Этические и психологические аспекты отношении в служебном коллективе

1. Коллектив – это:

а) группа людей, связанных общностью интересов;

б) такое объединение людей, в котором все его члены связаны общностью интересов и целей, реализуемых в процессе совместной деятельности, направленной на выполнение, возложенных на него, общественно значимых задач;

в) представители однородных профессий;

г) люди, проживающие и работающие на определенной территории.

2. Морально-психологический климат (МПК) – это:

а) система общественных отношений в социальной группе;

б) психологические характеристики членов трудового (служебного коллектива;

в) моральные качества членов трудового (служебного коллектива);

г) преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах их деятельности.

3. Стиль – это:

а) стержень, почерк;

б) психологические особенности индивида;

в) особенности внешности и манеры поведения индивида;

г) особенности отношений индивида с окружающими людьми.

4. Стиль руководства – это:

а) относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности руководителя;

б) командно-административные методы управления;

в) особенности личностных качеств руководителя;

г) повседневная деятельность руководителя на рабочем месте.

5. Авторитарный стиль руководства – это:

а) единоначалие в любых делах, больших и малых, исключение участия подчиненных руководителю работников в управлении, а также их инициативы и самостоятельности;

б) предоставление подчиненным полной свободы действий в границах заданного направления деятельности;

в) поиск и создание условий для полезных преобразований всего, с чем люди постоянно имеют дело на работе;

г) стиль действия в оптимальном режиме.

6. Коллегиальный стиль руководителя – это:

а) единоначалие в любых делах, больших и малых, исключение участия подчиненных руководителю работников в управлении, а также их инициативы и самостоятельности;

б) предоставление подчиненным полной свободы действий в границах заданного направления деятельности;

в) когда точка зрения руководителя по вопросу профессиональной деятельности коллектива является одной из возможных, учитываются и другие варианты, предложенные членами коллектива;

г) стиль действия в оптимальном режиме.

7. Деловой стиль руководителя – это:

а) единоначалие в любых делах, больших и малых, исключение участия подчиненных руководителю работников в управлении, а также их инициативы и самостоятельности;

б) предоставление подчиненным полной свободы действий в границах заданного направления деятельности;

в) поиск и создание условий для полезных преобразований всего, с чем люди постоянно имеют дело на работе;

г) стиль действия в оптимальном режиме.

8.Либеральный стиль – это:

а) единоначалие в любых делах, больших и малых, исключение участия подчиненных руководителю работников в управлении, а также их инициативы и самостоятельности;

б) предоставление подчиненным полной свободы действий в границах заданного направления деятельности;

в) поиск и создание условий для полезных преобразований всего, с чем люди постоянно имеют дело на работе;

г) стиль действия в оптимальном режиме.

9.Конструктивный стиль – это:

а) поиск и создание условий для полезных преобразований всего, с чем люди постоянно имеют дело на работе;

б) предоставление подчиненным полной свободы действий в границах заданного направления деятельности;

в) поиск и создание условий для полезных преобразований всего, с чем люди постоянно имеют дело на работе;

г) стиль действия в оптимальном режиме.

10. Дипломатический стиль руководства – это:

а) стиль, складывающийся на основе веры в то, что «хорошая бумага» (правильно составленный документ) сама дело сделает;

б) предоставление подчиненным полной свободы действий в границах заданного направления деятельности;

в) стиль действия в оптимальном режиме;

г) стиль, основанный на способности руководителя к такой интеллектуальной гибкости, которая обеспечивает быструю перестройку им тактики и стратегии своей деятельности в соответствии с требованиями изменяющихся условий.

Дополнительные тесты

Тест. Вариант 1

Дайте термины следующим определениям:

1. Количественно неограниченная общность людей, выделяемая на основе различных социальных признаков называется ______________

2. Выполняемая индивидом социальная функция, способ поведения в системе межличностных отношений - _____________________

3. Регуляция неофициальных межличностных отношений в группе осуществляется _____________

4. Стиль руководства, характеризующийся товарищеским общением руководителя со всеми членами группы, свободным обсуждением всех вопросов деятельности группы - _______________________

5. Податливость индивида групповому давлению - __________________

6. Несоответствие между имеющимися установками индивида и новой информацией - _________________________________

7. Зависимость восприятия от личного опыта называется ________________

8. Психологический механизм восприятия при межличностном общении, основанный на эмоциональном отклике человека на проблемы другого описывается термином _______________________________

9. Канал общения, основанный на использовании мимики, жестов, позы, расположения в пространстве - _________________________

10. Активность человека, направленная на достижение определенной цели ______________

Тест. Вариант 2.

Дайте термины к следующим определениям:

1. Психическое явление, состоящее в сосредоточенности сознания на определенном объекте с одновременным отвлечением от посторонних раздражителей.

2. Положение члена группа в системе внутригрупповых отношений.

3. Ответственность за решение комплексных задач группы и коллектива, определение направления деятельности группы осуществляется ……………

4. Совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств человека, проявляющееся в отношении к делу, к себе, к людям.

5. Усиление энергии индивида в присутствии других людей.

6. Привычные и упрощенные представления о других людях, о которых мы располагаем скудной информацией.

7. Формирование усредненного стандарта-нормы в группе.

8. Форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества.

9 Средство общения, основанное на использовании речи.

10 Целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Тест. Вариант 3.

Дайте термины к следующим определениям:

1. Совокупность индивидуальных устойчивых психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в поведении и деятельности.

2. Состояние человека, создаваемое нуждой в объектах и выступающее источником активности человека.

3. Кратковременный эмоциональный отклик взрывного характера, характеризующийся значительным изменением сознания и частичным снижением волевого контроля.

4. Группа исполнителей, совершающих преступление без предварительного сговора, имеющая низкий уровень психологической сплоченности.

5. Податливость индивида групповому давлению.

6. Психический процесс отражения предметов и явлений во всей совокупности их свойств и признаков при непосредственном воздействии этих объектов на органы чувств.

7. Несоответствие между имеющимися установками индивида и новой информацией.

8. Зависимость восприятия от личного опыта называется ________________

9. Сложное психическое явление, проявляющееся в способности человека запоминать, сохранять и воспроизводить информацию и обстоятельства, имевшие место ранее.

10. Канал общения, основанный на использовании мимики, жестов, позы, расположения в пространстве.

Тест. Вариант 4.

Дайте определение:

1. Устойчивая группа лиц, заранее объединившаяся для совершения одного или нескольких преступлений.

2. Положение члена группы в системе внутригрупповых отношений.

3. Взаимная поддержка членов преступной группы в целях противодействия усилиям правоохранительных органов.

4. Стиль руководства, характеризующийся невмешательством в деятельность группы.

5. Негативные психологические последствия пережитого субъектом сильного эмоционального стресса под воздействием событий, выходящих за пределы обычного человеческого опыта.

6 Совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления взаимоотношений в процессе профессиональной деятельности______________________

7. Столкновение противоположных мнений, вызывающее отрицательные эмоциональные переживания________________________________

5 Форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества__________

6 Индивидными особенностями человека являются:

10 Выбор формы поведения, согласованный с нравственными требованиями, сложившимися в обществе___________________

Тест. Вариант 5.

1. Соотнесите следующие понятия:

Психодинамическое направление Бихевиоризм Гуманистическое направление
     

Психоанализ, инстинкты, бессознательное, пирамида потребностей, S-R, иерархия потребностей, защитные механизмы, самоактуализация, подкрепление, вариативное соотношение и вариативный интервал, сублимация, вытеснение, комплекс неполноценности, коллективное бессознательное, эмпатия, Я-концепция.

2. Дайте сравнительную характеристику социально-адаптивного и социально-дезадаптивного типов преступника.

Тест. Вариант 6.

1. Завершите высказывания:

1. Бихевиоризм – это наука о _______________

2. Юнг и Адлер являются представителями __________________направления в психологии.

3. В качестве объяснительного принципа стремления личности к самоактуализации Маслоу предложил ____________________________

4. К состояниям эмоциональной напряженности относятся_______________

5. Объектом судебно-психологической экспертизы является______________

6. К универсальным нравственным принципам относятся________________

7. Способность человека отвечать за свои решения-нерешения_____________

8. Привычные и упрощенные представления о других людях, о которых мы располагаем скудной информацией________________________

9. Внутренний механизм оценки и самооценки человеком самого себя, своих поступков и отношений с другими людьми___________________________

10. Совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе.

Тест Вариант 7.

1. Соотнесите следующие понятия:

Психодинамическое направление Бихевиоризм Гуманистическое направление
     

Фрейдизм, либидо, стадии психосексуального развития, метапотребности, стимул, самоуважение и принадлежность к группе, Маслоу, самоактуализация, аверсивные стимулы, постоянное соотношение и постоянный интервал, замещение, проекция, Адлер, коллективное бессознательное, Юнг, эмпатия.

2. Опишите признаки, свидетельствующие о возникновении у человека состояния аффекта.

Тест. Вариант 8.

Завершите высказывания:

1. Основная формула бихевиоризма это:___________________________.

2. Движущими силами развития личности по Фрейду являются____________

3. Единство характеристик восприятия себя, а также ценностей, включенных в это восприятие, Роджерс назвал _________________________________.

4 Социально-адаптивный тип личности преступника отличается _____________________

5. Заключение эксперта-психолога используется в качестве_____________по уголовному (гражданскому) делу.

6. Усиление отдельных черт характера в рамках нормы__________________

7. Отличие права от морали заключается в следующем__________________

8. Моральное сознание, моральная деятельность, моральные отношения - это компоненты такого сложного явления как ___________________________.

9. В структуре общения выделяют три стороны________________________

10. Способность преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков называется____________________________

Тест. Вариант 9.

Завершите высказывания

1. Процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им требований общества и социально значимых характеристик поведения________________

2. Различие между понятиями индивид и личность состоит ______________

3. К познавательным процессам относятся____________________________

4. Метод изучения личности, предполагающий проведение короткого испытания, пробы

5. «Я»-концепция – это________________________

6. Отклоняющееся от общепризнанных норм поведение принято называть ________________

7. Синонимом противоправного поведения является____________________

8. Направленность личности на внешний мир характеризуется понятием_______________

9. К основным типам темперамента относятся___________________________

10. По социальной направленности выделяют следующие виды групп_______

Тест. Вариант 10

Завершите следующие высказывания:

1. Направленность личности на свой внутренний мир характеризуется понятием __________

2. К структурным компонентам конфликта относятся_____________________

3. Вид профессиональной этики, исследующий нравственные проблемы в деятельности юристов _______________________________

4. Положение члена группы в системе внутригрупповых отношений_______

5. Взаимная поддержка членов преступной группы в целях противодействия усилиям правоохранительных органов__________________________

6. Состояние человека, создаваемое нуждой в объектах и выступающее источником активности человека________________________________

7. Кратковременный эмоциональный отклик взрывного характера, характеризующийся значительным изменением сознания и частичным снижением волевого контроля__________________

8. Группа исполнителей, совершающих преступление без предварительного сговора имеющая низкий уровень психологической сплоченности___________

9. Податливость индивида групповому давлению ______________________

10. Юнг и Адлер являются представителями __________________направления.

3.5. Комплект задач по курсу

1. В одном из магазинов сотрудники правоохранительных органов во время проверки обнаружили самодельные печати на право заверять сертификаты качества.

Что послужило причиной выявления нарушения? Какие психические процессы имеют место в приведенной ситуации?

2. В юридическом отделе работает честный, добросовестный человек, но он испытывает смущение и неловкость при общении с новыми людьми. Поэтому его работа не всегда имеет высокий результат. Он старается, постоянно делает над собой усилия, но от этого становится еще более неловким.

Проанализируйте причины возникшей ситуации. Предложите варианты решения.

3. Выступающий произносит монолог, а аудитория не задает ни вопроса, не подает ни одной реплики, не записывает. Слушает, а слышит ли, понимает ли – сказать трудно.

Можно ли это считать общением?

4. В вечернее время возрастает количество автодорожных происшествий, связанных с переходом пешеходами улиц.

С какими психическими процессами это связано?

5. В поселке городского типа есть всего одна юридическая консультация, в которой работают три адвоката, один из которых в отпуске, а другой болеет. Один адвокат ведет прием. К нему в начале недели приходит женщина, которая разводится с мужем и хочет проконсультироваться насчет раздела имущества. В четверг на прием к тому же адвокату приходит муж этой женщины, который тоже хочет получить консультацию по разделу имущества.

Как должен себя вести адвокат в данной ситуации? С какой этической проблемой он столкнулся?

6. Вы – помощник юриста в коммерческой фирме. К вам обратился сотрудник с просьбой помочь решить одну щекотливую проблему. Он стал свидетелем, как его коллега унес домой канцелярские принадлежности, являющиеся собственностью фирмы: пачку бумаги для ксерокса, пачку чистых дисков и моток скотча.

Как вы поступите в этой ситуации?

7. Сотрудник дорожно-патрульной службы в свободное от службы время помогает водителю автомашины, находящейся на территории контрольного поста, устранить неполадки в карбюраторе, хотя это и не входит в служебные обязанности сотрудника ГИБДД.

Оцените его действия: Если бы вы были руководителем поста, как бы вы отнеслись к действиям сотрудника? Как вы оцениваете действия данного сотрудника? Должны ли, по вашему мнению, помогать водителям сотрудники ГИБДД? Освежите в памяти информацию и события, которые связаны с недостойным, по вашему мнению и (или) мнению ваших друзей, общественности, прессы, телевидения и т. д., поведением сотрудников полиции. Что в неодобряемом вами поведении сотрудников полиции вызывает у вас наибольшее недовольство? Какие шаги, с вашей точки зрения, нужно предпринять, чтобы полиция лучше выполняла свое предназначение?

8. Из оперативных источников стало известно, что в квартире обвиняемого Федоткина, в определенном месте имеется тайник с ценностями. В ходе обыска следователь применил неисправный переносной рентгеновский аппарат. Тайник был найден, якобы, с помощью этого аппарата.

- Дайте этический анализ поведения следователя.

- Оцените поведение следователя с позиций нравственной допустимости.

- Что может отметить в протоколе обыска следователь о применении технических средств?

-Будут ли посвящены понятые о техническом состоянии рентгеновского аппарата?

9. В ходе расследования убийства собраны доказательства, дававшие основания подозревать Захарова в том, что он на своей даче совершил убийство жены и там же спрятал труп. Обыск на даче результатов не дал: труп обнаружен не был. Наступила ночь. Следователь объявил Захарову, что обыск будет продолжен завтра с применением трупоискателя и служебно-розыскной собаки. Работникам полиции, участвовавшим в обыске, следователь дал указание остаться в засаде на ночь и наблюдать за поведением Захарова. Около двух часов ночи, Захаров и его сожительница Сергеева вышли в сад, выкопали труп, поместили его в мешок и пытались вывезти на легковой машине, но были задержаны.

- Раскройте этическую основу тактического приема следователя.

- Охарактеризуйте допустимость с нравственных позиций «организовывать засаду» в данной ситуации.

- Как вы считаете, нравственно ли поступил следователь, заявив, что будет применен трупоискатель, которого в следственном отделе не было?

10. При расследовании взяточничества установлено, что обвиняемый Коршунов хранит деньги, полученные в качестве взяток, а также документы, уличающие его в преступной деятельности, дома в тайнике. При производстве обыска тайник обнаружить не удалось. Тогда следователь удалил Коршунова из гостиной, а затем с помощью понятых и работников полиции переставил в комнате мебель. После этого Коршунова ввели в гостиную. Следователь внимательно наблюдал за его поведением. Коршунов беспокойным взглядом окинул комнату, но увидев в углу мягкое кресло, успокоился. Кресло вскрыли и обнаружили в нем документы и деньги.

- Дайте этический анализ тактического приема, примененного следователем.

- Охарактеризуйте решение следователя о перестановке мебели с нравственных позиций, т.к. в санкции прокурора было «произвести обыск»?

- Правомерны ли и этичными ли были действия понятых, участвующих в передвижении мебели?

- Имеет ли право Коршунов обжаловать действия следователя, понятых и работников полиции, участвующих в передвижении мебели в квартире?

11. Из оперативных данных следователю известно, что подозреваемый Степин передал портфель коричневого цвета с украденными ювелирными изделиями своему знакомому Захарову. Захаров на допросе отрицал факт получения портфеля от Степина.

Вопросы:

- Каким образом следователь может косвенно внушить Степину, что Захаров «рассказал правду»?

- Допустимо ли с правовых и этических позиций внушение какого-либо представления?

Критерии оценивания

Для оценки результатов промежуточной аттестации по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности» используются следующие критерии:

Требования к результатам освоения дисциплины Оценка или зачет
Студент: знает: - основные этические и психологические понятия и категории; содержание и особенности этики и психологии в профессиональной деятельности юриста; возможные пути (способы) разрешения нравственных и психологических конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста; сущность профессионально-нравственной деформации, ее психологические детерминанты, пути ее предупреждения и преодоления; понятие профессионального этикета, его роль в жизни общества, психологические особенности этикета юриста, его основные нормы и функции; умеет: - оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической и психологической точки зрения; применять нравственные и психологические нормы и правила поведения в конкретных ситуациях; находить и разрабатывать нравственные и психологические способы решения профессиональных задач и достижения целей, устранения конфликтных ситуаций; владеет: -навыками оценки своих поступков и действий окружающих с точки зрения норм этики и требований психологической науки; навыками нравственного поведения и психологического взаимодействия в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами морали и принципами психологии.   При этом студент может допускать незначительные ошибки или неточности при ответе. Зачтено
Студент: не знает: - основные этические и психологические понятия и категории; содержание и особенности этики и психологии в профессиональной деятельности юриста; возможные пути (способы) разрешения нравственных и психологических конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста; сущность профессионально-нравственной деформации, ее психологические детерминанты, пути ее предупреждения и преодоления; понятие профессионального этикета, его роль в жизни общества, психологические особенности этикета юриста, его основные нормы и функции; не умеет: - оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической и психологической точки зрения; применять нравственные и психологические нормы и правила поведения в конкретных ситуациях; находить и разрабатывать нравственные и психологические способы решения профессиональных задач и достижения целей, устранения конфликтных ситуаций; не владеет: -навыками оценки своих поступков и действий окружающих с точки зрения норм этики и требований психологической науки; навыками нравственного поведения и психологического взаимодействия в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами морали и принципами психологии.   При этом студент допускает грубые ошибки или неточности при ответе. не зачтено

· Для студентов очной формы обученияоценка знаний осуществляется в баллах с учетом:

· оценки за работу в семестре;

· оценки итоговых знаний в ходе зачета.

Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам работы:

№ п/п Вид отчетности Баллы
1. Оценка качества работы студента в семестре   До 26  
2. Оценка за посещаемость учебных занятий До 14
  Зачет До 60
3. Итого: До 100

Оценка знаний по 100-бальной шкале проводится в соответствии с Положением «О рейтинговой системе оценки успеваемости студентов».


Наши рекомендации