Вопрос 2. Психология в деятельности юриста

Психология (от греч. рsyhе — душа, 1оgos-учение, наука) - это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающими, его людьми, с самим собой, с окружающим его миром в целом. Естественно, формы жизнедеятельности человека, его межличностные контакты, области, в которых эти контакты возникают и развиваются, весьма обширны. И этим разнообразием отношений прежде всего объясняется достаточно большое число различных прикладных отраслей психологической науки, призванных оказывать непосредственную помощь людям в их профессиональной деятельности, в той или иной специальной области общественной практики. Достаточно назвать хотя бы некоторые такие прикладные отрасли психологической науки, которые особенно бурно развиваются в настоящее время: педагогическую и медицинскую психологию, инженерную психологию и психологию труда, военную, авиационную, космическую, социальную психологию, психологию спорта, и среди них свое место прочно занимает и юридическая психология.

Психология в деятельности юриста является одной из прикладных, «пограничных» отраслей психологической науки. С этой точки зрения можно говорить о двойственном, психолого-правовом характере юридической психологии, ее предмета. Именно поэтому, как тонко подметил А.М. Столяренко, юридическая психология должна в своей «юридической части» понимать предмет так, как понимает свой предмет юридическая наука, а в «психологической части» — так, как понимает свой предмет психологическая наука.

Психология изучает закономерности психики человека, различные психические явления, но не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-правовых и пр.) правоотношений или, как еще иногда говорят, в системе «человек — право». Это научно- практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы "человек-право" и разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы

Таким образом, можно дать следующее определение предмета юридической психологии - это различные явления психики, индивидуально- психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей. Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как на субъект деятельности. Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, свидетеле, потерпевшем и т.п.

Тема 2. Мораль: сущность, происхождение и исторические типы. Категории этики.

Учебные цели:

Раскрыть понятие морали, ее происхождение.

Разъяснить обучаемым сущность, происхождение и исторические типы морали. Рассмотреть категории этики.

Воспитательные цели:

Способствовать дальнейшему формированию у магистров правового мировоззрения.

Развивать ценностные установки.

Повышать профессиональный и общий уровень культуры.

Формируемые компетенции: ОК-2, ОК-3, ОК-5, ПК-3, ПК-15.

Учебные вопросы

№ п.п Учебные вопросы Время мин.
1. 2. 3. 3.1 3.2 4. 4.1 4.2 4.3 Организационная часть Вступительная часть Учебные вопросы: Возникновение морали, ее исторические типы Категории этики, их значение в деятельности юриста Заключительная часть Подведение итогов Ответы на вопросы Задание на самоподготовку    

Литература:

Основная

1. Апресян Р.Г. Этика. Общий курс: Институт философии РАН, 2013.

Режим доступа: http://ethics.iph.ras.ru/program/program.html

2. Власова Э.И. Этика делового общения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Власова Э.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2014.— 152 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16309.— ЭБС «IPRbooks».

3. Бажданова Ю.В. Этика и психология деловых отношений [Электронный ресурс]: хрестоматия/ Бажданова Ю.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 464 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11138.— ЭБС «IPRbooks».

4.Носков Ю.Г. Основы этики профессиональной деятельности юриста. М.: РАП, 2008 – С. 32-39.

5. Этика : учебник для студентов вузов / под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М. : Гардарики, 2003. – С. 39-46.

6. Этика сотрудников правоохранительных органов : учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2005. – С.67-78.

7. Этика судьи : пособие для судей / Г.Д. Вель, Н.В. Радутная, П. Трюш и др. ; науч. ред. Н.В. Радутная; Рос. акад. правосудия. – М. : РАП, 2002. – С.78-87.

Дополнительная:

1.Кораблев С.Е. Этикет сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие / С.Е. Кораблев. – Воронеж : ВИ МВД России, 2005. – 156 с.

2.Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности : учебник для студентов учреждений СПО / Е.А. Красникова. – И.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2005. – 208 с. – (Профессиональное образование).*

3.Пашин С.А. Судейская этика / С.А. Пашин. – М. : Комплекс-Прогресс, 2001. – 56 с.

4.Порубов Н.И. Юридическая этика : учеб. пособие / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. – Минск : Вышэйшая школа, 2003. – 352 с.*

5.Пост Э. Большая книга этикета / Э. Пост. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 4-е изд., сокр. – 672 с.

6.Скрипник А.П. Этика : учебник / А.П. Скрипник. – М. : Проект, 2004. – 352 с.

7.Традиции адвокатской этики: Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX – начало XX в.) / сост. И.В. Елисеев, Р.Ю. Панкратов, Е.Г. Тарло. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 370 с.

8.Шеламова Г.М. Этикет делового общения : учебное пособие / Г.М. Шеламова. – М. : Академия, 2005. – 192 с. – (Профессиональное образование).*

9.Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. – М. : Гардарики, 2001. – 671 с.

Учебно-методическое обеспечение:

Комплект схем по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности».

Мультимедийные материалы по теме.

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ

Введение.

Лектор сообщает тему, цели лекционного занятия, основные вопросы и рекомендованную литературу. Показывается значимость и актуальность данной лекции и дисциплины в целом в системе гуманитарной подготовки, а также в дальнейшей практической деятельности выпускников. Указывается место дисциплины в учебном процессе, связь с другими учебными дисциплинами.

Наши рекомендации