Тема 12. административный процесс и административно-процедурное производство

1. Административный процесс: понятие, сущность, виды.

2. Принципы административного процесса.

3. Предпосылки, причины и проблемы формирования административного судопроизводства в России.

4. Понятие и сущность процедурного производства. Виды процедурных производств.

5. Лицензионно-разрешительное производство, его виды и порядок.

6. Регистрационное производство, его виды и порядок.

7. Производство по принятию правовых актов управления: понятие, виды, порядок.

Задания

1. В течение рабочего дня начальник ОВД г. Кирова Михайлов совершил следующие действия:

— провел совещание участковых уполномоченных;

— подписал приказ о назначении на должность;

— вручил паспорта школьникам;

— подписал 4 разрешения на ношение газового оружия;

— составил протокол об административном правонарушении;

— объявил выговор следователю;

— встретил брата на железнодорожном вокзале;

— рассмотрел дело о мелком хулиганстве;

— наложил штраф за административное правонарушение

Дайте классификацию действий начальника ОВД применительно к видам административно-процессуальной деятельности. Какие из перечисленных действий не подпадают под настоящую класси­фикацию?

2. Гражданин Матроскин в состоянии алкогольного опьянения без приглашения пришел вечером на день рождения к своей соседке Су­воровой, у которой были гости. Матроскин начал оскорблять присут­ствующих, нецензурно выражался, а в конце разбил всю находящуюся на столе посуду. На следующий день Суворова написала в РОВД за­явление с требованием привлечь Матроскина к уголовной ответствен­ности. Данное заявление было передано из РОВД в суд, где судья без вызова в судебное заседание Матроскина наложил на него администра­тивный штраф в размере 500 руб.

Матроскин написал жалобу районному прокурору, что считает по­становление судьи незаконным, так как он не совершал никакого пра­вонарушения. Матроскин действительно заходил в тот вечер к Суво­ровой, где один из гостей Конкин оскорбил его. В ответ Матроскин лишь оттолкнул Конкина, который упал на стол, а со стола слетела вся посуда и разбилась.

Прокурор позвонил судье и в беседе поставил под сомнение его решение, нарушившее несколько принципов административного процесса. Однако судья ответил, что в данном случае речь идет об упрощенной форме производства по делам об административных пра­вонарушениях. Принципы административно процесса в рамках уп­рощенного производства по делам об административных правонару­шениях не действуют, и при рассмотрении дела можно не учитывать некоторые из этих принципов. Следовательно, дело можно было рас­смотреть в отсутствии лица, привлекаемого к административной от­ветственности.

Согласны ли Вы с мнением судьи? Обоснуйте свой ответ. Можно ли обнаружить общность в системе принципов административного и дру­гих видов юридического процесса (гражданского, уголовного, арбитраж­ного, конституционного судопроизводства)?

3. Гражданин Левчуков приобрел газовый револьвер у своего знако­мого Конева. Через неделю он обратился в ОВД «Северное» с це­лью регистрации приобретенного им револьвера. Инспектор раз­решительной системы изъял у Левчукова револьвер, пояснив, что он не имеет права пользоваться данным оружием, так как не про­шел специальную подготовку по правилам пользования газовым оружием. По словам инспектора, специальное средства самообо­роны вправе приобретать только граждане, получившие лицен­зию на осуществление частной детективной деятельности.

Правомерны ли действия и утверждения инспектора разреши­тельной системы?

4. Гражданин Куприянов без получения необходимого разрешения построил у своего дома на незастроенном пустыре гараж для личного автомобиля. Участковый инспектор милиции, составив об этом протокол, направил его в административную комиссию, которая, рассмотрев дело об административном правонарушении, наложила на Куприянова штраф в размере 1000 руб.

Дайте оценку действиям участкового уполномоченного милиции и административной комиссии.

5. 10 сентября Кругов обратился в Кировский ОВД г. Ижевска с за­явлением, содержащим просьбу разрешить ему приобрести охот­ничье ружье. В тот же день в ОВД поступила жалоба на Крутова от его соседки, что 9 сентября в квартире Крутова до 3 часов утра играла музыка, громко пели песни. В жалобе излагалась просьба привлечь Крутова к ответственности за нарушение общественно­го порядка и правил общежития граждан. В результате Крутову было отказано в разрешении на приобретение охотничьего ружья.

Правомерен ли отказ? Если нет, то, как необходимо поступить Крутову?

Доклады

1. Лицензионное производство по Федеральному закону «О лицензировании отдель­ных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ.

2. Лицензионно-разрешительное производство по Федеральному закону «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ

3. Регистрационное производство по Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей».

4. Регистрационное производство по Закону РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свобо­ду передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713.

5. Регистрационное производство по Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ К ТЕМЕ 12

1. Конституция Российской Федерации

2. Кодекс об административных правонарушениях от 20 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

4. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

5. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

6. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

7. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии».

8. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

9. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026–1 «О милиции».

10. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

11. Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства РФ».

12. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об аппарате Правительства Российской Федерации».

13. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713.

14. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009.

15. Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. приказом Министерства юстиции РФ от 14 июля 1999 г. № 217.

16. Проект Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 12

1. Бахрах Д.Н. Юридический процесс и административное судопроизводство // Журнал российского права. 2000. № 9.

2. Великошин И.И. Совершенствование административного процесса – средство укрепления законности и правопорядка // Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития. М.: ВНИИСЗ, 2002.

3. Демин А.А. Понятие административного процесса и кодификация административно-процессуального законодательства Российской Федерации // Государство и право. 2000. № 11.

4. Касьянов М.М. Необходимо ускорить создание в России административных судов // Российская юстиция. 2003 г. № 2.

5. Кононов П.И. Административный процесс: подходы к определению понятий и структуры // Государство и право. 2001. № 6.

6. Кононов П.И. Проблемы законодательного регулирования административного процесса // Труды филиала Московской государственной юридической академии в г. Кирове. 2001. № 5.

7. Кононов П.И. Современное состояние и вопросы кодификации административно-процессуального законодательства // Журнал российского права. 2001. № 7.

8. Минашкин А.В. Административные производства и процедуры в науке административного процессуального права // Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития. М.: ВНИИСЗ, 2002.

9. Минашкин А.В. Совершенствование системы административно-процессуального права и законодательства // Законодательство и экономика. 2000. № 10.

10. Панова И.В. Административно-процессуальное право в системе права Российской Федерации // Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития. М.: ВНИИСЗ, 2002.

11. Панова И.В. Административный процесс в Российской Федерации: понятие, принципы и виды // Правоведение. 2000. № 2.

12. Панова И.В. Понятия административной юстиции, административного судопроизводства и административного процесса // Проблемы административной юстиции. М., 2002.

13. Попова Ю.А. Административное судопроизводство в системе судов общей юрисдикции // Государство и право. 2002. № 5.

14. Салищева Н.Г. Административный процесс: проблемы и перспективы. Проект Федерального конституционного закона «Об административном судопроизводстве» // Проблемы административной юстиции. М., 2002.

15. Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Административная юстиция, административное судопроизводство // Государство и право. 2002. № 1.

16. Скитович В.В. Обсуждены проблемы защиты публичных интересов и частных прав и интересов в административных судах // Журнал российского права. 2001. № 9.

17. Студеникина М.С. Процессуальные формы осуществления правосудия по административным делам // Судебная реформа в России: проблемы совершенствования процессуального законодательства. М., 2001.

18. Сухарева Н.В. О состоянии административного процессуального законодательства в РФ // Юрист. 2001. № 6.

19. Тихомиров Ю.А. Административное судопроизводство в России: перспективы развития // Российская юстиция. 1998. № 8.

20. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. № 4.

21. Туманова Л.В. Проблемы создания административных судов и развития гражданско-процессуального законодательства // Проблемы административной юстиции. М., 2002.

22. Федеральный конституционный закон «Об административном судопроизводстве». Инициативный проект с комментариями. М., 2001.

23. Хаманева Н.Ю., Салищева Н.Г. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации. М., 2001.

Наши рекомендации