Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г.: разработка, принятие и основные положения.
Кодекс законов о труде- 1918 г.— первый нормативный акт, регулирующий трудовые отношения. КЗоТ был принят специальной комиссией Наркомюста и ВЦСПС и действовал с момента его опубликования в Собрании узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. В КЗоТ 1918 г. было отражено экономическое и социальное положение страны в годы Гражданской войны. Особенность КЗоТа состояла в том, что он распространялся только на лиц, работающих за вознаграждение, и был обязателен для всех предприятий, учреждений и хозяйств, а также и для всех частных лиц, применяющих чужой труд за вознаграждение.
КЗоТ включал в себя введение и 9 разделов, регулирующих:
1)трудовую повинность; 2) право на применение труда; порядок предоставления труда; предварительное испытание; перевод и увольнение трудящихся; вознаграждение за труд; рабочее время; обеспечение надлежащей производительности труда; 3) охрану труда.
Трудовую повинность по общему правилу несли все граждане РСФСР. Трудовой повинности не подлежали лица, не достигшие 16-летнего возраста, лица старше 50 лет и лица, утратившие трудоспособность вследствие увечья или болезни.
От трудовой повинности временно освобождались лица, временно утратившие трудоспособность, на срок, необходимый для ее восстановления, а также беременные женщины на период времени за 8 недель до родов и 8 недель после родов. Правом на применение труда по своей специальности и за вознаграждение, установленное для этого рода работы, обладали все трудоспособные граждане.
Привлечение трудящихся к работе совершалось через отдел распределения рабочей силы. Привлечение к работе возможно также в случае приглашения лица на работу по выбору соответствующего советского учреждения или предприятия.
Предварительное испытание при длительном характере работ составляло не более 6 дней для рабочих, а в советских учреждениях — 2 недели для неквалифицированных и неответственных видов труда и 1 месяц для квалифицированных и ответственных. По окончании испытательного срока работник либо принимался на работу, либо отчислялся с уплатой вознаграждения за время испытания по тарифным ставкам.
КЗоТ предусматривал определенные основания увольнения трудящегося, как то:
1) ликвидация данного учреждения, предприятия или хозяйства, упразднение отдельных обязанностей или работ; 2) приостановка работ на срок более 1 месяца; 3) истечение срока работы, если работа носила временный характер; 4) явная непригодность работника к работе (на основании специального постановления органов управления организации и с согласия профсоюза); 5) желание самого трудящегося.
Размер вознаграждения и порядок его выдачи определялись по тарифами, имеющимся для каждого рода труда. Размер вознаграждения устанавливался в зависимости от тяжести и опасности труда, сложности производимой работы, степени самостоятельности и ответственности за ее выполнение, а также от требуемой для ее выполнения степени обучен-ности и опытности. Продолжительность нормального рабочего времени трудящегося по КЗоТу не должна была превышать 8 дневных или 7 ночных часов. Продолжительность нормального рабочего времени не превышала 6 ч для лиц, не достигших 18 лет, и в отраслях труда, особо тяжких и неблагоприятных для здоровья. Обеспечение охраны жизни, здоровья и труда работников возлагалось на инспекцию труда, технических инспекторов и представителей санитарного надзора. КЗоТ содержал ряд приложений, в которых приводились правила о порядке установления нетрудоспособности, о выдаче пособии трудящимся во время их болезни, о безработных и о выдаче им пособий, о трудовых книжках, о еженедельном отдыхе и о праздничных днях.
Значение-Кодекс законов о труде был принят в декабре 1918 г. и подробно регламентировал все стадии трудовых отношений и социального права граждан РСФСР. Кодекс ввел 8-часовой рабочий день и оплачиваемый месячный отпуск, наделил каждого трудоспособного гражданина правом на применение труда по своей специальности и за вознаграждение, установленное для этого рода работы, установил основания для увольнения с работы, наделил профсоюзные органы широкими правами по вопросам найма, увольнения, оплаты труда, разработки тарифов и тарифных положений.