Тема 8. формы деятельности исполнительной власти
1. Понятие и виды административно-правовых форм деятельности исполнительной власти.
2. Правовые акты управления: понятие, особенности и их юридическое значение. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
3. Виды правовых актов управления.
4. Механизм действия правовых актов управления.
5. Административно-правовой договор: понятие, признаки и виды.
Задания
1. Дайте юридическую характеристику следующих правовых актов исполнительной власти:
- постановление Правительства РФ;
- инструкция Министерства финансов;
- распоряжение губернатора Тверской области;
- постановление о лишении права управления транспортным средством;
- приказ министра обороны
2. Перечислите, какие правовые акты (по наименованию) могут издавать следующие органы исполнительной власти и должностные лица:
- Правительство и Председатель Правительства РФ;
- Федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ, их руководители;
- руководитель аппарата Правительства РФ;
- глава администрации субъекта РФ;
- ректор государственного вуза.
Какие из перечисленных Вами актов являются нормативно-правовыми, а какие правовыми актами?
3. Начальник УВД Курской области Сидоров совершил следующие действия:
- провел совещание начальников ОВД области;
- объявил выговор начальнику ОВД района;
- издал приказ о поощрении сотрудников ГИБДД;
- принял посетителей по жалобам;
- беседовал с директором школы по факту нарушения школьной дисциплины сыном;
- присутствовал на совещании у главы администрации;
- отдал указание о проведении операции «Каскад».
Дайте юридическую характеристику действий, совершенных Сидоровым.
Определите, к какой из форм управленческой деятельности относится каждое действие.
4. Президентом РФ было приостановлено действие постановления губернатора одной из областей России до решения этого вопроса судом. Однако губернатор не обратился в суд для разрешения возникшего спора и не издал акт, предусматривающий отмену данного постановления или внесения в него необходимых изменений.
Каковы должны быть дальнейшие действия Президента РФ?
В какой срок после приостановления Президентом РФ действия нормативного правового акта, изданного губернатором, губернатор, если он не обратился в суд, должен отменить этот акт, либо внести в него изменения?
В какой срок после приостановления Президентом РФ действия нормативного правового акта, изданного губернатором, губернатор, если он не отменил этот акт, либо не внес в него изменения, должен обратиться в суд для разрешения спора?
В какой форме принимается решение Президента Российской Федерации о предупреждении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)?
Вправе ли указанные лица обжаловать решение Президента Российской Федерации о предупреждении?
5. Департамент образования администрации Кировской области заключил договор с ОАО «Строймонтаж», в соответствии с которым стороны брали на себя следующие обязательства:
- ОАО в течение 10 месяцев – изготовить оборудование для оснащения средних школ 5 районнов области и произвести его монтаж;
- департамент – предоставить льготный кредит в размере 1 млн. рублей на 1 год.
ОАО обязательство в срок не выполнило, и департамент образования обратился в суд с иском.
Проанализируйте сложившуюся ситуацию с юридической точки зрения.
Какой вид договора был заключен в данных условиях? Какова его правомерность?
6. Губернатор области издал постановление о закрытии на территории области всех негосударственных учебных заведений.
Какие требования, предъявляемые к правовым актам управления, были при этом нарушены?
Какие существуют варианты оспаривания этого акта?
Кто может отменить это решение?
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ К ТЕМЕ 8
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации».
3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ.
6. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
8. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
9. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009.
10. Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. приказом Министерства юстиции РФ от 14 июля 1999 г. № 217.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 8
1. Бабаев С.Н. Прокурорский надзор как способ обеспечения законности правовых актов управления. Воронеж: ВГУ, 2005.
2. Васильев Р.Ф. Акты управления. М.: МГУ, 1987.
3. Дедиков С. Публичный договор // Хозяйство и право. 1997. № 11.
4. Демин А. Государственные контракты (публично-правовой аспект) // Хозяйство и право. 1997. № 8, № 9.
5. Демин А.А. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. 1998. № 2.
6. Демин А.В. Общие вопросы теории административного договора. Красноярск, 1997.
7. Законодательная техника / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Юстицинформ, 2000.
8. Кононов П.И., Машаров И.М. Административно-правовые акты: понятие, основные черты, классификация, проблемы нормативного регулирования / В кн.: Административное право и административный процесс. Актуальные проблемы / Под ред. Л.Л. Попова и М.С. Студеникиной. М.: Юристъ, 2004.
9. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М.: Юр. лит., 1978.
10. Коренев А.П., Абдурахманов А.Л. Административные договоры: понятие и виды // Журнал российского права. 1998. № 7.
11. Новоселов В.И. К вопросу об административных договорах // Правоведение. 1969. № 3.
12. Окуньков Л.А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание // Журнал российского права. 1997. № 2.
13. Розенфельд В.Г., Старилов Ю.Н. Проблемы современной теории административного договора // Правоведение. 1996. № 4.
14. Старилов Ю.Н. Административно-правовой режим действия актов публичного управления // Российский юридический журнал. 2001. № 2.
15. Старилов Ю.Н. Административный договор: опыт законодательного регулирования в Германии // Государство и право. 1996. № 12.
16. Старилов Ю.Н. Действие правовых актов управления / Процессуальные проблемы осуществления судебной власти, обеспечения законности и правовой защиты. Юридические записки, выпуск 13. Воронеж, 2000.
17. Старилов Ю.Н. Правовые акты управления: понятие, признаки, значение и функции // Вестник Воронежского государственного университета. Серия 1. Гуманитарные науки. № 1. 2000.
18. Студеникина М.С. Юридическая природа указов Президента Российской Федерации / В кн.: Административное право и административный процесс. Актуальные проблемы / Под ред. Л.Л. Попова и М.С. Студеникиной. М.: Юристъ, 2004.
19. Тихомиров ЮЛ., Котелевская И.В. Правовые акты: Учебно-практическое и справочное пособие. М.: Юринформцентр, 1999.
20. Токарев О.В. Административные акты: материальные и процессуальные проблемы современной теории. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Воронеж, 2001.