Основания правосистематизирующей практики
Это фактические и юридические обстоятельства, с необходимостью требующие упорядочения правовых актов по определенной схеме (хронологической, предметной и т.п.).
Следует выделять нормативно-правовые и фактические основания юридической систематизации. Фактические основания в свою очередь необходимо разграничивать на две группы. Первую составляют обстоятельства, которые «подталкивают» процесс систематизации, служат поводом или причиной подготовки кодификационных и иных актов. Так, формирование качественно новых экономической, социально-политической, духовной и правовой систем объективно требует существенного реформирования действующего законодательства, ликвидации устаревших правовых актов и создания крупных нормативно-правовых блоков (сводов, кодексов и т.п.) для проведения преобразований во всех сферах общественной жизни.
Правовая систематизация необходима также в случае накопления большого объема правовых актов, их устаревания, противоречивости и пробельности, что создает значительные трудности в работе правотворческих , правоприменительных и иных органов.
Ко второй группе относятся те основания, которые выступают в качестве критериев систематизации правовых актов (хронологический, предметный и т.п.).
При официальной систематизации одних только фактических оснований для упорядочения правовых актов недостаточно. Компетентные на то органы и должностные лица обязаны в данном случае издать закон или иной нормативный акт, которые служат нормативно-правовой основой для организации и проведения этой работы. Так, 14 февраля 1998 г. Президент РФ издал указ № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации, которым обязал Министерство юстиции РФ и Главное государственно-правовое управление Президента РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти приступить к систематизации действующих федеральных законов, нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, законодательных и иных нормативных актов высших органов государственной власти и управления РСФСР, а также Союза ССР, продолжающих действовать на территории России, в целях включения их в Свод законов РФ и формирования его нормативного корпуса.
Указом № 2171 президента РФ от 16.12. 1993 г. в целях унификации формирования эталонных банков данных правовой информации утвержден Общеправовой классификатор отраслей законодательства. Актуализированный (уточненный и т.п.) его вариант ежегодно должен публиковаться в первых номерах Собрания законодательства РФ. Разделы классификатора служат официальными критериями систематизации правовых актов.
Содержание и формы правосистематизирующей практики
Под содержанием правосистематизирующей практики понимается совокупность всех составляющих ее свойств и элементов. В самом общем плане оно состоит из деятельности по упорядочению правовых предписаний и складывающегося на основе этой деятельности опыта.
Основными элементами содержания правосистематизирующей деятельности выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия (операции), средства и способы, результаты данной деятельности.
Объекты юридической систематизации - это то, на что направлены действия ее субъектов и участников. Ими могут быть разнообразные нормативно-правовые, правоприменительные, интерпретационные и иные акты, а также общественные отношения, подлежащие правовому регулированию (например, при кодификации). Непосредственными предметами являются, как правило, отдельные разделы (части, пункты и т.п.) этих актов, конкретные нормативно-правовые, правоприменительные и интерпретационные предписания, подлежащие учету и соответствующей группировке.
Субъектами систематизации выступают определенные органы, должностные или частные лица, без которых эта практика немыслима и которые принимают окончательные решения, возникающие при систематизации. Например, кодифицированные акты издаются только правотворческими органами (Государственной Думой РФ и т.п.).
Участники - это отдельные лица (ученые, практики), их объединения и организации, которые так или иначе содействуют субъектам юридической систематизации. Так, в качестве участников этой деятельности могут выступать научно-исследовательские учреждения, юридические вузы, отдельные юристы.
Правосистематизирующие действия представляют собой внешне выраженные, социально-преобразующие акты по упорядочению правовых предписаний. Характер указанных действий (операций) в значительной степени зависит от вида практики. В самом же общем плане они сводятся к сбору правовых актов, внесению в них изменений и дополнений, выбору критериев систематизации, укрупнению и приведению актов в определенный порядок, их хранению, поддержанию в контрольном состоянии и т.д.
К средствам юридической систематизации относятся любые социальные, юридические, технические и пр. явления и предметы, с помощью которых достигаются определенные цели и результаты систематизации. Это могут быть специальные карточки, журналы, компьютерная техника, цифры, буквы, слова и т.п. Взятые в совокупности они представляют определенную юридическую технику.
В правосистематизирующую тактику включаются способы и методы использования соответствующих средств, принципы и правила систематизации, вопросы обоснования, планирования и организации этой деятельности. Например, поиск карточек при картотечном виде учета возможен ручным, автоматизированным и смешанным способами. Существуют, например, несколько способов освобождения от устаревших, но формально не отмененных актов. Это: а) отмена каждого акта поименно специальным нормативным актом: б) отмена совокупности актов определенным нормативным актом путем их поименного перечисления; в) признание утратившими юридическую силу всех актов за определенный период времени.
Результат юридической систематизации представляет собой итог соответствующих действий субъектов и участников практики. Результаты бывают промежуточными и окончательными, юридическим и социальными, позитивными и негативными и т.д. При официальных видах систематизации окончательные результаты чаще всего аккумулируются в инкорпорированных, консолидированных или кодифицированных актах. Рассматривая юридические и социальные результаты систематизации, следует иметь в виду, что издание, например, Свода законов Российской империи сыграло значительную роль в развитии экономической, политической и правовой систем российского общества; выпуск же Свода законов СССР существенно не отразился ни на юридической, ни на общественной практике советского общества.
Особое место в содержании практики занимает юридический опыт, который отражает как совокупный итог всей правосистематизирующей деятельности, так и отдельные ее моменты. Он формируется путем выделения (селекции) наиболее целесообразных, передовых и полезных юридических действий, средств, способов, приемов и принятых решений, имеющих важное значение для последующей правосистематизирующей практики. Например, опыт систематизации российского законодательства, в том числе подготовки проектов гражданского, торгового и уголовного уложений, а также анализ опыта систематизации зарубежного законодательства позволили М.М. Сперанскому и сотрудникам 2-го отделения с.е.и.в. в очень короткие сроки и на достаточно высоком уровне провести систематизацию законодательства и создать в 1832 г Свод законов Российской империи.
Внешней формой юридической систематизации здесь выступают разнообразные акты - документы (кодексы, своды, собрания и т.п.), в которых закрепляются действия субъектов, средства и способы их осуществления, вынесенные решения и т.п.
К внутренней форме, т.е. к способу организации и внутренней связи элементов содержания официальной систематизации относится ее процедурно-процессуальная форма, которая определяет процессуальные права и обязанности ее субъектов, стадии и производства, процедуры закрепления и оформления принимаемых решений и иные процессуальные требования. Достаточно развитая процессуальная форма присуща кодификации, консолидации нормативных актов и другим видам официальной юридической систематизации.
Общими стадиями для процесса официальной систематизации являются следующие: 1) принятие субъектом решения о проведении упорядочения правовых актов; 2) определение объектов, субъектов и участников данной деятельности; 3) анализ и ревизия существующего массива правовых актов; 4) выбор оснований (критериев) систематизации; 5) отмена всех устаревших и недействующих актов (их разделов, частей, предписаний и т.п.); 6) внесение необходимых изменений и дополнений в те акты, которые частично устарели и утратили свою юридическую силу; 7) приведение в стройную систему действующих актов и утверждение результатов систематизации; 8) их опубликование; 9) поддержка в контрольном состоянии изданного систематизированного акта.