозит имущество со склада потерпевшего), так и в обращении имущества в свою пользу (например, виновный использует находившееся у него имущество потерпевшего; при этом не имеет значения то обстоятельство, что это имущество оказалось у виновного правомерно (скажем, оно ему было передано на хранение) либо одновременно и в изъятии, и в обращении чужого имущества в свою пользу;
- при мошенничестве имущество может быть изъято и обращено в пользу не только виновного, но и других лиц (родственника виновного, его кредитора и т.д.);
- конструктивным признаком мошенничества (так же как и других форм хищения) является причинение ущерба собственнику имущества. Ущерб может проявляться в том, что количество наличного имущества потерпевшего уменьшается, в том, что имущество выбывает из его фактического обладания, и т.п. С другой стороны, упущенная выгода ст. 159 УК охватывается (это характерно для гражданского законодательства, ст. 15, 393 ГК РФ);
- чужое имущество, которым завладевает мошенник, может находиться не только у собственника, но и у других добросовестных владельцев (например, у арендаторов, у лиц, которым оно передано в безвозмездное пользование, на хранение, и т.д.). В силу этого ущерб может быть причинен не только собственнику, но и другим владельцам имущества, что также охватывается составом преступления, предусмотренного в ст. 159 УК; см. также п. 1 Постановления ВС РФ N 5;
б) в приобретении права на чужое имущество. Виновный путем мошеннического обмана или злоупотребления доверием получает от потерпевшего или от других лиц право на имущество потерпевшего (например, путем обмана получает права акционера, в т.ч. и по получению дивидендов, обманным путем вступает в права наследника и т.п.);
в) в том, что способом завладения чужим имуществом является обман, т.е. воздействие на сознание, волю потерпевшего путем сообщения ему заведомо ложных данных, искажения действительности, сокрытия от него реальных обстоятельств и т.п. Цель этих действий одна - овладеть чужим имуществом. Способы обмана самые разнообразные: представление в коммерческую организацию фиктивных договоров, сообщение индивидуальному предпринимателю ложных банковских реквизитов, с которых будет якобы осуществлен платеж, искаженная информация, переданная стороне по сделке, и т.д.;
г) в злоупотреблении доверием. В данном случае виновный чаще всего использует доверительные отношения с потерпевшим (например, предприниматель пользуется тем, что хорошо знаком с руководителем банка, и получает "кредит", заведомо зная, что не вернет его) либо различные сделки (например, поверенный, получив от доверителя деньги, похищает их; агент, выполняя агентское поручение, вводит в заблуждение принципала и завладевает его деньгами; доверительный управляющий, злоупотребив доверием учредителя управления, завладевает частью его имущества).
Часть 4 ст. 159 УК предусматривает ответственность за мошенничество, совершенное:
- организованной группой, т.е. устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ст. 35 УК);
- в особо крупном размере. Это понятие также раскрыто в примечании к ст. 158 УК - особо крупным размером признается стоимость имущества, превышающая 1 млн. рублей на момент совершения мошенничества.
Мошенничество считается оконченным преступлением с момента незаконного перехода имущества во владение виновного и получения им возможности использовать его или распоряжаться им по своему усмотрению, а также с момента незаконного перехода к виновному права на имущество потерпевшего.
Субъективная сторона мошенничества характеризуется прямым умыслом: виновный осознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неблагоприятные, общественно опасные последствия для потерпевшего (его имуществу причиняется ущерб) и желает наступления этих последствий. Дополнительной характеристикой субъективной стороны мошенничества является корыстная цель, преследуемая виновным. При этом он руководствуется корыстным мотивом и преследует цель незаконного извлечения наживы за счет чужого имущества.
Субъект мошенничества - может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет (ст. 20 УК). Однако в ч. 3 ст. 159 УК мы встречаемся со специальным субъектом - лицом, занимающим определенное служебное положение. Ясно, что в последнем случае виновный бывает значительно старше 16 лет. Это же можно сказать и о лице, совершающем преступление в составе организованной группы (об этом упомянуто в ч. 4 ст. 159 УК).
Особо квалифицированные виды мошенничества (ч. 3 ст. 159 УК) характеризуются его совершением лицом с использованием своего служебного положения либо в крупном размере.
Использование своего служебного положения при мошенничестве означает, что должностное лицо, либо государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, вопреки интересам службы используют вытекающие из их служебных полномочий возможности для незаконного завладения чужим имуществом или для незаконного приобретения права на него. Однако действия должностного лица, если они выразились в получении незаконного вознаграждения за совершение по службе определенных действий в интересах дающего, должны квалифицироваться как получение взятки (ст. 290 УК) независимо от ответственности за мошенничество, а аналогичные действия лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, - как коммерческий подкуп по ч. ч. 3 или 4 ст. 204 УК.
Наиболее опасные разновидности мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК) характеризуются совершением преступления организованной группой или в особо крупном размере. Эти признаки имеют то же содержание, что и при краже.
Виновный посягает на права пользования, владения и распоряжения таких объектов собственности, как вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права (ст. 128 ГК РФ). С другой стороны, объекты интеллектуальной собственности, т.е. исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации ЮЛ, продукции (например, фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.) (ст. 138 ГК РФ) ст. 159 УК не охватываются: дело в том, что они не являются имуществом (см. подробнее: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. 4-е изд. М.: Экзамен, 2006). По смыслу ст. 159 УК вид имущества (движимое, недвижимое), его оборотоспособность (т.е. изъято имущество из оборота либо участвует в нем) и т.д. значения не имеют.
Согласно Постанов. Пленума ВС о судебной практике по делам о мошенничестве:
Мошенничество совершается путем обмана или злоупотребления доверием, под воздействием которых владелец имущества или иное лицо либо уполномоченный орган власти передают имущество или право на него другим лицам либо не препятствуют изъятию этого имущества или приобретению права на него другими лицами.
Обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество, ответственность за которое предусмотрена статьей 159 УК РФ, может состоять в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях (например, в предоставлении фальсифицированного товара или иного предмета сделки, использовании различных обманных приемов при расчетах за товары или услуги или при игре в азартные игры, в имитации кассовых расчетов и т.д.), направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение.
Сообщаемые при мошенничестве ложные сведения (либо сведения, о которых умалчивается) могут относиться к любым обстоятельствам, в частности к юридическим фактам и событиям, качеству, стоимости имущества, личности виновного, его полномочиям, намерениям.
Злоупотребление доверием при мошенничестве заключается в использовании с корыстной целью доверительных отношений с владельцем имущества или иным лицом, уполномоченным принимать решения о передаче этого имущества третьим лицам. Доверие может быть обусловлено различными обстоятельствами, например служебным положением лица либо личными или родственными отношениями лица с потерпевшим.
Мошенничество, то есть хищение чужого имущества, совершенное путем обмана или злоупотребления доверием, признается оконченным с момента, когда указанное имущество поступило в незаконное владение виновного или других лиц и они получили реальную возможность (в зависимости от потребительских свойств этого имущества) пользоваться или распорядиться им по своему усмотрению.
В случаях, когда лицо получает чужое имущество или приобретает право на него, не намереваясь при этом исполнять обязательства, связанные с условиями передачи ему указанного имущества или права, в результате чего потерпевшему причиняется материальный ущерб, содеянное следует квалифицировать как мошенничество, если умысел, направленный на хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество, возник у лица до получения чужого имущества или права на него.
Грабеж (ст. 161 УК РФ).
Грабеж определяется в Уголовном кодексе как открытое хищение чужого имущества. Вопрос об открытом характере хищения имущества, как и при краже, решается на основании субъективного критерия, т.е. исходя из субъективного восприятия обстановки самим виновным. «Открытым хищением чужого имущества, предусмотренным статьей 161 УК РФ (грабеж), является такие хищение, которое совершается в присутствии собственника или иного владельца имущества либо на виду у посторонних, когда лицо, совершающее это преступление, сознает, что присутствующие при этом лица понимают противоправный характер его действий л с зависимо то того, принимали ли они меры к пресечению этих деист вий или нет» (см. ВВС РФ, 2003, № 2, с. 1).
Объективная сторона грабежа характеризуется действиями состоящими в открытом ненасильственном завладении чужим имуществом. Если потерпевший или иные лица не видят действий виновного либо, видя факт изъятия имущества, считают его правомерным, на что и рассчитывает преступник, то хищение не может признавать открытым. Хищение не может квалифицироваться как грабеж и в то случае, когда кто-либо из присутствующих замечает, что совершается незаконное завладение чужим имуществом, однако сам виновный ошибочно полагает, что действует незаметно для других лиц. Хищение, начатое как тайное, иногда перерастает в открытое. Подобное происходит, когда грабителя в процессе завладения имуществом кто-то замечает, но виновный, игнорируя данное обстоятельство продолжает свои преступные действия и теперь уже открыто завладевает имуществом. Вопрос о перерастании тайного хищения в открытое возникает лишь в тех случаях, когда действия, начатые как кража, еще не закончены, т.е. виновный еще не завладел имущество или не получил реальной возможности воспользоваться им или рас порядиться по своему усмотрению.
Состав грабежа — материальный. Данное преступление признается оконченным, «если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность им пользоваться или распоряжаться по своему усмотрению (например, обратить имущество в свою пользу или в пользу других лиц, распорядиться им с корыстной целью иным образом (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда России от 27 декабря 2002 г. № 29). Обязательным признаком объективной стороны грабежа является причинная связь между противозаконными действиями виновного наступившими вредными последствиями.
Субъективная сторона грабежа характеризуется прямым умыслом. Руководствуясь корыстным мотивом, он преследует цель незаконного извлечения наживы за счет чужого имущества.
Субъект-лицо, достигшее возраста 14 лет.
Квалифицированный грабеж (ч. 2 ст. 161) характеризуется его совершением: группой лиц по предварительному сговору (п. «а»); с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище (и. «в»); с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (п. «г»); в крупном размере (п. «д»).
По своему содержанию первый, второй и четвертый признаки совпадают с одноименными признаками уже рассмотренных форм хищения. Однако необходимо обратить внимание на то, что, во-первых, проникновение в жилище при грабеже имеет такое же юридическое значение, как и проникновение в помещение или иное хранилище. Во-вторых, исключив из числа квалифицирующих признаков гра6сжа причинение значительного ущерба гражданину, законодатель включил в их перечень новый признак – совершение грабежа в крупном размере (этот признак при грабеже имеет ту же количественную характеристику, что и при других формах хищения). Квалифицированный состав грабежа включает и такой специфический для этого преступления признак, как применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения такого насилия (п. «г» ч. 2 ст. 161). Для правильного понимания этого признака необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Во-первых, значение квалифицирующего признака придается не только физическому применению насилия, но и угрозе реально применить физическое насилие, т.е. психическому насилию.
Во-вторых, при грабеже насилие может быть применено не только к собственнику или иному владельцу имущества, но и к другим лица которые реально или, по мнению виновного, могли воспрепятствовать хищению.
В-третьих, этот вид квалифицированного грабежа характеризуется лишь таким насилием, которое по своему характеру не представляет опасности для жизни или здоровья. Оно означает действия, которые сопровождались причинением потерпевшему физической боли, нанесением ему побоев или ограничением его свободы.
Грабеж считается насильственным только при условии, если применение или угроза применения насилия служили средством завладения имуществом или средством его удержания непосредственно после завладения. Насилие, которое похититель применяет с целью избежать задержания после оконченной кражи, не означает ее перерастания в грабеж. И напротив, если преступление было начато как ненасильственный грабеж или даже как кража, но после его обнаружения виновный применил насилие для завладения имуществом или для его удержания сразу после тайного или открытого завладения, деяние перерастает в насильственный грабеж.
Особо квалифицированный состав грабежа (ч. 3 ст. 161) характеризуется его совершением организованной группой (п. «а») или в особо крупном размере (п. «б»). Эти признаки имеют тот же смысл, что и при особо квалифицированных видах кражи, мошенничества, присвоения и растраты.