Вопрос 1. Возникновение морали, ее исторические типы

В этической литературе существует несколько точек зрения по вопросу о происхождении морали. Отметим три из них.

Первая называется биологической теорией происхождения морали, обосновывает ее происхождения, опираясь на эволюционную теорию. Эволюционная этика выводит первые представления о нравственности из биологического мира (на основе заимствования опыта животных). В животном мире существует не только межвидовая борьба, но и принцип взаимопомощи (об этом П. Кропоткин, К.Каутский). Общественное поведение животных явилось одной из причин появления нравственности. Основные разновидности общественного поведения животных: коммуникация (общение с целью получения информации – сигналы об опасности, наличии пищи и т.д.); агон (взаимная борьба в конфликтных ситуациях); подражание (устойчивое повторение действий одной особи другой); кооперация (объединение усилий нескольких особей для решения общей задачи).

Взаимоотношения особей в этих видах поведения определяются механизмами доминирования и территориальности. Доминирование – ранговая структура позиций, которая определяет порядок доступа к ограниченному ресурсу пищи. Решающую роль играет физическая сила, ловкость, у самых высокоразвитых животных – способность предвидеть ход будущих событий, открывать новые значения вещей и неявные связи между ними (Гудолл, ученый - приматолог, о шимпанзе Майке, который утверждал свое лидерство с помощью пустых металлических канистр). Территориальность бывает своей и чужой. На своей территории особь пользуется первенством доступа к ресурсам, отсюда защита своей территории.

Некоторые ученые не без основания видели главный источник морали в способности животных к альтруизму. Альтруистический тип поведения направлен на улучшение условий существования другой особи за счет ухудшения собственных. Крайней формой альтруизма является спасение другой особи ценою жизни. Вероятность альтруистического поведения повышается в отношении к особям, находящимся в близком кровном родстве (жертвенное поведение матери). Альтруистическое поведение регулируется генетическими программами и связано с другими поведенческими структурами. В.П. Эфроимсон в работе «Генетика этики и эстетики» отмечает, что в человеке путем естественного отбора были заложены чувства альтруизма, справедливости, самоотверженности и др. Справедливость, альтруизм, агрессивность, жестокость, эгоизм – неискоренимые свойства человечества в целом, имеют эволюционно-генетическое происхождение. Совесть и этичность есть следствие группового и естественного отбора. СССР – родина эволюционной генетики.

Становлению морали способствовали не только позитивные, но и негативные формы поведения. Высокоразвитые животные способны не только к альтруизму, но и обману. Тот же исследователь Гудолл о том, что шимпанзе способны утаивать информацию о месте нахождения пищи, чтобы воспользоваться ее в одиночку, способны дать ложную информацию (подставить высохшую ветку, которая может обломиться от прыжка доверчивого «сородича» под ноги разъяренного кабана). Подобное «коварство» расширяет поведенческий спектр, провоцирует возникновение моральных побуждений. Трудно сказать, что первым проблеском нравственного сознания появилось не как чувство благодарности за спасение, а как обида на того, кто вместо помощи, подтолкнул к гибели. Нравственность формируется в единстве негативного и позитивного опыта.

Вторая точка зрения связана с выведением морали из факторов, связанных с взаимными трудовыми обязательствами: кооперацией, взаимопомощью, регламентацией половозрастного разделения труда (А.Ф. Шишкин, Р.В. Петропавловский и др.). С точки зрения трудовой теории морали нравственность появилась в очень ранний период развития человечества, задолго до религии, до того, как появился первобытный синкретизм.

Третья точка зрения связана с выведением морали из противоречий в развитии личности,в основном проявляющих себя в процессе возникновения классового общества (О.Г. Дробницкий, А.А. Гусейнов и др.). В классовом обществе появляется реальная свобода выбора. Это находит отражение в моральной регуляции, отличающейся противопоставлением должного и сущего, преодолением локального племенного общения. Мораль развивается из более элементарных средств регуляции (обычая и традиций) за счет их трансформации и дифференциации. Ранее субъектом был род, теперь субъектом становится личность. Происходит переход от принципа уравнительного равенства (кровная месть) к учету индивидуальной мотивации и ответственности. Моральная регуляция осуществляется на основе золотого правила нравственности.

Мораль – духовно-практическое освоение мира, которое:

· предвосхищает состояние действительности с позиции должного

· дает возможность конструировать действительность, создавать искусственную среду за счет активности человеческого сознания

· является коллективным опытом общественной жизни, закрепляющим в качестве устойчивых образований только такие идеи, которые способствуют успешному выживанию.

2. Структура морали состоит из морального сознания, моральных (нравственных отношений) и моральной деятельности (поступок).

Моральное сознание.Моральное сознание отличается универсальностью (не зависит от конкретного развития общества – ценность человеческой жизни), императивностью (повелительностью), критически рефлектирующей направленностью (оценка сущего с позиции должного). Моральное сознание включает в себя:

Моральные отношения. Их нельзя рассматривать как автономный вид отношений. Как было отмечено в первой лекции, нравственные отношения пронизывают всю сферу общественной жизни, поэтому любой вид человеческой деятельности может быть подвергнут моральной оценке. Основой нравственных отношений выступает общение – межличностное, с обществом, Абсолютом, природой. Отношение человека к обществу регулируется принципом коллективизма/индивидуализма. В системе: человек-общество большое место занимают принципы, идеалы, нормы гражданской ориентации - патриотизм, активная гражданская позиция, сопричастность и ответственность за судьбу общества, государства.

Отношение человека к природе связано с экологическими проблемами. Вместо антропоцентризма – гармоническое отношение человека к природе (этика окружающей среды).

Моральная деятельность – не особая сфера деятельности, имеющая предметное содержание, а общественная значимость любой деятельности. Клеточкой деятельности выступает поступок. Поступок – такое действие человека, которое он совершает как существо, руководствующееся определенными ценностями и идеалами. Структура деятельности (поступка) – потребности, мотив, цель, средства, действие, результат. Действия бывают целерациональные (М. Вебер) и ценностно-рациональные. В целерациональном действии другой воспринимается как возможная помеха или содействующий фактор. В ценностно-рациональном действии – главное не достижение определенной заранее поставленной цели – жизненного успеха, а сохранение ценностей, которые считаются более высокими, чем жизненный успех. Например, приказ рассматривается как основание собственного поведения. Ценность может оказывать на человека ограничительное влияние (голодный не будет вырывать кусок изо рта соплеменника). Структура ценностно-рационального действия: потребность, мотив, цель, средства-ценность, действие, результат.

Наши рекомендации