Этапы предпроверочной работы налоговой службы
Этап I. Анализ информационной базы о налогоплательщике, имеющейся в распоряжении налогового органа, оценка ее полноты, сбор и анализ недостающих сведений
Имеется в виду анализ всей информации о налогоплательщике, находящейся в распоряжении налогового органа, в том числе поступившей из внешних источников.
В целом информацию из внутренних и внешних источников можно сгруппировать для целей предпроверочного анализа следующим образом:
• информация о налогоплательщике, содержащаяся в различных информационных ресурсах налоговых органов (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ПИК "НДС" СПАРК ,СОУН и т.д.);
• сведения о налогоплательщике, полученные на основе заключенных межведомственных соглашений или по запросам в различные государственные и иные сторонние организации, располагающие подобной информацией (органы внутренних дел, таможенные органы, лицензирующие и регистрирующие органы и др.);
• "сигнальная" информация о налогоплательщике, полученная из внешних источников в инициативном порядке (от контролирующих органов, от сотрудников, акционеров и участников организаций и т.п.);
• информация о налогоплательщике, его взаимозависимых лицах и основных контрагентах, содержащаяся в СМИ и сети Интернет;
• выписки банков по счетам налогоплательщика, полученные в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ;
• результаты истребований документов, проведенных в рамках камеральных проверок, а также по поручениям иных налоговых органов при налоговых проверках контрагентов;
• результаты предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок, решения судов по ним.
В первую очередь проводится анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика, включающий:
1. анализ динамики сумм исчисленных и уплаченных налоговых платежей (оцениваются рост (снижение) сумм исчисленных налогов, своевременность и полнота их уплаты, причины неуплаты)
2. финансовый анализ организации (исследуются показатели рентабельности, деловой активности, финансовой устойчивости, платежеспособности);
3. анализ динамики налоговой нагрузки;
4. сравнительный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с показателями аналогичных налогоплательщиков по отраслевому признаку;
5. анализ соответствия налогоплательщика общедоступным критериям самостоятельной оценки риска;
6. различным видам налогов и бухгалтерской отчетности. Например, сопоставляются:
• суммы доходов и расходов, отраженные в декларации по налогу на прибыль организаций и Отчете о прибылях и убытках (форма № 2);
• выручка от реализации в декларации по налогу на прибыль организаций, Отчете о прибылях и убытках (форма №2) и декларации по налогу на добавленную стоимость (для предпринимателей - доход в декларациях по НДС, ЕСН( до 2010 года) и НДФЛ);
• налоговая база по ЕСН( до 2010 года);
• остаточная стоимость основных средств, отраженная в Бухгалтерском балансе (форма №1) и декларации по налогу на имущество организаций;
• расчетная сумма НДФЛ и фактические перечисления налога;
• сумма удержанного НДФЛ по форме 2-НДФЛ и сумма перечисленного налога и т.д.
(следует учесть то обстоятельство, что налоговая база по ф №2 и в декларации по налогу на прибыль, а также по НДС (книга продаж без учета сумм НДС и сумм авансов и предоплат) должны фактически совпадать. Расхождения могут возникнуть лишь в том случае, когда у проверяемого налогоплательщика имеется несколько видов деятельности, которые подходят под разные системы налогообложения (например: ТСНО и УСН или ЕНВД, при наличии экспортных операций, при наличии внутрисистемной реализации, если налогоплательщик применяет кассовый метод и др.).
В рамках анализа финансово-экономической деятельности налогоплательщика на основании информации, поступающей из внешних источников, а также информации, содержащейся в информационных базах данных налогового органа, проводится проверка наличия земельных объектов, транспортных средств, объектов недвижимого имущества. При этом устанавливаются:
• превышение площади земельных участков по данным земельного комитета над данными декларации по земельному налогу;
• превышение количества транспортных средств по данным ГИБДД над данными декларации по транспортному налогу;
• полнота обложения налогом на имущество объектов недвижимого имущества. (в ходе налоговой проверки могут возникнуть расхождения на облагаемые и необлагаемые налогом операции, например, когда имеются льготы, а также обратить внимание на наличие договора о совместной деятельности, когда сумма налога на имущество к примеру делится пополам)
Кроме того, отдельно проводится анализ в отношении каждого уплачиваемого налогоплательщиком налога.
Первостепенное значение в ходе предпроверочного анализа должно придаваться анализу выписок банков по счетам налогоплательщика, полученных в соответствии со ст. 86 НК РФ. При этом особо должны настораживать:
• перечисления за приобретенные товары, работы, услуги денежных средств в крупных размерах.;
• перечисления за ценные бумаги, т.к. в обеспечение займа многие организации выпускают собственные векселя, с помощью которых организации выводят денежные средства из оборота.
• поступления денежных средств в крупных размерах, в этот же или на следующий день перечисленных в той же сумме на другой расчетный счет.
Анализ выписок по банковским счетам позволяет налоговым органам в ходе предпроверочного анализа составить схему движения финансовых потоков налогоплательщика, выявить его основных поставщиков и покупателей, оценить характер проведенных хозяйственных операций на соответствие видам деятельности, заявленным в учредительных документах, установить разовые и непрофильные сделки, определить источники финансирования налогоплательщика.
В целях наиболее полного анализа информации о выявленных взаимозависимых лицах налоговым органам рекомендуется произвести поиск рекламных материалов о взаимозависимых лицах в сети Интернет. При этом отсутствие рекламных предложений в сети Интернет повышает вероятность создания взаимозависимых лиц исключительно с целью участия в схемах уклонения от налогообложения. В случае наличия рекламных предложений указанные в рекламе цены и условия сделок могут использоваться для анализа сделок с взаимозависимыми лицами.
При изучении сделок с поставщиками принимаются во внимание результаты истребований документов (информации) у проверяемого налогоплательщика по поручениям иных налоговых органов.
Методы проведения ВНП
1)Истребование документов при проведении налоговой проверки
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации.
В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового Кодекса.
В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов.
В ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
2)Выемка документов и предметов
Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.
Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.
Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их.
При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.
Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.
При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия. Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.
Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.
Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.
3) осмотр территорий и помещений налогоплательщика, используемые для получения дохода.
Для выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, должностные лица налогового органа имеют право осматривать любые помещения и территории проверяемого лица, а также предметы и документы. Данная процедура касается объектов, имеющих отношение к предпринимательской деятельности, и строго регламентирована законодательно. При этом осмотр территорий и помещений допускается только в рамках выездной налоговой проверки (как и в случае с выемкой документов), а осмотр документов и предметов возможен и вне ее, но только в случае если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
- Инвентаризация, ее участники, порядок проведения. Документирование инвентаризации.
Одним из методов организации ВНП является инвентаризация имущества НП, предусмотренная ст. 89 НК РФ.
Основными целями инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества и неучтеннных объектов, подлежащих налогообложение;
- составление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты отражения в учете обязательств.
В перечень имущества, подлежащего инвентаризации может быть включено любое имущество НП, независимо от место нахождения, в т.ч:
- ОС
- НМА
- фин. вложения
- производственные запасы
- готовая продукция
- товары
- прочие запасы
- денежные средства
- кредиторская задолженность
Перечень имущества, подлежащего инвентаризации устанавливается руководителем налогового органа.
Инвентаризация имущества организации производится по его месту нахождения , по каждому материально ответственному лицу, проверка производится при участии должностных лиц , материально ответственных лиц и работников бухгалтерии.
При проведении ВНП инвентаризационной комиссией заполняются следующие формы:
- инвентаризационная опись ОС;
- инвентаризационная опись ТМЦ;
-акт инвентаризации товаров отгруженных;
- акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути;
- акт инвентаризации расходов;
- инвентаризационная опись ценных бумаг, документов и бланков строгой отчетности;
- акт инвентаризации расчетов с покупателями и прочими дебиторами.