Участие профсоюзов в содействии занятости.
Статья 12. Право профсоюзов на содействие занятости
1. Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.
2. Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.
3. Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.
4. Расторжение трудового договора (контракта) с работником - членом профсоюза по инициативе работодателя может быть произведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных законодательством, коллективными договорами, соглашениями.
5. Привлечение и использование в Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляется с учетом мнения соответственно общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов или территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов.
17. Участие профсоюзов в системе национального партнерства
Статья 29ТК РФ определяет, каким органам предоставляется право быть представителями работников в социальном партнерстве. Это, прежде всего, профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, а также иные представители, избираемые работниками.
При этом вопрос о том, какой именно представитель будет участвовать в социальном партнерстве от имени работников, зависит от желания работников, представительности профессионального союза и уровня системы социального партнерства.
Право профессиональных союзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено в Федеральном законе от 12.01.1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Федеральный закон N 10-ФЗ).
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
Таким образом, для того чтобы осуществлять право на представительство и защиту интересов работников в коллективных трудовых отношениях, профессиональные союзы должны быть наделены соответствующими правами законодателем (на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровнях) или работниками (на уровне организации).
Федеральный закон N 10-ФЗ устанавливает следующую иерархию профсоюзных органов:
- общероссийский профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
- общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов - добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;
- межрегиональный профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;
- межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;
- территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;
- территориальная организация профсоюза - добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района.
Названные организации вправе представлять интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу изменения соглашений, осуществления контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, то есть участвовать в социальном партнерстве на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях.
Это соответствует международной практике, предоставляющей право участия в социальном партнерстве на уровне выше организации только профессиональным союзам и их объединениям.
На уровне организации представителями работников могут быть:
- первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от формы собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;
- иные избираемые работниками представительные органы.
Первичная профсоюзная организация и иные органы, избираемые работниками, могут представлять интересы последних при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие работников в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем.
Таким образом, законодатель наделяет первичную профсоюзную организацию и иные представительные органы, избираемые работниками, равными правами. То есть независимо от того, какой орган будет представлять и защищать интересы работников в социально-трудовых отношениях на уровне организации, работодатель не вправе ограничивать их права, установленные законодательством.