Вопрос 2. Особенности профессионального общения юриста как социально-
Психологический феномен
Попробуем теперь более конкретно обозначить, из каких моментов складываются благоприятные условия межличностного общения, какие параметры его определяют. К ним относятся: стиль общения, тон общения, такт общения, техника общения.
Под стилем общенияобычно понимают определенную систему способов психолого-эмоционального взаимодействия между людьми, которая характеризуется, с одной стороны, параметрами экспрессивной направленности (общительность, властность, гибкость), с другой – элементами коммуникативного действия (приказ, угроза, просьба).
Виды стилей общения:
1) прагматический – подчеркивает направленность на достижение практического результата;
2) подавляющий, т.е. имеющий специфику властного принуждения;
3) педантичный, т.е. предполагающий детализированный контроль исполнения распоряжений;
4) дистантный – подчеркивающий соблюдение субординации в отношениях;
5) мягкий – отличающийся гуманизацией отношений;
6) понимающий – направленный на чуткое отношение к позиции собеседника.
По своей тональности общение бывает: сердечным, уступчивым, агрессивным, наглым, злобным, подозрительным, добрым.
Такт общения–это одно из этических качеств оратора, выражающееся в уважительном и внимательном отношении к собеседнику (к собеседникам) в процессе общения.
Техника общения–это совокупность способов и приемов общения, реализация которых позволяет достигнуть цели коммуникативной установки общающихся лиц.
Тональность, техника и такт общения обычно порождаются его характером, полярные профили которого можно представить в виде соперничества или сотрудничества.
В зависимости от степени совершенства основных качественных характеристик общения можно выделить высокий, средний и низкий уровень общения. Основными индикаторами данных уровней являются:
· точность межличностного восприятия;
· адекватность средств коммуникации;
· степень взаимопонимания в ситуации общения;
· развитость умений и навыков организации совместной деятельности.
До сих пор речь шла, главным образом, о вещах, которые более или менее применимы ко всем видам трудовых коллективов, к работникам любых профессий. Однако разные виды деятельности имеют свою, порой весьма существенную специфику, которая проявляется в области межличностного общения и культуры поведения.
Известно, что работа накладывает на человека очень заметный отпечаток. Причем это касается не только его внешнего облика, не только физических черт, но в не меньшей мере и характера, особенностей мышления, отношения к людям и общения с ними, реакций на окружающее. В более общем плане можно сказать, что те, кто работает с «неодушевленной материей», отличаются от тех, кто работает с людьми. Причем работа с людьми, даже несложная по своему содержанию, «показана» далеко не каждому.
Наглядней всего это проявляется в сфере обслуживания, где человек, не способный или не подготовленный к постоянному общению с другими людьми, особенно заметен.
Так, профессия юриста требует от человека наличия у него специфических качеств характера, порой даже пунктуальной и педантичной приверженности духу и букве закона, соблюдения принципа равенства всех перед законом, твердого морального убеждения в необходимости строгого соблюдения требований закона независимо от личных и служебных выгод либо трудностей. Исполняющий свои служебные обязанности представитель юридической профессии должен помнить, что именно ему общество доверило охрану правопорядка и потому сам он должен быть образцом, эталоном в его соблюдении.
Соответственно и культура общения юриста имеет свою специфику. Под ней понимается такая степень развития его коммуникативных качеств, которая позволяет эффективно и компетентно устанавливать взаимоотношения с людьми в процессе своей правоохранительной деятельности.
Тема 8. Психологический контакт, приемы и способы его установления с различными категориями граждан
Учебные цели:
Раскрыть сущность психологического контакта, приемы и способы его установления с различными категориями граждан.
Разъяснить обучаемым особенности психологического контакта, приемы и способы его установления с различными категориями граждан.
Воспитательные цели:
Способствовать дальнейшему формированию у магистров правового мировоззрения.
Развивать ценностные установки.
Повышать профессиональный и общий уровень культуры