Глава 10. Возбуждение уголовного дела
§ 1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела
Уголовный процесс состоит из стадий. Его первая, начальная стадия — возбуждение уголовного дела. В этой стадии государственные органы, должностные лица, уполномоченные осуществлять уголовное преследование, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры по обнаружению и выявлению лиц, их совершивших, возбуждению уголовного дела, привлечению виновных к предусмотренной законом ответственности и созданию условий для постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора (ст. 15 УПК). Сущность этой стадии состоит в том, что названные органы и должностные лица в пределах их компетенции и определенного срока рассматривают сведения о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие фактических и правовых оснований для начала производства по уголовному делу.
Фактическими предпосылками к возбуждению уголовного дела являются данные, подтверждающие то обстоятельство, что само преступное деяние имело место в действительности. Правовые предпосылки означают, что указанное деяние предусмотрено уголовным законом в качестве преступления.
В этой стадии подлежат выяснению обстоятельства как влекущие за собой возбуждение уголовного дела, так и исключающие производство по делу, т.е. отказ в возбуждении уголовного дела. Принимаются также меры к предупреждению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.
Суть возбуждения уголовного дела заключается в том, чтобы:
установить наличие или отсутствие фактических и правовых оснований для начала производства по уголовному делу;
обеспечить своевременное реагирование на преступления для их быстрого и полного раскрытия и установления лиц, их совершивших;
предотвратить расследование фактов, не содержащих признаков преступления;
осуществить первоначальную квалификацию деяния, содержащего признаки преступления, и определить пределы исследования обстоятельств конкретного уголовного дела;
установить орган, обязанный осуществлять производство по уголовному делу.
В стадии возбуждения уголовного дела решаются общие задачи уголовного процесса, а также специфические задачи по установлению признаков преступления в деянии и принятию законного и обоснованного решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела:
а) выяснение наличия или отсутствия информации о преступлении;
б) охрана прав и законных интересов граждан;
в) реагирование на преступление с целью его раскрытия.
На данной стадии требуется выяснить:
является ли информация о преступном деянии поводом к возбуждению уголовного дела;
содержит ли эта информация (заявления, сообщения и т.д.) признаки преступления;
по какой статье закона может быть квалифицировано преступное деяние;
на основании каких данных признается, что факты, о которых получены сведения, действительно имели место;
не следует ли по обстоятельствам содеянного провести осмотр места происшествия;
возникает ли необходимость проведения предварительной проверки, и если да, то какие проверочные действия должны быть проведены;
вправе ли данный орган и конкретное должностное лицо разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела, либо имеющиеся материалы подлежат передаче по подследственности;
не установлены ли обстоятельства, препятствующие возбуждению уголовного дела;
кому следует вести дознание или предварительное следствие в случае возбуждения уголовного дела;
не относится ли преступление к частному и частно-публичному обвинению;
какие меры должны быть приняты для предупреждения или пресечения уголовно-наказуемого деяния, а равно для закрепления и сохранения следов преступления.
До возбуждения уголовного дела могут быть получены объяснения, истребованы дополнительные документы, произведены осмотр места происшествия, экспертизы, задержания. В этой стадии составляются процессуальные документы: протокол устного заявления; протокол явки с повинной; протокол осмотра места происшествия; протокол задержания (ст. 110 УПК Республики Беларусь); запросы на предприятия, в учреждения и организации; получение объяснений.
Согласно статье 173 УПК Республики Беларусь в этой стадии назначаются экспертиза для определения причин смерти и степени тяжести телесных повреждений и иные экспертизы, выводы которых могут иметь существенное значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ст. 226 УПК).
По поступившему заявлению или сообщению о преступлении либо при непосредственном обнаружении преступления принимается одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче заявления, сообщения по подследственности.
Представляется, что статью 174 УПК следует дополнить пунктом 4 следующего содержания:
«о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения».
Следователь при отсутствии подозреваемого принимает решение только по заявлениям и сообщениям о преступлениях, относящихся к категории тяжких или особо тяжких.
По заявлению об исчезновении лица возбуждение уголовного дела обязательно, если в течение 10 суток с момента подачи заявления проведенными в этот срок оперативно-розыскными мероприятиями установить местонахождение лица не представилось возможным и если имеются данные о том, что это лицо могло стать жертвой преступления (ст. 174 УПК).
Решение по заявлению или сообщению должно быть принято в срок не позднее трех суток, а при необходимости проверки достаточности оснований к возбуждению уголовного дела — не позднее 10 суток.
В случае невозможности принятия решения в указанный срок он может быть продлен по мотивированному постановлению органа дознания или следователя прокурором до одного месяца.
Возбуждение уголовного дела — это первоначальная стадия уголовного процесса, состоящая в установлении в поступившей информации условий, необходимых для принятия законного решения.
§ 2. Органы и должностные лица, имеющие право возбуждать уголовные дела
Правом возбуждать уголовные дела обладают прокурор, следователь, орган дознания.
Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, поручить его расследование соответствующему следователю, органу дознания, дознавателю либо принять дело к своему производству и расследовать его в полном объеме. Прокурор вправе отменить постановление следователя или органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела и своим постановлением возбудить уголовное дело.
Следователи прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности и Департамента финансовых расследований возбуждают уголовные дела, отнесенные законом к их подследственности (ст. 182 УК).
Орган дознания возбуждает уголовные дела в пределах своей компетенции, предусмотренной статьей 187 УПК, проводит дознание и направляет дело в суд. Кроме того, орган дознания вправе также возбудить дело, по которому обязательно производство предварительного следствия (ст. 186 УПК). Однако после выполнения неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, наложение ареста, опознание, освидетельствование, задержание, допрос, назначение экспертизы) орган дознания передает дело по подследственности следователю.
Дела частного обвинения возбуждаются гражданином путем подачи в районный (городской) суд заявления о привлечении лица к уголовной ответственности. С момента принятия судом заявления к своему производству данный гражданин становится частным обвинителем и ему должны быть разъяснены права, о чем составляется судьей протокол.
Если граждане, присутствующие в судебном заседании, нарушают порядок в зале судебного заседания и в их действиях имеются признаки преступления, суд направляет материалы прокурору для возбуждения уголовного дела.
§ 3. Поводы и основания к возбуждениюуголовного дела
Уголовное дело возбуждается при наличии определенных условий — поводов и оснований.
Повод к возбуждению уголовного дела — установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которого компетентные органы и должностные лица получают информацию о преступлении.
Согласно статье 166 УПК поводами к возбуждению уголовного дела являются:
1) заявления граждан;
2) явка с повинной;
3) сообщения должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений;
4) сообщения о преступлении в средствах массовой информации;
5) непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления.
Заявления граждан являются наиболее распространенным поводом к возбуждению уголовного дела. Они могут быть устными и письменными. Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом органа дознания, дознавателем, следователем, прокурором, принявшими заявление. Заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос, о чем в заявлении или протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
Законом определен перечень уголовных дел, которые могут быть возбуждены не иначе как по заявлению потерпевшего. Это дела частного и частно-публичного обвинения.
Сообщения о преступлении, поступившие по телефону, должны быть записаны принимающим лицом в виде телефонограммы с указанием всех необходимых данных о заявителе.
Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела.
В случае, когда имеются основания полагать, что заявителю, членам его семьи или его близким родственникам и иным лицам, которых он обоснованно считает своими близкими, могут угрожать убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества, в заявлении не указываются анкетные данные заявителя и не ставится его подпись.
Порядок регистрации, учета и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях в органах внутренних дел регламентируется соответствующими приказами и инструкциями.
Явка с повинной как повод к возбуждению уголовного дела состоит в добровольном сообщении лица о совершенном им преступлении, когда этому лицу еще не объявлено постановление о возбуждении в отношении его уголовного дела, о признании подозреваемым, о применении меры пресечения и вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого.
В случае явки с повинной устанавливается личность заявителя и составляется протокол, в котором излагается сделанное заявление. Протокол подписывается заявившим о повинной и должностным лицом, принявшим заявление.
Если явившийся с повинной сообщает о совершении преступления совместно с другими лицами, он предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.
Заявление о повинной может быть сделано как в письменной, так и в устной форме.
Сообщения должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений о преступлении подаются в письменной форме и должны содержать необходимые сведения о преступлении. Они подписываются их руководителями и скрепляются оттисками печатей. Одновременно с сообщением представляются материалы, подтверждающие наличие в деянии признаков преступления (акты ревизий, проверок, документов, объяснения материально ответственных лиц и др.).
Сообщения в средствах массовой информации служат поводом к возбуждению уголовного дела, если содержат конкретные факты о преступлении и опубликованы в газете, журнале либо распространены по радио или телевидению.
Должностное лицо средств массовой информации, которое опубликовало или распространило сообщение о преступлении, по требованию лица, правомочного возбудить уголовное дело, обязано передать находящиеся в его распоряжении документы и иные материалы, подтверждающие сделанное сообщение (ст. 171 УПК).
Непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления, характеризуется тем, что эти органы без чьего-либо сообщения или заявления обнаруживают готовящееся или совершенное преступление и по своей инициативе возбуждают уголовное дело. Это происходит в процессе осуществления ими своих правоохранительных функций (например при производстве следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий). Прокурор может обнаружить признаки преступления при осуществлении своих надзорных функций.
Закон обязывает органы уголовного преследования принимать, регистрировать и рассматривать заявления или сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении; при этом необходимо выдавать заявителю документ о регистрации принятого заявления или сообщения о преступлении. Если в такой регистрации будет необоснованно отказано, то этот отказ может быть обжалован прокурору.
Заявление или сообщение о преступлении, поступившее в суд, направляется судом прокурору, о чем уведомляется заявитель.
Основания к возбуждению уголовного дела — это наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, а также исчезновение лица.
Из этого следует, что полной информации о преступлении не требуется. Обычно бывает достаточно указания на объект и объективную сторону преступления, на то, что само деяние, о котором поступило заявление или сообщение, имело место в действительности и содержит признаки преступления. Не требуется, чтобы имелись и сведения о лицах, виновных в совершении преступления. Однако при определенных условиях не исключается возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица (например при задержании преступника на месте преступления) либо в силу специфики преступления (например при самовольной отлучке военнослужащего, злостном уклонении от уплаты алиментов).
Для возбуждения уголовного дела необходимо иметь достоверные, тщательно и всесторонне проверенные данные о готовящемся или совершенном преступлении.
Основанием для возбуждения уголовного дела являются данные об исчезновении лица. Это новое основание. По нему уголовное дело возбуждается, если в течение десяти суток с момента подачи заявления проведенными оперативно-розыскными мероприятиями установить местонахождение лица не представилось возможным, и при наличии оснований о том, что это лицо могло стать жертвой преступления.
§ 4. Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу
В статье 29 УПК содержится исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу, а значит, и его возбуждение.
Отсутствие общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом (п. 1 ч. 1 ст. 29 УПК), означает, что, речь идет о ситуации, когда самого преступного деяния, о котором поступило сообщение, в действительности не существовало. Например, в сообщении утверждалось об умышленном лишении жизни какого-то лица, однако при проверке было установлено, что смерть наступила в результате тяжелого длительного заболевания или явилась следствием несчастного случая.
Отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 29 УПК) означает, что, хотя деяние, о котором идет речь в заявлении или сообщении, имело место в действительности, однако в нем отсутствуют все необходимые признаки преступления. Например наезд автомашины, повлекший причинение потерпевшему телесных повреждений, явился результатом его собственной неосторожности при отсутствии вины водителя.
Истечение сроков давности (п. 3 ч. 1 ст. 29 УК). Привлечение лица к уголовной ответственности возможно лишь в пределах установленных уголовным законом сроков давности. Течение срока давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, скрывается от следствия и суда.
Наличие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное общественно опасное деяние. Издание актов об амнистии влечет освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступные действия. При этом в соответствующем законодательном акте определяются категории уголовных дел, которые не могут быть возбуждены, а возбужденные подлежат прекращению.
Примирение лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым по делам частного обвинения, за исключением случаев, указанных в частях 4—6 статьи 26 УПК. Такое примирение допускается только по делам частного обвинения. Судья до возбуждения уголовного дела принимает меры к примирению потерпевшего с лицом, на которое подано заявление. Если последовало примирение, уголовное дело не возбуждается. Примирение допускается только до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.
Отсутствие заявления пострадавшего от преступления, если дело возбуждается не иначе как по его заявлению, кроме случаев, предусмотренных частью 5 статьи 26 УПК, когда прокурору предоставлено право возбуждать дела и при отсутствии заявления потерпевшего. К числу таковых закон относит дела о преступлениях частного и частно-публичного обвинения. Лишь в исключительных случаях прокурор вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии заявления пострадавшего, если оно затрагивает существенные интересы государства и общества или совершено в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости либо по иным причинам не способного самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Такое дело прекращению за примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежит.
В отношении умершего, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для его реабилитации. Данное обстоятельство делает совершенно излишним производство по уголовному делу ввиду смерти самого субъекта преступления. Вместе с тем, по ходатайствам заинтересованных лиц уголовное дело возбуждается для реабилитации умершего либо для возобновления уголовного дела в отношении других лиц по вновь открывшимся обстоятельствам.
В отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению либо определение (постановление) суда о прекращении производства по уголовному делу по тому же основанию. За одно и то же преступление лицо не может дважды привлекаться к уголовной ответственности, т.е. по факту, который уже был однажды предметом судебного разбирательства и получил свое разрешение в соответствующем судебном акте, производство уголовно-процессуальной деятельности не может иметь места до отмены в установленном порядке принятого процессуального решения органа судебной власти.
Наличие в отношении лица неотмененного постановления органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Пока не будет отменено постановление органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела по тому же обвинению, эти лица не вправе возбудить уголовное дело.
В случае вступления в силу закона, устраняющего наказуемость деяния.
Прекращение производства по уголовному делу по основаниям, указанным в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 29 УПК, не допускается, если обвиняемый против этого возражает.
§ 5. Процессуальный порядок возбужденияили отказа в возбуждении уголовного дела
При наличии поводов и оснований органы уголовного преследования выносят постановление о возбуждении уголовного дела по факту совершенного преступления либо в отношении лица, подозреваемого в его совершении. Постановление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. Во вводной части указываются время и место его вынесения, кем оно составлено. В описательной — излагаются повод и основание к возбуждению уголовного дела. В резолютивной — статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждается, а также дальнейшее направление дела. Копия постановления о возбуждении уголовного дела в течение 24 часов направляется прокурору. О принятом решении сообщается заявителю.
В постановлении о возбуждении уголовного дела по факту исчезновения лица статья Уголовного кодекса не указывается.
Одновременно с возбуждением уголовного дела должны быть приняты меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.
После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела прокурор направляет дело следователю или органу дознания для производства расследования либо сам приступает к производству предварительного следствия; следователь приступает к производству предварительного следствия; орган дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, после выполнения неотложных следственных действий направляет дело для производства предварительного следствия, а по делам о преступлениях, предусмотренных частью 12 статьи 182 УПК, производит дознание.
Следственные действия по делу вправе производить лишь тот следователь, в производстве которого оно находится. Другие органы могут проводить следственные действия лишь по поручению этого следователя.
В случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания, следователь, прокурор выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 178 УПК). Копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение суток направляются заявителю и прокурору. При этом заявителю должны быть разъяснены права и порядок обжалования постановления. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору. Отказ прокурора в удовлетворении жалобы может быть обжалован вышестоящему прокурору.
Если из поступившего заявления или сообщения усматриваются нарушения политических, трудовых, жилищных, семейных и иных прав граждан, а также нарушения законных интересов предприятий, учреждений, организаций, объединений, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, то одновременно с отказом в возбуждении уголовного дела заинтересованным лицам должны быть разъяснены права и порядок обращения в суд для восстановления нарушенных прав и интересов в порядке гражданского судопроизводства.
§ 6. Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела
Важными условиями обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел являются прокурорский надзор и ведомственный контроль.
Прокурор надзирает за тем, чтобы не было необоснованного возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела, строго соблюдались сроки и порядок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, не ущемлялись права и законные интересы граждан.
В соответствии с Законом от 29 января 1993 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» (с последующими изменениями и дополнениями) и статьей 179 УПК прокурор проверяет исполнение требований Закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях; продлевает срок разрешения заявлений или сообщений, отменяет постановление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и об отказе в его возбуждении; направляет материалы для производства дополнительной проверки; отменяет постановление органа дознания или следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждает уголовное дело; отменяет постановление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и направляет материалы для проведения дополнительной проверки; отменяет постановление органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и прекращает уголовное дело, если по нему уже произведены следственные действия.
Указания прокурора органам дознания и предварительного следствия, данные в связи с возбуждением уголовного дела, являются для них обязательными.
Контроль за законностью действий следователя при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях осуществляет начальник следственного подразделения, который может поручить следователю произвести проверку, передать заявление от одного следователя к другому, лично рассмотреть первичные материалы и принять по ним решения. Начальник органа дознания организует регистрацию заявлений и сообщений о преступлениях, проверяет правильность ведения книги учета преступлений, дает указания конкретным исполнителям о проведении проверки, обеспечивает четкую работу дежурной части, своевременный выезд на места происшествий и т.д. Кроме того, он утверждает постановление о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
МВД Республики Беларусь издан специальный приказ, регламентирующий порядок приема, регистрацию учета и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях.
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела.
2. Содержание стадии возбуждения уголовного дела. Какие решения принимаются в этой стадии?
3. Кто может возбудить уголовное дело?
4. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
5. Порядок регистрации учета и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях.
6. Сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях.
7. Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу.
8. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела.
9. Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела.
10. Надзор прокурора и ведомственный контроль за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела.
Глава 11. Предварительное расследование
§ 1. Понятие, задачи и значение стадии предварительного расследования
Предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания, дознавателя, следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства. Их цель — быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение и привлечение в качестве обвиняемого лица, его совершившего, принятие мер по пресечению преступления, а также мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением.
Рассмотрение уголовного дела в суде по общему правилу невозможно без установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию на стадии предварительного расследования. Суд не может активно и целенаправленно заниматься собиранием доказательств, изобличением лиц, совершивших преступления. Необходимые предпосылки для осуществления правосудия судом создаются в процессе производства предварительного расследования. По отношению к судебному разбирательству предварительное расследование носит вспомогательный (подсобный) характер и играет служебную роль. Само название этой стадии (предварительное расследование) говорит о том, что в дальнейшем предстоит еще и окончательное производство по делу в форме судебного разбирательства, для которого выводы предварительного расследования не являются обязательными. В то же время предварительное расследование играет важную самостоятельную роль в уголовном процессе. Именно на этой стадии происходит установление обстоятельств совершенных преступлений, изобличение лиц, виновных в их реализации, и определяются пределы последующего судебного разбирательства по уголовным делам.
Сказанное не означает, что производство осуществляется только для суда. В стадии предварительного расследования дело может получить и окончательное разрешение путем прекращения производства по делу.
Предварительное расследование необходимо для решения следующих задач:
1) защиты личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства;
2) быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных;
3) всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств уголовного дела;
4) обнаружения и закрепления доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
5) обеспечения законности и обоснованности привлечения лиц в качестве обвиняемых;
6) установления наличия или отсутствия вреда, причиненного преступлением, и принятия мер к обеспечению его возмещения;
7) выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятия мер по их устранению и др.
Гарантиями законности предварительного расследования служат прокурорский надзор и судебный контроль за решениями, принимаемыми органами дознания и следователем.
§ 2. Формы предварительного расследования
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает две формы предварительного расследования преступлений: предварительное следствие и дознание. Основное различие между ними выражается в двух признаках: во-первых, предварительное следствие и дознание осуществляются различными органами (следствие — следователем, дознание — органом дознания, дознавателем), и, во-вторых, имеются особенности в объеме и сроках процессуальной деятельности по уголовному делу. Во всем остальном обе формы расследования подчиняются общим, единым требованиям уголовно-процессуального законодательства. Доказательства, полученные органом дознания в пределах предоставленных ему процессуальных полномочий, имеют для суда такое же значение, как и доказательства, собранные следователем.
К ведению следователя закон относит подавляющее большинство уголовных дел, представляющих значительную сложность в расследовании, и по преступлениям, где обвиняемому грозит строгое наказание. Предварительное следствие проводят следователи органов прокуратуры, КГБ, ОВД, ДФР. Особенности производства предварительного следствия будут рассмотрены в главе «Следственные действия».
§ 3. Дознание и его виды
Уголовно-процессуальный закон предусматривает два вида дознания — дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно.
При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, опознание, освидетельствование, задержание и допрос, получение образцов для сравнительного исследования, назначение экспертизы (ст. 186 УПК). Перечень неотложных следственных действий является исчерпывающим, т.е. кроме перечисленных орган дознания не вправе производить другие следственные действия по этой категории дел (подследственных следователю).
В целях обеспечения законности об обнаруженном преступлении и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора. В соответствии с УПК дознание этого вида должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлению этот срок не подлежит. Если орган дознания выполнит неотложные следственные действия ранее этого срока, он обязан немедленно направить дело следователю. После этого орган дознания может производить по нему следственные и оперативно-розыскные действия только по поручению следователя. В случае неустановления в десятидневный срок лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, орган дознания продолжает расследование до его установления. Это относится к делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, и менее тяжких преступлениях.
Второй вид дознания регламентирован статьей 187 УПК. Это дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно. Оно состоит в полном расследовании дела органом дознания. Суть этого вида дознания состоит в том, что орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами, установленными УПК для предварительного следствия, принимает предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. В этом случае дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела и до дня передачи его прокурору для направления в суд либо вынесения постановления о прекращении производства по делу.
На орган дознания не распространяются правила, установленные частью 4 статьи 36 УПК. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнение этих указаний.
По делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.
Кроме того орган дознания в необходимых случаях проводит ускоренное производство, которое следовало бы называть ускоренным дознанием, что означало бы наличие трех видов дознания.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте понятие предварительного расследования.
2. Назовите задачи и значение стадии предварительного расследования.
3. Какие существуют формы предварительного расследования?
4. По каким признакам отличается предварительное следствие от дознания?
5. Назовите виды дознания. По каким признакам они отличаются друг от друга?
Глава 12. Общие условияпредварительного расследования
§ 1. Понятие и содержание
Общие условия предварительного расследования — это закрепленные в УПК правила, которые выражают характерные черты предварительного расследования и определяют наиболее существенные требования, предъявляемые к порядку производства следственных действий и принятию решений.
К числу общих условий предварительного расследования относятся предписания уголовно-процессуального закона, определяющие: подследственность уголовных дел; полномочия следователя; привлечение общественности к участию в раскрытии преступлений; сроки предварительного расследования; соединение и выделение дел; недопустимость разглашения данных предварительного расследования; использование научно-технических средств при расследовании преступлений; протоколирование следственных действий; принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений; обжалование действий и решений следователя и прокурора.
К общим условиям обычно относят участие переводчика, понятых и специалиста при производстве следственных действий, а также признание потерпевшим и гражданским истцом, участие защитника, взаимодействие следователя и органа дознания и др. Более подробно все эти вопросы будут рассмотрены в последующих главах учебника.
§ 2. Подследственность уголовных дел
Под подследственностью понимается совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых закон относит его к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания.
Закон разграничивает подследственность уголовных дел следственным аппаратам прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований, а также органам дознания.
Статья 182 УПК дает основания для выделения следующих признаков подследственности:
1) предметный (родовой);
2) территориальный (местный);
3) персональный (личный).
Предметный (родовой) признак подследственности определяется по составу совершенного преступления, в зависимости от чего разграничивается компетенция следователей прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований.
Следователи прокуратуры расследуют наиболее опасные преступления против личности, а также другие опасные криминальные деяния, перечень которых изложен в части 1 статьи 182 УПК.
Часть 9 статьи 182 УПК дает право прокурору в целях обеспечения наиболее полного, всестороннего и объективного расследования уголовного дела передавать его от одного орг