Тема 4. Служебный этикет сотрудников судебной системы. Природа и сущность этики участников судебного процесса.
Судейская деонтология.
(интерактивное занятие в форме анализа конкретных практических ситуаций – case - study)
Цели занятия:
1. Путем анализа конкретных практических ситуаций раскрыть специфику служебной этики и этикета юриста.
2. На практике показать способы овладения навыками этикетного поведения.
3. Раскрыть специфику судейской деонтологии.
4. Показать соотношение этики и права в регулировании поведения работников судебной системы.
5. Способствовать дальнейшему формированию у студентов мировоззрения, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня культуры будущего юриста.
Перечень вопросов для краткого блиц-опроса студентов для закрепления пройденного материала:
1. Раскройте нравственные аспекты юридической деятельности.
2. Каковы содержание, цели и задачи юридической деонтологии?
3. Раскройте содержание Кодекса судейской этики.
4. Каково значение этического знания для современного юриста?
5. Рассмотрите деонтологию как отрасль профессиональной этики.
6. Укажите специфику юридической деонтологии.
7. Определите положения Кодекса судейской этики.
1. Подготовительный этап:
- блиц-опрос студентов с целью выявления знания основных терминов и понятий по проблеме этикета юристов:
а) история возникновения термина «этикет», понятие и виды этикета, функции этикета;
б) общие принципы современного этикета, формы вежливости;
в) этикет служебных отношений, понятие служебного этикета;
г) внешние формы этикета;
д) судебный этикет.
- разделение студентов на две группы для изучения предлагаемых примеров этикетных ситуаций и конкретных моделей поведения;
- задание для группы № 1:
«Помощник судьи М-ва А.К. неоднократно была замечена в высокомерном поведении и общении с гражданами (отвечала на вопросы однозначно и резко «Суд знает, что делает», «Ждите, когда надо, Вас позовем» и т.п., невнимательно относилась к просьбам, жалобам и запросам). Председатель суда, знавший о таких явлениях, руководствуясь принципом не подвергать сомнению высокий авторитет суда, не стал делать замечание Михайловой по данным вопросам, считая, что ее профессионализм и знание своего дела вполне компенсируют эти мелкие недочеты в ее работе».
Как должен был поступить председатель суда?
Может ли он ограничиться замечаниями помощнику судьи, или таковые не нужны?
Где граница между необходимым в государственных учреждениях «официозом» и элементарными нормами морали и этикета?
- задание для группы № 2:
«Помошник судьи А-ва И.И. подготовленный специалист и выполняет свои непосредственные обязанности, однако в силу своего благоприятного расположения к посетителям, много времени тратит на длительные разговоры с ними, дает подробные консультации, в результате чего задерживается на работе, чем нарушается регламент работы суда. Председатель суда, руководствуясь интересами дела, на стал делать замечание помощнику судьи, считая, что внимательное отношение к людям является главным показателем работы суда».
Оцените действия председателя суда?
Какие последствия они могут повлечь?
Где разумная граница между нормами этикета работника суда и требованиями, регламентом государственного учреждения?
2. Аналитический этап:
- обсуждение группами предложенных ситуаций;
- анализ положительных и отрицательных решений;
- обоснование консолидированной позиции групп нормами и правилами этикета;
в процессе аналитического этапа раскрываются:
- сущность этикета;
- различные точки зрения по поводу возникновения этикета;
- соотношение этики и этикета;
- понятие «вежливость»;
- понятие «скромность»;
- понятие «тактичность»;
- виды этикета;
- виды служебного этикета;
- смысл субординационного этикета;
- смысл ритуального этикета;
- этикетные правила проведения деловых совещаний;
- значение знания этикета для современного юриста.
Подведение итогов интерактивного занятии:
- анализ конкретной практической ситуации в каждой группе студентов;
- оценка действий участников интерактивного занятия;
- выставление оценок студентам.
Задание для дальнейшего самостоятельного изучения рассматриваемой проблемы:
1.Изучить соответствующие вопросам обсуждения главы учебника: Гусейнов А.А. Этика / Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. - М., 2010. – 472 с.
2.Изучить лекционный материал.
3.Проанализировать Интернет-ресурсы (Яндекс, Rambler. Google) c целью углубления своих знаний по изучаемой проблеме.
Литература:
Основная*
1. Кодекс профессиональной этики адвоката [Текст]: принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.: [с послед. изм. и доп. ; ред. от 05 апреля 2007] // Российская газета. – 05 октября 2007. – № 222.
2. Кодекс судейской этики [Текст]: утверждён VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. //Вестник ВАС РФ. – 2005 - №2.- С.16-27.
3. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 5-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2008. – С.230-269.
4. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности / Е.А. Красникова. – И.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2004. – С. 35-49.
5. Носков Ю.Г. Основы этики профессиональной деятельности юриста. М.: РАП, 2008 – С. 108-112.
6. Этика делового общения: Сборник практических задач, 2014. — Режим доступа:http://window.edu.ru/resource/755/44755
.7. Этическая мысль: ежегодник. Сектор этики Института философии РАН. – М,2014. — Режим доступа: http://ethics.iph.ras.ru/em.html
8. Махова Н.П., Филатов В.А. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебное пособие,2014. — Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/266/62266
9. Романов В.В. Юридическая психология: учебник для вузов / В.В. Романов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрлитинформ, 2010. – С.211- 234.
10. Шаламова Г.М. Основы этики и психологии профессиональной деятельности: учебник. – М, 2012. — Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/eor/
11. Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы: Учебно-практическое пособие / Н.Н. Шувалова. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. - С. 121-206.
12. Этика сотрудников правоохранительных органов : учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2005. – С. 12-36.
Дополнительная
1. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста : учеб. пособие для студентов / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2004. – 224 с.
2. Кораблев С.Е. Этикет сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие / С.Е. Кораблев. – Воронеж : ВИ МВД России, 2005. – 156 с.