Функции правоприменительной практики
Функции правоприменительной практики - это относительно обособленные направления ее воздействия на общественную жизнь.
В зависимости от сферы общественной жизни, которая подвергается воздействию со стороны правоприменения, все функции практики можно разграничить на экономическую, политическую, социальную, идеологическую, демографическую, экологическую и др.
Учитывая, что правоприменение решает задачи, стоящие не только в области внутренней жизни нашего общества, но в известной степени в области внешних отношений, можно, видимо, говорить о внутренних и внешних его функциях. По времени действия их можно подразделить на постоянные и временные.
Имеет определенное значение классификация функций практики на основные, главные и неосновные, поскольку в определенные исторические этапы развития общества акцент может быть сделан на одной или нескольких важнейших направлениях воздействия (охрана собственности или природы и т.п.).
Наиболее ярко сущность и социальное назначение правоприменительной практики проявляется в ее специфических юридических функциях, где за основу классификации берется характер совершаемых субъектом правоприменительных действий и полученный результат. К ним относятся регистрационно-удостоверительная, регулятивно-ориентационная, правоконкретизирующая, правоохранительная, функция социально-правового согласия и установления компромиссов, координационная, контрольная, правовосполнительная, правотворческая и иные функции правоприменительной практики.
Значение регулятивно-ориентационной функции обусловлено тем местом, которое занимает правоприменительная практика в процессе реализации права. С ее помощью осуществляется правовая ориентация участников общественных отношений, индивидуальное регулирование конкретных социально-правовых ситуаций.
Суть регистрационно-удостоверительной функции заключается в удостоверении прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций, договоров, сделок, имеющих правовое значение фактов общественной жизни, в официальном регистрировании и свидетельствовании подлинности и верности документов и т.д.
Правоконкретизирующая функция любой правоприменительной практики включает преобразование, перевод абстрактного содержания правового предписания на более конкретный уровень.
Правоохранительная функция правоприменения состоит из ряда подфункций: правообеспечительной, превентивной, правовосстановительной, компенсационной, карательной и др.
Правообеспечительная подфункция связана с эффективным исполнением законов или иных правовых актов. Для решения стоящих перед компетентными органами (судом, органами дознания, следствия и т.п.) задач в уголовном судопроизводстве применяются, например, такие правообеспечительные меры, как подписка о невыезде, личное поручительство, залог, в гражданском судопроизводстве - наложение ареста на имущество или денежные суммы, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц и т.п.
Правоприменительная практика - важный канал общесоциального, специально-криминологического и индивидуального предупреждения правонарушений. Римские юристы считали, что “правосудие истинно предупреждающее предпочтительнее, чем сурово карающее“ (melior est justitia vere praeveniens quam severe puniens).
Правовосстановительная подфункция связана с отменой неправомерных решений, фактическим и юридическим восстановлением правопорядка, прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций.
Значение компенсационной подфункции заключается в том, что все разновидности правоприменительной практики должны быть нацелены на возмещение любого материального или морального вреда (ущерба), который причинен противоправными (а иногда и правомерными) действиями отдельным лицам, социальным группам, организациям или обществу в целом. Суть карательной подфункции проявляется в применении к правонарушителю таких мер юридического воздействия, которые связаны с лишением материального, личного, организационного или иного характера.
Таким образом, правоохранительная функция правоприменительной практики, как правило, вызвана правонарушением либо связана с реальной угрозой его наступления.
Правовосполнительная функция обусловлена неполнотой законодательства и практическими потребностями оперативного восполнения пробелов с помощью аналогии закона и аналогии права в процессе правоприменения.
Контрольная функция правоприменительной практики выражается в том, что определенные органы (органы прокуратуры и внутренних дел, ведомственного контроля и др.) осуществляют проверку соблюдения прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов отдельными лицами, их коллективами и организациями.
Суть координационной функции заключается в устранении параллелизма, дублирования в работе соответствующих организаций, установлении целесообразного и оптимального соотношения между действиями органов (органа) в целом и их звеньями (структурными подразделениями). На прокуратуру, например, возложена координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
Суть «правотворческой» функции заключается в том, что правоприменительная практика сигнализирует правотворческим органам о недостатках, неполноте законодательства, о неэффективности норм права или отдельных нормативных актов, которые необходимо исправить.
Функция социально-правового согласия и установления компромиссов нацелена на разрешение юридических споров (трудовых, семейных и т.п.) и конфликтов (национальных, межгосударственных и т.п.).