Подготовительная часть судебного заседания состоит из последовательных действий суда и иных участников судебного разбирательства.
1. Председательствующий в назначенное время открывает судебное заседание.
2. Происходит проверка явки в суд вызванных лиц.
3. Если переводчик участвует в судебном разбирательстве, то председательствующий разъясняет ему имеющиеся у него права и обязанности.
4. Явившиеся свидетели до начала их допроса удаляются из зала судебного заседания.
5. Устанавливается личность подсудимого и то, своевременно ли ему была вручена копия обвинительного заключения (обвинительного акта). Если это было сделано менее чем за семь суток до начала судебного разбирательства, то срок слушания дела переносится на более поздний, но не менее чем на полные семь суток.
6. Объявляются состав суда, другие участники судебного разбирательства, после чего им разъясняется, что они имеют право заявить об отводе составу суда или кому-либо из судей в соответствии с гл. 9 УПК РФ.
7. Председательствующий разъясняет подсудимому нрава, предусмотренные ст. 47 УПК РФ (общие права обвиняемого, имеющиеся у него на стадии судебного разбирательства), а также ст. 82' УК РФ (право на отсрочку отбывания наказания больным наркоманией).
8. Председательствующий разъясняет потерпевшему (ст. 42 УПК РФ), гражданскому истцу (ст. 44 УПК РФ), их представителям (ст. 45 УПК РФ), а также гражданскому ответчику (ст. 54 УПК РФ) и его представителю (ст. 55 УПК РФ) их права и ответственность в судебном разбирательстве.
9. Председательствующий разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные ст. 58 УПК РФ.
10. Председательствующий разъясняет специалисту его права и ответственность, предусмотренные ст. 270 УПК РФ.
11.11редседательствующий опрашивает стороны, есть ли у них ходатайства. Любое ходатайство должно быть обоснованным. Выслушав мнения участников судебного разбирательства, суд рассматривает каждое заявленное ходатайство и принимает решение об удовлетворении ходатайства или о полном или частичном отказе в его удовлетворении.
12. Суд рассматривает вопрос о возможности рассмотрения уголовного дела в отсутствие кого-либо из участников процесса (ст. 272 УПК РФ).
Судебное следствие (гл. 37 УПК РФ) — это центральный этап судебного разбирательства, в ходе которого происходит исследование доказательств, как содержащихся в материалах уголовного дела, так и дополнительно представленных в суд сторонами.
Основное отличие судебного следствия от следствия предварительного состоит в том, что в судебном заседании основные участники судебного следствия — стороны, а не суд. Именно стороны в условиях состязательности производят допросы, исследуют иные доказательства. Суд лишь создает условия для реализации сторонами их прав.
В начале судебного следствия государственный обвинитель излагает предъявленное подсудимому обвинение, т.е. сообщает его основное содержание, а также приводит юридическую квалификацию содеянного. После этого председательствующий опрашивает подсудимого, понятно ли ему обвинение, признает ли он себя виновным и желает ли он или его защитник выразить свое отношение к предъявленному обвинению.
Порядок исследования доказательств согласно ст. 274 УПК РФ устанавливается той стороной, которая представляет эти доказательства суду. Вначале исследуются доказательства, представленные стороной обвинения, а затем — стороной защиты.
В гл. 37 УПК РФ (ст. 275—290) содержится описание действий по исследованию доказательств, проводимых в рамках судебного следствия. В начале судебного следствия производится допрос подсудимого (при его согласии дать показания) и лишь затем — иные следственные действия. В основном в ходе судебного следствия данные действия производятся в том же порядке, что и в досудебном производстве по уголовному делу. Поэтому в гл. 37 УПК РФ закреплены лишь особенности, касающиеся производства тех либо иных следственных действий.
Порядок допроса подсудимого регламентирован ст. 275 УПК РФ. При согласии подсудимого дать показания первым его допрашивают защитник и участники судебного разбирательства со стороны защиты. Затем допрос осуществляет государственный обвинитель и участники судебного разбирательства со стороны обвинения. Председательствующий отклоняет наводящие вопросы и вопросы, не имеющие отношения к уголовному делу. Суд задает подсудимому вопросы только после его допроса сторонами.
Допрос потерпевшего согласно ст. 277 УПК РФ производится в том же порядке, что и допрос свидетелей. Кроме того, в отличие от свидетелей потерпевший так же, как и подсудимый, с разрешения председательствующего может давать показания в любой момент судебного следствия.
Допрос свидетелей регламентирован ст. 278 УПК РФ. Свидетели допрашиваются порознь и в отсутствие недопрошенных свидетелей. Первой вопросы свидетелю задает та сторона, по ходатайству которой он был вызван в судебное заседание. Судья задает свидетелю вопросы лишь после того, как он был допрошен сторонами.
Допрос эксперта в судебном заседании происходит в порядке, установленном в ст. 282 УПК РФ. Суд по ходатайству сторон или по собственной инициативе вправе вызвать для допроса эксперта, который дал .заключение в ходе предварительного расследования, для разъяснения или дополнения данного им заключения.
Производство судебной экспертизы в судебном заседании происходит по правилам ст. 283 УПК РФ. Суд назначает судебную экспертизу как по собственной инициативе, так и по ходатайству сторон. При этом председательствующий предлагает сторонам представить в письменном виде вопросы эксперту. Затем вопросы оглашаются, после чего по ним должны быть заслушаны мнения участников судебного разбирательства. Судебная экспертиза производится в общем порядке, установленном гл. 27 УПК РФ.
Вещественные доказательства в ходе судебного следствия осматриваются в порядке, закрепленном в ст. 284 УПК РФ. Осмотр вещественных доказательств производится в любой момент судебного следствия по ходатайству сторон. При этом суд сам осматривает вещественные доказательства, а также демонстрирует их участникам судебного разбирательства.
Протоколы следственных действий и иных документов согласно ст. 285 УПК РФ могут быть оглашены, если в них указаны обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.
В ходе судебного следствия возможен осмотр местности и помещения (ст. 287 УПК РФ). Он производится судом с участием сторон, а при необходимости и с участием свидетелей, эксперта и специалиста.
Следственный эксперимент в рамках судебного разбирательства в суде первой инстанции регламентирован ст. 288 УПК РФ. Он производится судом с участием сторон, а при необходимости также с участием свидетелей, эксперта и специалиста. Данное следственное действие в суде первой инстанции производится по общим правилам, установленным в ст. 181 УПК РФ.
Предъявление для опознания лица или предмета в ходе судебного следствия согласно ст. 289 УПК РФ производится в соответствии с требованиями ст. 193 Кодекса. Данное следственное действие производится непосредственно в зале судебного заседания, однако это возможно лишь в тех случаях, когда оно не было проведено ранее, на стадии предварительного расследования. Один и тот же предмет или одно и то же лицо нельзя предъявлять для опознания дважды — вначале в ходе предварительного расследования, а затем — в процессе судебного разбирательства.
Порядок производства освидетельствования в ходе судебного следствия установлен в ст. 290 УПК РФ. Освидетельствование согласно ч. 1 ст. 179 УПК РФ производится для обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производить судебную экспертизу.
Особый порядок имеет окончание судебного следствия (ст. 291 УПК РФ). По окончании исследования доказательств председательствующий спрашивает у сторон, желают ли они дополнить судебное следствие, и если да, то чем именно. В случае заявления ходатайства о дополнении судебного следствия суд обсуждает его и принимает решение о его удовлетворении и о дополнении судебного следствия или об отказе в удовлетворении.
После этого председательствующий объявляет судебное следствие оконченным.
Прения сторон и последнее слово подсудимого (гл. 38 УПК РФ) — это этап судебного разбирательства в суде первой инстанции, в ходе которого участникам уголовного судопроизводства как со стороны обвинения, так и со стороны защиты предоставляется возможность высказаться по существу предъявленного обвинения и исследованных в судебном заседании доказательств.
Прения сторон — это поочередные выступления, в ходе которых представители сторон обвинения и стороны защиты оценивают доказательства и предлагают суду принять решение о виновности или невиновности лица, о виде и размере предстоящего наказания в случае признания лица виновным, а также по другим вопросам.
Содержание и порядок прений сторон установлены в ст. 292 УПК РФ. По общему правилу прения сторон состоят из речей обвинителя и защитника. При отсутствии защитника в прениях сторон выступает сам подсудимый.
В прениях сторон по их желанию также вправе участвовать потерпевший и его представитель. Ряд участников (гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, подсудимый) могут заявлять ходатайства об участии в прениях сторон.
В судебных прениях первой выступает сторона обвинения, а затем — сторона защиты.
Согласно ч. 6 ст. 292 УПК РФ после произнесения речей участниками прений сторон каждый из них может выступить еще один раз с репликой. Реплика — это краткое высказывание одного участника о выступлении другого участника судебных прений. Право последней реплики принадлежит подсудимому или его защитнику.
После окончания прений сторон председательствующий предоставляет подсудимому последнее слово.
Последнее слово подсудимого — это речь, при произнесении которой подсудимый обращается к суду с различными просьбами, а также высказывает свое отношение к инкриминируемому ему деянию. Подсудимый при произнесении им последнего слова во времени не ограничен. Но председательствующий вправе останавливать его в том случае, когда лицо сообщает не относящиеся к уголовному делу сведения.
Затем суд сразу же удаляется в совещательную комнату для постановления и провозглашения приговора.
Приговор согласно п. 28 ст. 5 УПК РФ — это решение суда о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания.
В приговоре в установленном законом порядке разрешается основной вопрос всего уголовного дела. Приговор постановляется от имени Российской Федерации (ст. 296 УПК РФ). Это означает, что вынесение оправдательного приговора свидетельствует об отказе государства от уголовного преследования конкретного лица. Обвинительный приговор, напротив, говорит о том, что государство признало лицо виновным.
В ст. 297 УПК РФ установлены такие предъявляемые к приговору требования, как законность, обоснованность и справедливость.
Законность приговора — это такое его свойство, в соответствии с которым форма и содержание приговора должны соответствовать действующему законодательству.
Обоснованность приговора — это требование, согласно которому приговор должен быть основан на непротиворечивых доказательствах, непосредственно исследованных в судебном разбирательстве.
Справедливость — это свойство приговора, в соответствии с которым при отсутствии доказательств виновности лица оно должно быть оправдано, а при наличии достаточных доказательств виновности лицу должно быть назначено наказание в пределах санкции, установленной соответствующей статьей Особенной части УК РФ, строго соответствующее тяжести совершенного деяния и личности осужденного.
В соответствии с ч. 1 ст. 298 УПК РФ приговор выносится судом в совещательной комнате. При этом судьи обязаны хранить тайну совещательной комнаты. Они не вправе разглашать суждения, которые высказывались при обсуждении и постановлении приговора.
Судьи совещаются по вопросам, которые в соответствии со ст. 299 УПК РФ должны быть разрешены при постановлении приговора по каждому уголовному делу: 1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; 2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый; 3) является ли это деяние преступлением и какими пунктом, частью, статьей УК РФ оно предусмотрено; 4) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления; 5) подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление; 6) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание; 7) какое наказание должно быть назначено подсудимому; 8) другие вопросы, имеющие значение по уголовному делу.
При рассмотрении уголовного дела судьей единолично все вопросы им разрешаются в совещательной комнате самостоятельно. Если уголовное дело рассматривалось судом коллегиально, то разрешение вопросов происходит путем голосования.
Если судья в результате голосования остался в меньшинстве, то он вправе изложить свое особое мнение в письменном документе. Данный документ в суде первой инстанции не оглашается, однако приобщается к уголовному делу и может быть использован сторонами на последующих стадиях.
В зависимости от того, каким образом были разрешены указанные в ст. 299 УПК РФ вопросы, суд выносит оправдательный или обвинительный приговор.
Оправдательный приговор постановляется во всех случаях, когда в отношении конкретного лица не установлены обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (ст. 73 УПК РФ). Оправдание подсудимого вызывает его реабилитацию.
Обвинительный приговор в соответствии с ч. 4 ст. 14 и ч. 4 ст. 302 УПК РФ не может быть основан на предположениях. Он постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена всей совокупностью исследованных судом доказательств.
И обвинительный, и оправдательный приговор имеет в целом сходную структуру. Документ состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.
Приговор, который был постановлен судом в совещательной комнате, в соответствии со ст. 310 УПК РФ председательствующий провозглашает в зале судебного заседания. Все присутствующие выслушивают приговор стоя. После провозглашения приговора председательствующий разъясняет заинтересованным
84. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением: основания применения; порядок заявления ходатайства.
Глава 40 УПК РФ (Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением) представляет собой качественно новый подход к оптимизации порядка судебного разбирательства уголовных дел.
Сущность этого подхода заключается в признании допустимым упрощения рассмотрения уголовного дела в суде по существу, что имеет своей целью сокращение времени и материальных затрат на отправление правосудия. Судебное разбирательстве) в особом порядке характеризуется также позитивным для стороны обвинения повелением обвиняемого, заключающимся в признании им факта совершения преступления при тех обстоятельствах, которые вменяются в обвинении. Как последствие, законом для данного лица установлено снижение максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.
Совокупность характерных признаков позволяет определить особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого е предъявленным ему обвинением как институт уголовно-процессуального права, нормы которого предусматривают упрощение судебного рассмотрения и разрешения уголовных дел в целях экономии средств, затрачиваемых на отправление правосудия, за счет стимулирования позитивного для стороны обвинения поведения обвиняемого.
Глава 40 УПК РФ устанавливает процедуру, специфичность которой во многом определяется ее предпосылками. В этом качестве выступают основания и условия особого порядка принятия судебного решения.
Основаниями рассматриваемой процедуры являются: (1) заявление обвиняемого о согласии с предъявленным ему обвинением;
(2) заявление обвиняемым ходатайства о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке.
Часть 1 ст. 314 УПК РФ требует от обвиняемого согласия с обвинением.
Согласно п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 декабря 2006 г. № 60 (в последующих редакциях) «О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел» если обвиняемый заявляет о согласии с предъявленным ему обвинением и ходатайствует о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, но при этом не признает полностью или частично гражданский иск, то данное дело может быть беспрепятственно рассмотрено в особом порядке судебного разбирательства.
Конституционный Суд РФ1Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. № 152-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса мирового судьи участка № 29 Крымского района Читинской области о проверке конституционности положений статей 217, 225 и 476 УПК РФ». упомянул об обязанности как следователя, так и дознавателя разъяснить обвиняемому его права на заявление ходатайства об особом порядке судебного разбирательства. Хотя прямого указания на то, что по окончании дознания обвиняемому должны быть разъяснены его права, в том числе право, закрепленное в ст. 314 УПК РФ, в нормах уголовно-процессуального закона не содержится. Позиция Конституционного Суда РФ нашла свое отражение в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 декабря 2006 г. № 60: «невыполнение органами предварительного расследования возложенной на них ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 5 ст. 217 УПК РФ обязанности по разъяснению обвиняемому права ходатайствовать при ознакомлении с материалами уголовного дела о применении особого порядка судебного разбирательства влечет нарушение права обвиняемого на защиту...». Данные разъяснения высших судебных органов оправданы еще и потому, что особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением перспективнее именно по уголовным делам, по которым предварительное расследование производится в форме дознания, что обусловлено спецификой расследуемых уголовных дел (о преступлениях небольшой и средней тяжести).
К рассматриваемому ходатайству с точки зрения формы его закрепления применяются общие требования ст. 120 УПК РФ: оно может быть изложено письменно (в том числе на специальном бланке) или устно (подлежит занесению в протокол соответствующего процессуального действия). Однако, поскольку данное ходатайство адресовано суду, следователь и дознаватель не имеют права его разрешать.