Советский государственный механизм в период замедления темпов общественного развития (середина 1960-х – середина 1980-х гг.).
В октябре 1961 г. состоялся 22 съезд КПСС, принявший новую программу партии, в кот. намечался переход общ-ва к коммунизму. В окт. 1964 г. Н.Хрущев, с именем кот. ассоциировались начавшиеся реформы, был смещен с высших гос. и партийных постов. Изменения в сов-ом гос. аппарате того времени определялись фактом принятия нового Основного Закона СССР. Конституция СССР установила новое название Советов – Советы народных депутатов. Они составляли полит. основу гос-ва. Изменились сроки полномочий советов: срок Верховного Совета увел-ся с 4 до 5 лет, местных советов – с 2 до 2,5 лет. Установилось равное число депутатов в палатах Верховного Совета СССР – Совете Союза и Совете Национальностей – по 750 человек. Конституция СССР 1977 г. расширила круг полномочий Верховного Совета СССР, предусмотрела проведение регулярных отчетов Совета Министров перед Верховным Советом. В 1966 г., была изменена организац. структура палат Верховного Совета СССР - Совета Союза и Совета Национальностей. Теперь в каждой из палат создавалось по 16 постоянных комиссий. Конституция СССР 1977 г. расширила права местных Советов, которые могли координировать и контролировать деят-ть расположенных на их территории предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения, охраны природы, строит-ва, исп-ния труд. ресурсов, произ-ва товаров народного потребления, обслуживания населения, соблюдения законод-ва. В ноябре 1964 г. была восстановлена единая система Советов. К числу важных мер, направленных на укрепление местных Советов, повышение их авторитета, следует отнести расширение правовой базы их деятельности. Депутатские группы делились на территориальные и производственные. Депутатские группы играли важную роль в осуществлении полномочий Советов. Депутатские посты образовывались на подведомственных местному Совету предприятиях, учреждениях, в колхозах. Они осуществляли контроль за ходом выполнения решений Совета. Широкое развитие получили такие формы самодеятельности населения, как квартальные, домовые комитеты и др.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 марта 1965 г. в районах были созданы производственные управления сельского хозяйства. Правоохранительные органы.В июле 1966 г. в интересах охраны обществ. порядка в борьбе преступностью образуется союзно-республиканское Министерство ох раны обществ. порядка СССР. В ноябре 1968 г. Министерство охраны общественного по СССР было преобразовано в Министерство внутренних дел СССР. В ноябре 1968 г. была перестроена система органов внутренних дел в городах и районах. Здесь на базе органов милиции были созданы отделы. В рассматриваемый период была восстановлена также общесоюзная система органов юстиции. В 1970 г. воссоздаются Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных и автономных республик, отделы юстиции краевых, областных Советов. Возникшие в конце 50-х годов добровольные народные дружины по охране общественного порядка в 70-е годы стали массовыми организациями трудящихся. В рассматриваемый период продолжалось организационно-правовое развитие органов народного контроля, они образовывались и были подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов. Комитет народного контроля СССР образовывался Верховным Советом СССР. В развитии правового статуса Вооруженных Сил СССР в рассматриваемый период был сделан новый важный шаг. В Конституции СССР 1977 г. была выделена спец. глава, в которой по подчеркивалось, что для защиты "суверенитета и территориальной целостно государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность". Последняя регламентировалась законом, принятым Верховным Советом СССР 12 октября 1967 г. Верховный Суд СССР - высший судебный орган государства, он осуществлял надзор за деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в установленных пределах.
Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Всей своей деятельностью он был призван обеспечить правильность применения законов. Правовые основы деятельности прокуратуры определялись Консл туцией СССР и Законом о Прокуратуре СССР. Срок полномочий Генерального прокурора СССР и всех нижестоящих прокуроров - 5 лет.