Тема 1. Предмет, задачи и специфика курса «Этика и психология профессиональной деятельности»

(Интерактивное занятие в форме учебной дискуссии)

Цели занятия:

1. Показать актуальность изучения этики и психологии для работников судебной системы.

2. Разъяснить обучаемым необходимость обращения к историческому контексту нравственности.

3. Способствовать дальнейшему формированию у студентов мировоззрения, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня культуры будущего юриста.

4. Расширить материал, изложенный в лекции, освещающий специфику профессиональной этики и психологии юриста, раскрывающий ее значение, сущность, необходимость изучения.

5. Дать обзор историческому ходу становления и развития этической мысли и психологических теорий. Определить основные этапы развития этики и психологии, подчеркнуть их прикладной характер.

6. Проверить уровень усвоения программного материала, оценить знания обучаемых по рассмотренной теме.

Перечень постановочных вопросов для начала и проведения дискуссии:

1. С какого времени следует понимать этическое знание как научное?

2. Какова роль философии в оформлении этики в самостоятельную «автономную» область научного знания?

3. Перечислите периоды в историческом развитии этики как науки.

4. В чем состояла сущность процесса зарождения этического миропонимания у древних людей?

5. Каковы особенности этики Древнего Востока?

6.Жизнь и этическое наследие Гаутамы Сидхардхи.

7. Жизнь и этическое наследие Конфуция.

8. Этические аспекты брахманизма, легизма, даосизма.

9. Каково значение знания исторического развития этики для современного человека и юриста.

10. В чем состоит этический смысл гедонизма, рационализма, релятивизма, эвдемонизма, аскетизма, стоицизма?

11. Назовите имена представителей вышеуказанных этико-философских учений.

12. Приведите высказывания представителей вышеуказанных этико-философских учений, в которых выражен их основной нравственный смысл.

13. Перечислите основные понятия психологии.

14. В чем состоит сущность психологического обеспечения деятельности юриста?

15. Назовите основные задачи, которые решаются психологией в юриспруденции.

16. Назовите имена представителей психологической науки.

17. Приведите высказывания представителей психологии, в которых выражен нравственный смысл (З. Фрейд, К. Юнг).

18. Перечислите направления психологии в обеспечении деятельности судебной системы.

Вопросы для обсуждения на учебной дискуссии:

1.Этика как наука.

2. Психология как прикладная наука в деятельности юриста.

3. Статус этики как науки: исторический контекст.

4. Этапы исторического развития этики

- Этика Древнего Востока.

- Античная этика.

- Средневековая этика.

- Этика Нового времени.

- Этика Современности.

5. Психологические аспекты юридической компетенции.

6. Особенности психологического обеспечения юридической деятельности.

7. Сущность психологии профессиональной деятельности.

8. Основные задачи, которые решаются современной психологией в юриспруденции.

9. Основные тенденции развития современной этики и психологии.

Подведение итогов учебной дискуссии.

Задание для дальнейшего самостоятельного изучения рассматриваемой проблемы:

1. Изучить соответствующие вопросам обсуждения главы учебника: Гусейнов А.А. Этика / Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. - М., 2010. – 472 с.

2. Изучить лекционный материал.

3. Проанализировать Интернет-ресурсы (Яндекс, Rambler. Google) c целью углубления своих знаний по изучаемой проблеме.

Литература:

Основная:

1. Бажданова Ю.В. Этика и психология деловых отношений [Электронный ресурс]: хрестоматия/ Бажданова Ю.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 464 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11138.— ЭБС «IPRbooks»,

2. Гусейнов А.А. Этика: учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2008. – С.21-32.

3. Власова Э.И. Этика делового общения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Власова Э.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2014.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16309.— ЭБС «IPRbooks

4. Дорошенко В.Ю. Психология и этика делового общения [Электронный ресурс]: учебник/ Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Лавриненко В.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 415 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15477.— ЭБС «IPRbooks»

5. Журавлев А.Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии [Электронный ресурс]/ Журавлев А.Л.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011.— 560 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15512.— ЭБС «IPRbooks».

6. Пашин С.А. Судейская этика / С.А. Пашин. – М. : Комплекс-Прогресс, 2001. – С. 22-34.

7. Порубов Н.И. Юридическая этика: учеб. пособие / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. – Минск : Вышэйшая школа, 2003. – С.33-43.

8. Пост Э. Большая книга этикета / Э. Пост. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 4-е изд., сокр. – 63-43.

9. Романов В.В. Юридическая психология: учебник для вузов / В.В. Романов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрлитинформ, 2010. – С.21-32.

10. Сорокотягин И.Н. Профессиональная этика юриста (следственная, судебная, судебных приставов): Учебно-методический комплекс / И.Н. Сорокотягин. – Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия,2012.Режимдоступа:http://www.usla.ru/metodika/umk1/och/pravpsih/profets(all).html

Дополнительная:

1. Барабанщиков В.А. Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 1 [Электронный ресурс]/ Барабанщиков В.А., Дробышева Т.В., Олейник Ю.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2012.— 828 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15617.— ЭБС «IPRbooks»,

2. Занковский А.Н. Психология лидерства. От поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме [Электронный ресурс]/ Занковский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2011.— 296 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15601.— ЭБС «IPRbooks»

3. Скрипник А.П. Этика : учебник / А.П. Скрипник. – М. : Проект, 2004. – 352 с.

4. Традиции адвокатской этики: Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX – начало XX в.) / сост. И.В. Елисеев, Р.Ю. Панкратов, Е.Г. Тарло. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 370 с.

5. Шеламова Г.М. Этикет делового общения: учебное пособие / Г.М. Шеламова. – М.: Академия, 2005. – 192 с. – (Профессиональное образование).

6. Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы: Учебно-практическое пособие / Н.Н. Шувалова. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. - С. – 121-206.

7. Управление персоналом [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Г.И. Михайлина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 280 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24834.— ЭБС «IPRbooks».

8. Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2005. – С. 12-36.

9.Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. – М. : Гардарики, 2001. – 671 с.

10. Этика: учебник для студентов вузов / под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М. : Гардарики, 2003. – 496 с.

11. Этика судьи: пособие для судей / Г.Д. Вель, Н.В. Радутная, П. Трюш и др. ; науч. ред. Н.В. Радутная; Рос. акад. правосудия. – М. : РАП, 2002. – 211 с.

Занятие 2

Наши рекомендации