Этапы предпроверочной работы налоговой службы

Этап I. Анализ информационной базы о налогоплательщике, имеющейся в распоряжении налогового органа, оценка ее полноты, сбор и анализ недостающих сведений

Имеется в виду анализ всей информации о налогоплательщике, находящейся в распоряжении налогового органа, в том числе поступившей из внешних источников.

В целом информацию из внутренних и внешних источников можно сгруппировать для целей предпроверочного анализа следующим образом:

• информация о налогоплательщике, содержащаяся в различных информационных ресурсах налоговых органов (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ПИК "НДС" СПАРК ,СОУН и т.д.);

• сведения о налогоплательщике, полученные на основе заключенных межведомственных соглашений или по запросам в различные государственные и иные сторонние организации, располагающие подобной информацией (органы внутренних дел, таможенные органы, лицензирующие и регистрирующие органы и др.);

• "сигнальная" информация о налогоплательщике, полученная из внешних источников в инициативном порядке (от контролирующих органов, от сотрудников, акционеров и участников организаций и т.п.);

• информация о налогоплательщике, его взаимозависимых лицах и основных контрагентах, содержащаяся в СМИ и сети Интернет;

• выписки банков по счетам налогоплательщика, полученные в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ;

• результаты истребований документов, проведенных в рамках камеральных проверок, а также по поручениям иных налоговых органов при налоговых проверках контрагентов;

• результаты предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок, решения судов по ним.

В первую очередь проводится анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика, включающий:

1. анализ динамики сумм исчисленных и уплаченных налоговых платежей (оцениваются рост (снижение) сумм исчисленных налогов, своевременность и полнота их уплаты, причины неуплаты)

2. финансовый анализ организации (исследуются показатели рентабельности, деловой активности, финансовой устойчивости, платежеспособности);

3. анализ динамики налоговой нагрузки;

4. сравнительный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с показателями аналогичных налогоплательщиков по отраслевому признаку;

5. анализ соответствия налогоплательщика общедоступным критериям самостоятельной оценки риска;

6. различным видам налогов и бухгалтерской отчетности. Например, сопоставляются:

• суммы доходов и расходов, отраженные в декларации по налогу на прибыль организаций и Отчете о прибылях и убытках (форма № 2);

• выручка от реализации в декларации по налогу на прибыль организаций, Отчете о прибылях и убытках (форма №2) и декларации по налогу на добавленную стоимость (для предпринимателей - доход в декларациях по НДС, ЕСН( до 2010 года) и НДФЛ);

• налоговая база по ЕСН( до 2010 года);

• остаточная стоимость основных средств, отраженная в Бухгалтерском балансе (форма №1) и декларации по налогу на имущество организаций;

• расчетная сумма НДФЛ и фактические перечисления налога;

• сумма удержанного НДФЛ по форме 2-НДФЛ и сумма перечисленного налога и т.д.

(следует учесть то обстоятельство, что налоговая база по ф №2 и в декларации по налогу на прибыль, а также по НДС (книга продаж без учета сумм НДС и сумм авансов и предоплат) должны фактически совпадать. Расхождения могут возникнуть лишь в том случае, когда у проверяемого налогоплательщика имеется несколько видов деятельности, которые подходят под разные системы налогообложения (например: ТСНО и УСН или ЕНВД, при наличии экспортных операций, при наличии внутрисистемной реализации, если налогоплательщик применяет кассовый метод и др.).

В рамках анализа финансово-экономической деятельности налогоплательщика на основании информации, поступающей из внешних источников, а также информации, содержащейся в информационных базах данных налогового органа, проводится проверка наличия земельных объектов, транспортных средств, объектов недвижимого имущества. При этом устанавливаются:

• превышение площади земельных участков по данным земельного комитета над данными декларации по земельному налогу;

• превышение количества транспортных средств по данным ГИБДД над данными декларации по транспортному налогу;

• полнота обложения налогом на имущество объектов недвижимого имущества. (в ходе налоговой проверки могут возникнуть расхождения на облагаемые и необлагаемые налогом операции, например, когда имеются льготы, а также обратить внимание на наличие договора о совместной деятельности, когда сумма налога на имущество к примеру делится пополам)

Кроме того, отдельно проводится анализ в отношении каждого уплачиваемого налогоплательщиком налога.

Первостепенное значение в ходе предпроверочного анализа должно придаваться анализу выписок банков по счетам налогоплательщика, полученных в соответствии со ст. 86 НК РФ. При этом особо должны настораживать:

• перечисления за приобретенные товары, работы, услуги денежных средств в крупных размерах.;

• перечисления за ценные бумаги, т.к. в обеспечение займа многие организации выпускают собственные векселя, с помощью которых организации выводят денежные средства из оборота.

• поступления денежных средств в крупных размерах, в этот же или на следующий день перечисленных в той же сумме на другой расчетный счет.

Анализ выписок по банковским счетам позволяет налоговым органам в ходе предпроверочного анализа составить схему движения финансовых потоков налогоплательщика, выявить его основных поставщиков и покупателей, оценить характер проведенных хозяйственных операций на соответствие видам деятельности, заявленным в учредительных документах, установить разовые и непрофильные сделки, определить источники финансирования налогоплательщика.

В целях наиболее полного анализа информации о выявленных взаимозависимых лицах налоговым органам рекомендуется произвести поиск рекламных материалов о взаимозависимых лицах в сети Интернет. При этом отсутствие рекламных предложений в сети Интернет повышает вероятность создания взаимозависимых лиц исключительно с целью участия в схемах уклонения от налогообложения. В случае наличия рекламных предложений указанные в рекламе цены и условия сделок могут использоваться для анализа сделок с взаимозависимыми лицами.

При изучении сделок с поставщиками принимаются во внимание результаты истребований документов (информации) у проверяемого налогоплательщика по поручениям иных налоговых органов.

Методы проведения ВНП

1)Истребование документов при проведении налоговой проверки

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации.

В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового Кодекса.

В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов.

В ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

2)Выемка документов и предметов

Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.

Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их.

При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.

При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия. Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.

Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

3) осмотр территорий и помещений налогоплательщика, используемые для получения дохода.

Для выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, должностные лица налогового органа имеют право осматривать любые помещения и территории проверяемого лица, а также предметы и документы. Данная процедура касается объектов, имеющих отношение к предпринимательской деятельности, и строго регламентирована законодательно. При этом осмотр территорий и помещений допускается только в рамках выездной налоговой проверки (как и в случае с выемкой документов), а осмотр документов и предметов возможен и вне ее, но только в случае если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

  1. Инвентаризация, ее участники, порядок проведения. Документирование инвентаризации.

Одним из методов организации ВНП является инвентаризация имущества НП, предусмотренная ст. 89 НК РФ.

Основными целями инвентаризации являются:

- выявление фактического наличия имущества и неучтеннных объектов, подлежащих налогообложение;

- составление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

- проверка полноты отражения в учете обязательств.

В перечень имущества, подлежащего инвентаризации может быть включено любое имущество НП, независимо от место нахождения, в т.ч:

- ОС

- НМА

- фин. вложения

- производственные запасы

- готовая продукция

- товары

- прочие запасы

- денежные средства

- кредиторская задолженность

Перечень имущества, подлежащего инвентаризации устанавливается руководителем налогового органа.

Инвентаризация имущества организации производится по его месту нахождения , по каждому материально ответственному лицу, проверка производится при участии должностных лиц , материально ответственных лиц и работников бухгалтерии.

При проведении ВНП инвентаризационной комиссией заполняются следующие формы:

- инвентаризационная опись ОС;

- инвентаризационная опись ТМЦ;

-акт инвентаризации товаров отгруженных;

- акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути;

- акт инвентаризации расходов;

- инвентаризационная опись ценных бумаг, документов и бланков строгой отчетности;

- акт инвентаризации расчетов с покупателями и прочими дебиторами.

Наши рекомендации