Тема 8. формы деятельности исполнительной власти

1. Понятие и виды административно-правовых форм деятельности исполнительной власти.

2. Правовые акты управления: понятие, особенности и их юридическое значение. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.

3. Виды правовых актов управления.

4. Механизм действия правовых актов управления.

5. Административно-правовой договор: понятие, признаки и виды.

Задания

1. Дайте юридическую характеристику следующих правовых актов исполнительной власти:

- постановление Правительства РФ;

- инструкция Министерства финансов;

- распоряжение губернатора Тверской области;

- постановление о лишении права управления транспортным средством;

- приказ министра обороны

2. Перечислите, какие правовые акты (по наименованию) могут издавать следующие органы исполнительной власти и должностные лица:

- Правительство и Председатель Правительства РФ;

- Федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ, их руководители;

- руководитель аппарата Правительства РФ;

- глава администрации субъекта РФ;

- ректор государственного вуза.

Какие из перечисленных Вами актов являются нормативно-правовыми, а какие правовыми актами?

3. Начальник УВД Курской области Сидоров совершил следующие действия:

- провел совещание начальников ОВД области;

- объявил выговор начальнику ОВД района;

- издал приказ о поощрении сотрудников ГИБДД;

- принял посетителей по жалобам;

- беседовал с директором школы по факту нарушения школьной дисциплины сыном;

- присутствовал на совещании у главы администрации;

- отдал указание о проведении операции «Каскад».

Дайте юридическую характеристику действий, совершенных Сидоровым.

Определите, к какой из форм управленческой деятельности относится каждое действие.

4. Президентом РФ было приостановлено действие постановления губернатора одной из областей России до решения этого вопроса судом. Однако губернатор не обратился в суд для разрешения возникшего спора и не издал акт, предусматривающий отмену данного постановления или внесения в него необходимых изменений.

Каковы должны быть дальнейшие действия Президента РФ?

В какой срок после приостановления Президентом РФ действия нормативного правового акта, изданного губернатором, губернатор, если он не обратился в суд, должен отменить этот акт, либо внести в него изменения?

В какой срок после приостановления Президентом РФ действия нормативного правового акта, изданного губернатором, губернатор, если он не отменил этот акт, либо не внес в него изменения, должен обратиться в суд для разрешения спора?

В какой форме принимается решение Президента Российской Федерации о предупреждении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)?

Вправе ли указанные лица обжаловать решение Президента Российской Федерации о предупреждении?

5. Департамент образования администрации Кировской области заключил договор с ОАО «Строймонтаж», в соответствии с которым стороны брали на себя следующие обязательства:

- ОАО в течение 10 месяцев – изготовить оборудование для оснащения средних школ 5 районнов области и произвести его монтаж;

- департамент – предоставить льготный кредит в размере 1 млн. рублей на 1 год.

ОАО обязательство в срок не выполнило, и департамент образования обратился в суд с иском.

Проанализируйте сложившуюся ситуацию с юридической точки зрения.

Какой вид договора был заключен в данных условиях? Какова его правомерность?

6. Губернатор области издал постановление о закрытии на территории области всех негосударственных учебных заведений.

Какие требования, предъявляемые к правовым актам управления, были при этом нарушены?

Какие существуют варианты оспаривания этого акта?

Кто может отменить это решение?

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ К ТЕМЕ 8

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации».

3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ.

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ.

6. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

8. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

9. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009.

10. Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. приказом Министерства юстиции РФ от 14 июля 1999 г. № 217.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 8

1. Бабаев С.Н. Прокурорский надзор как способ обеспечения законности правовых актов управления. Воронеж: ВГУ, 2005.

2. Васильев Р.Ф. Акты управления. М.: МГУ, 1987.

3. Дедиков С. Публичный договор // Хозяйство и право. 1997. № 11.

4. Демин А. Государственные контракты (публично-правовой аспект) // Хозяйство и право. 1997. № 8, № 9.

5. Демин А.А. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. 1998. № 2.

6. Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора. Красноярск, 1997.

7. Законодательная техника / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Юстицинформ, 2000.

8. Кононов П.И., Машаров И.М. Административно-правовые акты: понятие, основные черты, классификация, проблемы нормативного регулирования / В кн.: Административное право и административный процесс. Актуальные проблемы / Под ред. Л.Л. Попова и М.С. Студеникиной. М.: Юристъ, 2004.

9. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М.: Юр. лит., 1978.

10. Коренев А.П., Абдурахманов А.Л. Административные догово­ры: понятие и виды // Журнал российского права. 1998. № 7.

11. Новоселов В.И. К вопросу об административных договорах // Правоведение. 1969. № 3.

12. Окуньков Л.А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание // Журнал российского права. 1997. № 2.

13. Розенфельд В.Г., Старилов Ю.Н. Проблемы совре­менной теории административного договора // Правоведение. 1996. № 4.

14. Старилов Ю.Н. Административно-правовой режим действия актов публичного управления // Российский юридический журнал. 2001. № 2.

15. Старилов Ю.Н. Административный договор: опыт законодательного регулирования в Германии // Государство и право. 1996. № 12.

16. Старилов Ю.Н. Действие правовых актов управления / Процессуальные проблемы осуществления судебной власти, обеспечения законности и правовой защиты. Юридические записки, выпуск 13. Воронеж, 2000.

17. Старилов Ю.Н. Правовые акты управления: понятие, признаки, значение и функции // Вестник Воронежского государственного университета. Серия 1. Гуманитарные науки. № 1. 2000.

18. Студеникина М.С. Юридическая природа указов Президента Российской Федерации / В кн.: Административное право и административный процесс. Актуальные проблемы / Под ред. Л.Л. Попова и М.С. Студеникиной. М.: Юристъ, 2004.

19. Тихомиров ЮЛ., Котелевская И.В. Правовые акты: Учебно-практическое и справочное пособие. М.: Юринформцентр, 1999.

20. Токарев О.В. Административные акты: материальные и процессуальные проблемы современной теории. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Воронеж, 2001.

Наши рекомендации