Глава 13. Следственные действия
§ 1. Понятие и виды следственных действий
Основу предварительного следствия составляет уголовно- процессуальное доказывание, которое осуществляется путем собирания и проверки доказательств. Это достигается посредством производства следственных действий.
Следственное действие — это производимое следователем процессуальное действие, направленное на обнаружение и закрепление фактических данных, имеющих значение для установления обстоятельств совершенного преступления.
Следственные действия можно разделить на две группы:
1) действия, направленные на собирание и проверку доказательств (допрос свидетеля, обыск, выемка, освидетельствование и др.);
2) действия, реализующие решения следователя по наиболее важным вопросам (ознакомление участников процесса с материалами дела и др.), т.е. направленные на обеспечение прав участвующих в деле лиц.
Каждое следственное действие проводится в строго определенном порядке, подлежит обязательному процессуальному закреплению в соответствующих документах. Кроме того, следственные действия производятся не хаотично, а лишь при наличии оснований, т.е. фактических данных, диктующих необходимость выполнения определенных действий в интересах установления истины по делу.
Виды следственных действий, направленных на собирание и проверку доказательств:
1) осмотр;
2) освидетельствование;
3) следственный эксперимент;
4) обыск;
5) выемка;
6) наложение ареста на имущество;
7) контроль и запись переговоров;
8) допрос;
9) очная ставка;
10) опознание;
11) проверка показаний на месте;
12) производство экспертизы;
13) получение образцов для сравнительного исследования.
Некоторые авторы к данному виду следственных действий относят и задержание подозреваемого, которое рассматривается в этой главе.
§ 2. Осмотр и освидетельствование
Осмотр — это следственное действие, проводимое в целях обнаружения следов преступления и иных материальных объектов, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для дела.
Основания для производства осмотра изложены в части 1 статьи 203 УПК.
УПК предусматривает следующие виды осмотра:
1) осмотр места происшествия;
2) осмотр трупа;
3) осмотр местности;
4) осмотр помещения;
5) осмотр жилища и иного законного владения;
6) осмотр предметов, документов.
Как правило, осмотр места происшествия является неотложным следственным действием. В случаях, не терпящих отлагательства, он может быть произведен до возбуждения уголовного дела. При необходимости к участию в данном осмотре могут быть привлечены подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель, а также специалист. В ходе осмотра производятся соответствующие измерения, фото-, кино- или видеосъемка, могут составляться планы, схемы, изготовляться слепки и оттиски следов. В необходимых случаях изымаемые при осмотре предметы должны быть упакованы и опечатаны. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра.
Осмотр жилища и иного законного владения производится только с согласия собственника или проживающих в нем совершеннолетних лиц или на основании постановления органа уголовного преследования с санкции прокурора и в присутствии понятых. Если жилище является местом происшествия либо хранения орудий преступления, других предметов со следами преступления, а также веществ и предметов, за хранение которых предусмотрена уголовная ответственность, и его осмотр не терпит отлагательства, то он может быть проведен по постановлению органа уголовного преследования с последующим уведомлением прокурора в суточный срок о проведенном осмотре.
При осмотре жилища должно быть обеспечено присутствие совершеннолетнего проживающего в нем лица. Если такого не имеется, то приглашаются представители жилищно-эксплуатационных организаций или местной администрации. При невозможности обеспечить присутствие указанных лиц при проведении осмотра жилища или иного законного владения, которые являются местом происшествия либо хранения орудий преступления, других предметов со следами преступления, допускается проведение осмотра без участия указанных лиц.
Осмотр в помещениях предприятий, учреждений, организаций проводится в присутствии представителей администрации, а в местах, где хранятся материальные ценности,— в присутствии материально ответственного лица. Осмотр в помещениях дипломатических представительств может проводиться лишь по просьбе или с согласия дипломатического представителя и в его присутствии. Такое согласие испрашивается через МИД Республики Беларусь. В подобных случаях при осмотре обязательно присутствуют прокурор и представитель МИД.
Наружный осмотр трупа на месте его обнаружения проводит следователь, как правило, с участием специалиста в области судебной медицины или иного врача. Могут привлекаться и другие специалисты. Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию.
Если для осмотра необходимо извлечь труп из места захоронения (эксгумация), следователь выносит постановление, которое санкционируется прокурором. В постановлении указываются сведения о том, чей труп подлежит извлечению, место его захоронения, для каких целей производится эксгумация. Данное постановление обязательно для администрации места захоронения и родственников захороненного. По итогам осмотра составляется протокол, который после прочтения подписывается всеми участниками осмотра. Если осмотр и опознание трупа производятся на месте эксгумации, то сам факт эксгумации и результаты осмотра или опознания оформляются одним протоколом.
Освидетельствование — следственное действие, производимое в целях обнаружения на теле подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для дела, если для этого не требуется проведение экспертизы.
Освидетельствование представляет собой разновидность осмотра. Однако в отличие от осмотра места происшествия, местности, помещении, предметов и документов освидетельствование своим объектом имеет живое лицо. В связи с тем, что освидетельствование затрагивает право личности на неприкосновенность и личную свободу граждан, оно выделено в самостоятельное следственное действие. Статья 206 УПК определяет особый порядок его проведения:
1. Освидетельствование проводится только в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего. Никакое другое лицо освидетельствованию не подлежит. Потерпевший подлежит освидетельствованию в случае совершения в отношении него тяжкого или особо тяжкого преступления. Освидетельствование проводится следователем, дознавателем с участием врача, а при необходимости — и другого специалиста.
2. Для проведения освидетельствования следователь выносит постановление, которое является обязательным для лица, в отношении которого оно вынесено.
3. При производстве освидетельствования не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья освидетельствуемого.
4. Следователь не присутствует при освидетельствовании лица другого пола, если это сопровождается обнажением тела этого лица. В этом случае освидетельствование проводится врачом с участием понятых одного пола с освидетельствуемым.
По итогам освидетельствования составляется протокол.
Если освидетельствование в отсутствии следователя проводил врач, то полученные результаты записываются в протокол освидетельствования с его слов. Представляется, что в данном случае это действие врача можно оформить справкой или следует допросить его.
§ 3. Следственный эксперимент
Следственный эксперимент — это следственное действие, проводимое в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела, путем воспроизведения действия, обстановки или иных обстоятельств определенного события или совершения необходимых опытных действий (ст. 207 УПК).
Чаще всего следственный эксперимент проводится для проверки данных, имеющихся в деле: показаний о видимости, слышимости, возможности совершения определенных действий, механизма образования тех или иных следов. В случае необходимости к участию в нем могут привлекаться (с их согласия) подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель, а также специалист, эксперт и лица, проводящие опытные действия. В необходимых случаях производятся измерения, фотографирование, звуко- и видеозапись, киносъемка, составляются планы и схемы.
При проведении следственного эксперимента следователь не вправе совершать действия, унижающие честь и достоинство участвующих в нем лиц и окружающих или создающие опасность для их здоровья. О производстве следственного эксперимента составляется протокол.
§ 4. Обыск и выемка. Наложение ареста на имущество
Обыск — это следственное действие, заключающееся в принудительном обследовании помещений, иных мест или отдельных лиц в целях отыскания и изъятия орудий преступления, предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для дела, а также для обнаружения разыскиваемых лиц и трупов.
Основанием для производства обыска являются достаточные данные полагать, что названные предметы и документы находятся в каком-либо помещении, ином месте или у какого-нибудь лица. Произвольное проникновение в жилище недопустимо. В статье 29 Конституции устанавливается, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.
Обыск может серьезно нарушить права и интересы граждан, поэтому он проводится по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора или его заместителя. В случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен без санкции прокурора, но с последующим сообщением ему об этом в суточный срок. К не терпящим отлагательства случаям относятся такие, когда неотложность обыска диктуется обстановкой только что совершенного преступления; когда производство обыска необходимо для немедленного пресечения дальнейшей преступной деятельности определенного лица; если основания для производства обыска возникли внезапно при производстве других следственных действий; если промедление с обыском может привести к уничтожению, сокрытию, порче искомых объектов; если возникли другие подобные обстоятельства.
По общему правилу обыск производится в дневное время. Лишь в исключительных случаях он допускается ночью.
Виды обыска:
1) обыск в помещении;
2) обыск на местности;
3) личный обыск.
Кроме того, бывают еще обыск для обнаружения трупа, обыск для обнаружения разыскиваемых лиц, обыск в помещениях дипломатических представительств.
Выемка — следственное действие, состоящее в изъятии конкретных предметов и документов, имеющих значение для дела, если точно известно, где и у кого они находятся.
В отличие от обыска предметы и документы, подлежащие изъятию в ходе выемки, не разыскиваются, а лишь изымаются добровольно или принудительно у конкретного лица. Если при производстве выемки возникает необходимость произвести поиски определенного предмета или документа, то она перерастает в обыск.
Основанием для производства выемки является доказательство о наличии определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, если точно известно, где и у кого они находятся.
Виды выемки:
1) выемка предметов;
2) выемка документов;
3) выемка документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной;
4) выемка почтово-телеграфной корреспонденции;
5) выемка в помещениях дипломатических представительств.
Осмотр и выемка почтово-телеграфной корреспонденции производятся в присутствии работников этого учреждения.
Выемка документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, выемка почтово-телеграфной корреспонденции и выемка в помещениях дипломатических представительств производятся с санкции прокурора.
Процессуальный порядок производства и оформления обыска и выемки строго регламентирован УПК. Процессуальным основанием для производства данных следственных действий является мотивированное постановление следователя. Если необходимо произвести выемку документов, содержащих государственную тайну, должно быть получено согласие руководителя соответствующего учреждения.
В отдельных случаях предусмотрена возможность производства личного обыска задержанного, подозреваемого или обвиняемого без вынесения о том постановления и без санкции прокурора:
1) при задержании лица;
2) при заключении под стражу;
3) при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором проводится обыск, скрывает при себе документы или предметы, могущие иметь значение для дела. Личный обыск производится лицом того же пола, что и обыскиваемый, и с участием специалистов и понятых того же пола.
Представляется, что личный обыск при задержании в порядке статьи 108 УПК допустимо проводить без участия понятых.
Приступая к выемке или обыску, следователь обязан предъявить постановление об этом, разъяснить участникам следственного действия их права. После предъявления постановления следователь предлагает выдать искомое. Если при производстве обыска интересующие следователя предметы или документы выданы добровольно и нет оснований опасаться сокрытия других предметов, следователь вправе ограничиться изъятием выданного и не производить дальнейших поисков.
При производстве обыска и выемки можно вскрывать закрытые помещения и хранилища, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должны допускаться не вызываемые необходимостью повреждения запоров дверей и других предметов.
Следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске и выемке обстоятельства частной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц. Чтобы предупредить утечку информации, следователь вправе запретить лицам, находящимся в помещении или месте, где проводится обыск или выемка, и лицам, приходящим в это помещение или место, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска или выемки.
При проведении названных следственных действий следователь должен строго ограничиваться изъятием предметов и документов, которые могут иметь отношение к делу. Предметы и документы, запрещенные к обращению, подлежат изъятию независимо от их отношения к делу.
О производстве выемки или обыска составляется протокол, в котором должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы или документы, выданы они добровольно либо изъяты принудительно. Если в ходе следственного действия были предприняты попытки уничтожить или спрятать предметы или документы, подлежащие изъятию, это должно быть отражено в протоколе с указанием принятых мер. Копия протокола вручается под расписку лицу, у которого были проведены обыск или выемка, либо совершеннолетнему члену его семьи, а при их отсутствии — представителю жилищно-эксплуатационной организации либо местной администрации. Если обыск или выемка проводилась на предприятии, в учреждении, организации, копия протокола вручается под расписку их представителям.
Наложение ареста на имущество. В целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества орган уголовного преследования и суд вправе наложить арест на имущество подозреваемого, обвиняемого либо лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия (ст. 132 УПК). На практике такое требование, как правило, реализуется одновременно с производством обыска или выемки.
Наложение ареста на имущество состоит в объявлении собственнику или владельцу запрета распоряжаться, а в необходимых случаях и пользоваться этим имуществом либо в изъятии имущества и передаче его на хранение. Процессуальный порядок проведения и оформления этого следственного действия аналогичен правилам производства выемки и обыска. О наложении ареста на имущество выносится мотивированное постановление и по правилам, предусмотренным УПК, составляется протокол описи арестованного имущества. Однако арест не может быть наложен на залог, а также на имущество, являющееся предметами первой необходимости.
Имущество, на которое наложен арест, может быть изъято и обращено по постановлению следователя в доход государства либо передано на хранение представителю местной администрации, жилищно-эксплуатационной организации, владельцу этого имущества или иному лицу, которые должны быть предупреждены об ответственности за сохранность имущества, о чем берется подписка. При наложении ареста на денежные средства и иные ценности, находящиеся на счетах и во вкладах в банках и кредитных учреждениях, расходные операции по данному счету прекращаются в пределах средств, на которые наложен арест.
При наложении ареста на имущество может участвовать специалист, определяющий его стоимость. Наложение ареста на имущество отменяется постановлением (определением) лица или органа, в производстве которого находится дело, когда в этом отпадает необходимость.
Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления применяется при наличии достаточных оснований полагать, что письма, телеграммы, бандероли, радиограммы, посылки и другие почтово-телеграфные отравления могут содержать сведения, документы и предметы, имеющие значение для дела. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, осмотр и выемка их в почтово-телеграфных учреждениях проводятся по постановлению органа дознания, следователя и с санкции прокурора. В постановлении указываются:
фамилия, имя, отчество лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться, его адрес;
основания для наложения ареста и проведения выемки;
виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту;
срок действия ареста; наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать почтово-телеграфные отправления и сообщать об этом следователю.
Это постановление направляется в соответствующее учреждение связи для исполнения.
Следователь, получив сообщение от руководителя учреждения связи о поступлении к ним указанных в постановлении почтово-телеграфных отправлений, прибывает в учреждение связи, где с участием его работников проводит осмотр, выемку или снятие копий с задержанных отправлений. Для этого могут приглашаться специалисты, а также переводчики. По итогам осмотра составляется протокол, в котором указывается, кем и какие почтово-телеграфные отправления были подвергнуты осмотру, скопированы и отправлены адресату или изъяты.
Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления отменяется постановлением следователя, органа дознания не позднее окончания расследования.
§ 5. Задержание и допрос подозреваемого
Задержание состоит в заключении лица под стражу, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и на условиях, определенных законом.
Одни авторы считают задержание следственным действием, другие рассматривают его в качестве меры уголовно-процессуального принуждения. Представляется, что его можно условно отнести к следственному действию, хотя задержание является также мерой процессуального принуждения. Тем более, что статья 186 УПК задержание относит к неотложному следственному действию. Безусловно, задержание не может быть отнесено к самостоятельному способу установления фактических данных по делу, но оно этому способствует, поскольку проводится почти одновременно с личным обыском и допросом задержанного, а также допросом лиц, доставивших задержанного в милицию.
Задержание подозреваемого близко примыкает к таким мерам принуждения, как заключение под стражу и административное задержание. Общим для них является то, что все они представляют собой лишение гражданина свободы. Вместе с тем, между ними имеются существенные различия. Задержание может осуществляться в стадиях возбуждения уголовного дела, предварительного расследования и в судебных стадиях (задержание осужденного в соответствии со ст. 113 УПК). Оно предшествует заключению под стражу, но не заменяет его. Задержание носит неотложный характер, поэтому, в отличие от заключения под стражу, санкции прокурора не требует. Срок задержания подозреваемого — не более 72 часов (или семи суток при задержании осужденного); он не продлевается. Срок содержания под стражей обвиняемого при расследовании дела установлен до двух месяцев и может быть продлен.
Уголовно-процессуальное задержание отличается от административного. Первое применяется только в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления, второе — в отношении лиц, совершивших административные правонарушения. О задержании подозреваемого в совершении преступления письменно сообщается прокурору, при административном задержании — не сообщается. При задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, оно становится подозреваемым и приобретает соответствующие права и обязанности участника уголовного процесса. Административно задержанный такого положения не приобретает. Уголовно-процессуальное задержание длится 72 часа, административное — 3 часа. Срок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, исчисляется с момента его доставления в орган уголовного преследования. Если лицо задерживается по постановлению, то срок исчисляется с момента фактического задержания (захвата, поимки) подозреваемого, а не с момента доставления его должностному лицу, которое вынесло постановление о задержании.
Согласно статье 107 УПК задержание может быть применено только:
1) к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть или ареста;
2) к обвиняемому, нарушившему условия примененной к нему меры пресечения;
3) к осужденному, в отношении которого имеется представление уполномоченного на то органа об отмене приговора, определения, постановления суда об условном неприменении наказания, отсрочке его исполнения или условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.
Задержание производится (виды задержания):
а) по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления;
б) на основании постановления органа уголовного преследования;
в) на основании постановления (определения) суда о задержании осужденного до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки его исполнения или условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.
Основания для задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, появляются, если:
1) лицо застигнуто при совершении предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния или непосредственно после его совершения;
2) очевидцы происшествия, в том числе и пострадавший, прямо укажут на данное лицо как на совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние или захватят его в порядке, предусмотренном статьей 109 УПК;
3) на этом лице, при нем, на его одежде или других используемых им вещах, в его жилище, иных используемых им помещениях, на рабочем месте или транспортном средстве обнаружены явные следы, указывающие на его причастность к совершению предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния;
4) имеются другие достаточные основания подозревать в совершении преступления лицо при условии, что оно пыталось скрыться с места преступления или от органа, ведущего процесс, либо не имеет постоянного места жительства или проживает в другой местности, либо не установлена его личность.
Мотивами задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, могут служить достаточные основания полагать, что подозреваемый может скрыться от органов уголовного преследования, воспрепятствовать предварительному расследованию уголовного дела, совершить новое преступление.
Новшеством в УПК является то, что статья 108 допускает задержание подозреваемого в совершении преступления до возбуждения уголовного дела. При этом оно должно быть возбуждено в течение 12 часов с момента фактического задержания. Если в установленный срок уголовное дело не возбуждено, то задержанный должен быть освобожден. Данное задержание не может длиться свыше 72 часов с момента задержания.
О задержании по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления в срок не более трех часов после доставления задержанного в орган уголовного преследования должен быть составлен протокол, в котором указываются основания и мотивы, место и время задержания (с указанием часа и минут), результаты личного обыска, а также время составления протокола. Протокол объявляется задержанному, при этом разъясняются его права, в том числе право пригласить защитника, давать показания в его присутствии, что отмечается в протоколе. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным. О задержании лица выносится постановление, которое является правовым основанием для содержания лица под стражей. Постановление объявляется задержанному. О задержании в течение суток письменно сообщается прокурору.
Задержание на основании постановления органа уголовного преследования для предъявления обвинения (ст. 111 УПК) имеет место в случае, если собранные по делу доказательства дают основания полагать, что лицо совершило запрещенное уголовным законом деяние и находится в другой местности либо место его нахождения неизвестно. Это постановление должно быть исполнено органом дознания, который обнаруживает указанное лицо. Об исполнении данного постановления немедленно уведомляется орган, вынесший постановление. Данное задержание не может длиться свыше 72 часов с момента фактического задержания. Задержанному может не предъявляться обвинение в указанный срок, если до истечения 72 часов с момента задержания он освобожден из-под стражи с избранием меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, или без применения в отношении его меры пресечения.
Задержание обвиняемого на основании постановления органа уголовного преследования до заключения его под стражу (ст. 112 УПК) осуществляется в случае, если обвиняемый нарушил условия примененной к нему меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, или данного им письменного обязательства являться по вызову органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора, суда и сообщать им о перемене места жительства. Орган уголовного преследования или суд вправе вынести постановление, определение о задержании этого лица с одновременным решением вопроса в установленном порядке о применении меры пресечения в виде заключения под стражу.
Следует помнить, что данное задержание допускается лишь в случае, когда положения УПК позволяют применить к нему в качестве меры пресечения заключение под стражу. Это задержание, как и другие, не может длиться свыше 72 часов.
Задержание осужденного до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 113 УПК) осуществляется по инициативе суда, который выносит постановление (определение) о задержании осужденного до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, но при условии, что уполномоченный на то орган внес представление и представил материалы, из которых следует, что осужденным не выполняются установленные для него судом обязанности и иные условия, указанные в статьях 77, 78, 90 и 93 УК Республики Беларусь.
Срок данного задержания осужденного определяется судом в пределах 7 суток с момента фактического задержания.
Постановление (определение) о задержании осужденного суд направляет для исполнения органу дознания, который немедленно уведомляет об этом суд.
О задержании гражданина и месте его нахождения орган, осуществляющий задержание, обязан в течение 12 часов уведомить кого-либо из совершеннолетних членов его семьи, а при их отсутствии — других родственников или близких либо предоставить возможность такого уведомления самому задержанному.
Форма уведомления законом не установлена. Представляется, что это можно сделать по телефону, телеграфу, телефаксу, через нарочного, путем приглашения в милицию и т.д. Об уведомлении делается отметка, как правило, на протоколе задержания с указанием о сообщении, времени и способе уведомления.
Освобождение задержанного осуществляется на основании решения органа, ведущего уголовный процесс, в случаях, если:
1) не подтвердилось подозрение в совершении лицом предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния;
2) отпали основания дальнейшего содержания лица под стражей;
3) орган, ведущий уголовный процесс, установил, что задержание произведено с нарушениями требований УПК;
4) истек срок задержания.
По четвертому случаю задержанный освобождается руководителем администрации места содержания под стражей с уведомлением органа, осуществившего задержание. В законе не установлен документ, которым оформляется освобождение задержанного руководителем администрации. Представляется, что это должен быть протокол. Органом, принявшим решение об освобождении задержанного, выдается освобожденному справка, в которой указывается, кем он был задержан, основание, место и время задержания, основание и время освобождения.
Важной гарантией в защите прав является то, что лицо, освобожденное от задержания, не может быть вновь задержано по тому же подозрению.
Допрос подозреваемого представляет собой одно из следственных действий по установлению, закреплению и проверке доказательств. Сущность его состоит в получении следователем показаний подозреваемого по поводу обстоятельств, послуживших основанием для его задержания или для применения меры пресечения, а также по поводу иных известных подозреваемому обстоятельств по делу.
Вызов и допрос подозреваемого производится с соблюдением правил, установленных статьями 215—219 УПК, и близок к допросу обвиняемого. Для подозреваемого дача показаний является правом, а не обязанностью, поэтому он за уклонение или отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний уголовной ответственности не несет.
В законе определены и другие требования, которые должны быть соблюдены при допросе подозреваемого.
Во-первых, если подозреваемый был задержан в порядке статьи 108 УПК или в отношении его применена мера пресечения, допрос должен быть произведен немедленно. Однако если такой допрос провести немедленно не представилось возможным, подозреваемый должен быть допрошен в другое время, но не позднее 24 часов с момента задержания или применения меры пресечения.
Во-вторых, перед допросом подозреваемому должны быть разъяснены его права, предусмотренные статьей 41 УПК, о чем делается отметка в протоколе допроса подозреваемого.
В-третьих, перед допросом подозреваемому должно быть объявлено, в совершении какого преступления он подозревается, о чем делается отметка в протоколе его допроса.
§ 6. Допрос свидетеля и потерпевшего
Допрос — это следственное действие, которое заключается в получении, закреплении и проверке показаний свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Допрос является самым распространенным следственным действием. Его задачи заключаются в получении от допрашиваемого сведений о событии преступления, лицах, его совершивших, характере и размере вреда, причиненного преступлением, причинах и условиях, способствующих совершению преступления, а также о других обстоятельствах, имеющих значение для дела. Допрос свидетеля и потерпевшего в процессуальном отношении имеет много общего, что дает возможность рассматривать эти действия одновременно.
Допрос свидетеля и потерпевшего осуществляется по правилам, установленным статьями 215—221 УПК, и условно может быть разграничен на три последовательно протекающих этапа: вызов на допрос, проведение допроса, процессуальное оформление результатов допроса.
Свидетель и потерпевший вызываются на допрос, как правило, повесткой, в которой должно быть указано, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин. Повестка вручается под расписку. Если вызываемое лицо отсутствует, то повестка вручается под расписку кому-либо из совершеннолетних членов семьи либо администрации по месту работы, которые обязаны передавать ее свидетелю или потерпевшему. Кроме повестки, свидетель или потерпевший могут быть вызваны с использованием и других средств связи, например, они могут вызываться телефонограммой, телетайпом или телеграммой, в которых указываются те же сведения, что и в повестке. Иногда эти участники могут вызываться на допрос по телефону. Свидетель или потерпевший, находящиеся под стражей по другому делу (в качестве подозреваемого или обвиняемого), вызываются на допрос через администрацию места лишения свободы. При неявке свидетеля или потерпевшего на допрос без уважительной причины они могут быть подвергнуты приводу. О приводе следователь выносит постановление, которое направляет органам милиции по месту жительства вызываемых для исполнения.
Вызов в качестве свидетеля или потерпевшего лица, не достигшего шестнадцати лет, производится через его родителей или иных законных представителей.
Допрос проводится по месту осуществления предварительного следствия, а по решению следователя — по месту нахождения допрашиваемого. Допрос не может длиться непрерывно более четырех часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи. Общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов. В случае медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача. Следует заметить, что эти требования распространяются на подозреваемого, обвиняемого.
Перед допросом следователь должен выяснить данные о личности допрашиваемого. Если возникают сомнения, владеет ли допрашиваемый языком, на котором ведется производство по делу, то выясняется, на каком языке он желает давать показания, сообщается, в качестве кого по делу он будет допрошен.
Свидетели и потерпевшие, вызванные по одному и тому же делу, допрашиваются порознь, в отсутствие других свидетелей и потерпевших и не должны общаться между собой. Следователь выясняет их отношение к подозреваемому, обвиняемому, разъясняет их права и обязанности и предупреждает об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний. При этом следователь обязан разъяснить, что свидетель или потерпевший вправе отказаться от дачи показаний, уличающих в совершении преступления их самих или близких родственников. В то же время свидетель или потерпевший, не воспользовавшийся этим правом, предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. О разъяснении ему прав и обязанностей, предупреждении об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний делается отметка в протоколе допроса, удостоверенная подписью допрашиваемого лица.
Допрос начинается с предложения следователя рассказать об известных допрашиваемому лицу обстоятельствах дела. По окончании свободного рассказа допрашиваемому могут быть заданы вопросы, направленные на уточнение и дополнение показаний. Следует <