Виды правосистематизирующей практики
Исторически сложились разнообразные типы юридической систематизации.
В зависимости от характера деятельности и юридического результата выделяются четыре типа правовой систематизации: а) практика учета правовых актов, б) их консолидации, в) инкорпорации, г) кодификации нормативных актов.
Каждый из этих типов практики, во-первых, характеризуется специфическими действиями и операциями, средствами (юридической техникой) и способами (юридической тактикой), результатами, процессуальной формой и т.д.; во-вторых, состоит из отдельных видов и подвидов юридической систематизации.
Кратко рассмотрим каждый из этих типов.
А. Юридический учет - это разновидность правовой систематизации, связанная с нахождением соответствующих правовых актов (нормативных, правоприменительных и т.п.), их регистрацией и расположением в определенном порядке (системе) по конкретным основаниям (дате издания, предметному признаку и т.п.) в журналах, карточках и т.п.
Объектом учета могут быть любые правовые акты: нормативно-правовые, интерпретационные, судебные и т.д.
В качестве субъектов учета выступают государственные и негосударственные учреждения и организации, правотворческие и правоприменительные органы, ученые и практические работники, частные лица.
В зависимости от средств и способов этой деятельности выделяется журнальный, картотечный, автоматизированный и смешанный учет, а также ведение контрольных текстов действующих правовых актов.
В качестве критериев указанных видов учета могут избираться: а) природа юридических актов (нормативные или правоприменительные, интерпретационные или иные), б) их юридическая сила (законы, подзаконные акты и т.п.), в) дата издания, г) предметы их регулирования (институт, отрасль и т.п.).
1) Журнальный учет используется при небольшом объеме правового материала. Он предполагает регистрацию и группировку правовых актов в специальных журналах в зависимости от вида актов (законы, постановления Пленума Верховного Суда РФ и т.п.), дате их издания, юридической силе и иным критериям, указанным выше.
2) Картотечный учет предполагает систематизацию правовых актов с помощью разного рода карточек, расположенных в определенном порядке. На карточке указывается орган, издавший акт, вид акта, его наименование, дата принятия и т.д., а также реквизиты, связанные с дополнениями и изменениями данного акта. Карточки группируются естественно по соответствующим основаниям: виду актов, предмету регулирования и т.д.
3) Автоматизированный учет правовых актов осуществляется на основе использования современной компьютерной техники и информационно-поисковых правовых систем «Гарант», «Кодекс», «Консультант - Плюс» и др.
4) Ведение контрольных текстов действующих правовых актов предполагает хранение в том или ином учреждении официальных изданий нормативных актов (ГК РФ, УК РФ, Собраний законодательства РФ и др.), актов толкования (Вестников Конституционного Суда РФ, Бюллетеней Верховного Суда РФ и т.п.) и других правовых актов, внесения в их тексты отметок о дополнении, изменении или отмены этих актов (отдельных их частей и пунктов) с указанием конкретных документов, на основании которых данные отметки производятся. Широкое распространение этот вид систематизации правовых актов получил в суде, адвокатуре, прокуратуре и других правоохранительных органах.
Б. Консолидация представляет собой укрупнение множества правовых актов, принятых по одному или нескольким смежным вопросам в единый новый правовой акт. Так, указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях» заменил 45 нормативных актов, регулирующих эти вопросы. Консолидированный акт имеет собственное наименование, структуру, дату издания и другие реквизиты. Входящие в этот акт правовые акты свои реквизиты, как правило, утрачивают.
Консолидация относится к официальному типу юридической систематизации. Ее субъектами являются уполномоченные на то органы и должностные лица. Поэтому акт консолидации обязателен для адресатов.
Объектом консолидации могут быть не только нормативно-правовые акты, о чем пишут в учебниках практически все авторы, но и интерпретационные акты. Например, постановление №1 Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)», объединило постановление Пленума Верховного Суда РФ № 15 от 22 декабря 1992 г., постановления Пленума Верховного Суда СССР № 4 от 27 июня 1975 г. и № 10 от 22 сентября 1989 г.
Консолидация нормативных актов представляет собой разновидность правотворческой деятельности. Поэтому ей присущи признаки одновременно и правосистематизирующей, и правотворческой практики.
В. Инкорпорация - это объединение правовых актов в хронологическом, предметном или ином порядке без существенного изменения содержания данных актов. Примерами могут служить издания сборников «Жилищное законодательство», «Охота», «О безопасности».
Объектом инкорпорации являются не только нормативные, но и иные правовые акты (например, постановления Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ).
Главная особенность инкорпорации, которая отличает ее от консолидации и кодификации заключается в том, что содержание правового регулирования в данном случае остается неизменным. Из объединяемых в один сборник актов удаляются только те части, разделы и предписания, которые носили временный характер и фактически или юридически уже утратили свою силу.
Субъектами инкорпорации могут быть любые органы и лица. Однако в зависимости от их полномочий она бывает официальной, официозной (полуофициальной) и неофициальной.
1) Официальной инкорпорация считается в тех случаях, когда она осуществляется компетентным на то органом либо по его поручению другими субъектами. В последнем случае компетентный орган должен официально утвердить либо иным образом одобрить подготовленный инкорпорированный акт. Примерами официальной инкорпорации могут служить Свод законов Юстиниана и Свод законов РСФСР (издан в 1986-1988 г.г.).
2) Официозная (полуофициальная) инкорпорация - это упорядочение правовых актов по поручению уполномоченного на то органа другими субъектами без последующего утверждения (одобрения) полученного акта. Подобным образом были подготовлены Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР в 60-х годах, сборники постановлений Пленума Верховного Суда РФ по уголовным и гражданским делам (если они изданы по поручению Верховного Суда РФ).
3) Неофициальную инкорпорацию могут осуществлять любые государственные и негосударственные органы, отдельные юристы (ученые и практики), граждане. На такие сборники нельзя ссылаться как на формально-юридические источники права в процессе правотворческой, правоприменительной, интерпретационной, судебной и т.п. практики.
Все виды инкорпорации (официальная, неофициальная и т.п.) в свою очередь подразделяются: а) по объему охватываемого материала (полная и частичная), б) юридической силе актов, в) органам, их издавшим, г) наименованию (собрание, сборники и т.п.), д) хронологическому и другим основаниям. Нередко используется смешанный способ инкорпорации (например одновременно по юридической силе и предметному признакам.
Полной инкорпорация будет тогда, когда она охватывает либо все законодательство страны (например, принятие Свода законов государства) либо всю отрасль права (например, подготовка сборника нормативных актов о земле) или институт права (например, издание Сборника законов о государственной службе), либо все нормативные акты, регулирующие определенную сферу общественной жизни (например, формирование Сборника нормативных актов о рекламе).
Предметом частичной инкорпорации соответственно являются правовые акты, составляющие часть института или отрасли права, сферы жизнедеятельности и т.д. Например, «Сборник нормативных актов о высшем образовании» охватывает лишь отдельный раздел законодательства об образовании.
Разграничение инкорпорации на полную и частичную во многом носит условный характер и зависит от того, что следует считать целым, а что частью в системе правовых актов.
Особой разновидностью инкорпорации является издание Свода законов государства. По сравнению с иными видами инкорпорации подготовка сводов законов, во-первых, всегда представляет официальную инкорпорацию; во-вторых, объектом систематизации здесь являются нормативно-правовые акты; в-третьих, создание Свода предполагает охват почти всего действующего законодательства страны; в-четвертых, это высший тип официальной инкорпорации, когда происходит полная инвентаризация и ревизия всех правовых актов, существующих в правовой системе общества; в-пятых, здесь происходит не только формальная отмена устаревших нормативных актов, но и внесение изменений и дополнений в соответствующие акты, а также издание новых нормативных актов и / или укрупнение отдельных нормативных актов. Например, из 166 нормативных актов, которые вошли в первоначальный вариант раздела 1 Свода законов СССР, новых нормативных актов оказалось 36, номративных актов в новой редакции -21, измененных и дополненных - 42. В связи с этим 71 акт был отменен полностью, 47 - частично, 45 нормативных актов объединены в один консолидированный акт. В-шестых, Свод законов формируется, как правило, по заранее разработанным программе и схеме, которые включают принципы и этапы его подготовки, весь комплекс организационных, финансовых, технических и иных мероприятий. Как известно, в нашей стране начало работы по подготовке Свода было положено Указом Президента РФ от 6 февраля 1995 г. «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации».
Г. Кодификация - это разновидность юридической практики (правосистематизирующего правотворчества), направленная на издание нормативно-правовых предписаний, радикальную переработку и упорядочение существующего законодательства, результатом которой является издание единого, внутренне и внешне согласованного нормативно-правового акта (Основ законодательства, кодексов и т.п.).
К основным признакам кодификации относятся следующие.
1) Это правосистематизирующее правотворчество. То есть с одной стороны данная разновидность юридической практики представляет собой официальную юридическую систематизацию, а с другой - правотворческую практику, направленную на преобразование действующих, издание новых, отмену и изменение устаревших нормативно-правовых предписаний.
2) Субъектами кодификации могут быть только компетентные государственные органы.
3) Объектами кодификации служат прежде всего нормативно-правовые акты.
4) Ее юридическим результатом является создание единого внутренне и внешне согласованного нормативно-правового акта (кодекса, устава и т.п.).
5) Подготовка кодифицированных актов означает определенную реформу в той или иной сфере права и правовой системе общества в целом. В данном случае происходит существенное изменение сферы правового регулирования, радикальная переработка структуры, содержания и формы нормативно-правовых актов.
Необходимо различать отраслевую, внутриотраслевую и межотраслевую кодификацию. Отраслевая кодификация охватывает нормативные предписания, входящие в одну отрасль права (принятие, например, УК РФ, СК РФ и т.п.); внутриотраслевая - одного или нескольких смежных институтов права внутри одной отрасли права (например, издание КоАП РФ). Предметом межотраслевой кодификации служат нормативно-правовые предписания нескольких отраслей права (например, подготовка Жилищного кодекса РСФСР).
Официальными актами-документами, в которых внешне выражаются и закрепляются юридические результаты кодификации являются конституции, основы законодательства, кодифицированные законы, кодексы, уставы, положения и правила.
Ведущим кодифицирующим актом, закрепляющим фундаментальные положения взаимодействия человека (личности) и государства, основы гражданского общества и государственного устройства, служащим нормативно-правовой базой для становления, совершенствования и упорядочения всех отраслей права является конституция (Конституция РФ, конституции республик в РФ).
Основы законодательства закрепляют фундаментальные нормативно-правовые положения, характеризующие ту или иную отрасль права (например, Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и Союзных республик) либо подотрасли или института права (например, Основы законодательства Союза ССР и Союзных республик об административных правонарушениях, основы законодательства РФ об охране здоровья граждан) либо сферу общественной жизнедеятельности (например, основы законодательства РФ о культуре). Особенность этих актов заключается в том, что они (основы) требуют детализации и конкретизации в текущем законодательстве.
Кодификационные законы (например, федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 19 июля 1996 г.) в отличие от обычных законов, как правило, объединяет подавляющее большинство нормативно-правовых предписаний нормативных актов, регулирующих почти всю соответствующую сферу общественной жизни. Так, указанный выше федеральный закон закрепляет государственную политику и государственные гарантии прав граждан в области высшего и послевузовского профессионального образования, структуру соответствующих учебных заведений, ступени высшего образования, сроки и формы его получения, процедуру приема в вузы, характер учебной и научной деятельности разнообразных субъектов и другие подобные вопросы.
Кодексы бывают отраслевыми (СК РФ, ТК РФ) внутриотраслевыми (КоАП РФ) и межотраслевыми (например, Воздушный кодекс РФ). Каждый из них достаточно фундаментально и подробно регулируют соответствующую сферу общественных отношений.
В форме уставов группируются в России нормативно-правовые предписания, во-первых, определяющие статус, предметы ведения, полномочия и т.п. субъектов федерации (республики, как мы уже отмечали, принимают в этом плане конституции), во-вторых, устанавливающие правовой статус определенных учреждений и организаций, их задачи и функции в той или иной сфере общественной жизни (например, Устав Центробанка РФ, Транспортный устав железных дорог РФ).
Положение представляет собой комплексный акт, устанавливающий компетенцию, задачи и функции, средства и методы деятельности определенного органа или группы родственных учреждений (например, Положение о Министерстве Внутренних Дел Российской Федерации от 18 июля 1996 г., Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
Правила относятся к такого рода актам, которые содержат комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой процессуальных нормативных предписаний, регламентирующий процедуру деятельности определенных учреждений и организаций (например, Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте).