Понятие, задачи и организация юридической службы предприятия
Организация и ведение правовой работы на предприятии, как правило, возлагается на юридическую службу предприятия (допускается также правовое обслуживание предприятий адвокатами либо же лицами, имеющими право оказывать юридические услуги по лицензиям). В этих целях на предприятиях учреждаются самостоятельные подразделения – юридические управления (отделы, бюро), вводятся должности главного (ведущего) юрисконсульта, заместителя руководителя по правовым вопросам [7, c. 109].
Под юридической службой предприятия следует понимать деятельность специально уполномоченного органа (юридического управления, отдела, бюро, главного (старшего) юрисконсульта), направленную на укрепление законности в деятельности предприятия (организации) c активном использованием правовых средств при выполнении своих функциональных обязанностей.
Юридическая служба является специальным подразделением предприятия, организации, стоящим на страже укрепления законности и договорной дисциплины. Ее задачи определяются многообразием хозяйственных связей, прав и обязанностей сторон. Неслучайно поэтому именно на юристов в большей степени, чем на какую-либо другую службу, ложится ответственность за предотвращение негативных последствий принятия незаконных решений на производстве [8, с. 13].
Слово юриста как специалиста по праву должно, быть решающим в вопросах правовой оценки заключаемых договоров, и в этом случае он должен нести ответственность за соответствие законодательству заключаемых и визируемых договоров. В современных условиях, когда значительно возросла роль «юридического дозволения», перед хозяйствующими субъектами открыто широкое поле деятельности, если, разумеется, соответствующие ее направления не запрещены законодательством и сообразуются с уставными целями хозяйствующего субъекта. Поэтому от юридической службы наряду с глубокими знаниями динамично развивающегося хозяйственного законодательства требуется умение творчески, не шаблонно подойти к решению конкретных хозяйственно-правовых задач, связанных с осуществлением хозяйственной компетенции предприятия, что плодотворно скажется на повышении эффективности производства и качества работ.
Задачи юридической службы предприятия условно можно подразделить на две группы. К первой группе относятся те, которые юридическая служба разрешает совместно с другими службами предприятия. К их числу можно отнести разработку локальных нормативных актов (коллективный договор, устав, правила внутреннего трудового распорядка, стандарт и др.) и проведение совместных мероприятий по профилактике нарушений законодательства. Например, совместно с бухгалтерской службой проведение ревизий, проверок по учету, сохранности и отпуску материальных ценностей, обоснованности списания ценностей, участие в работе по аттестационной комиссии.
Во вторую группу включаются задачи, разрешаемые непосредственно юридической службой. К ним относятся: содействие в обеспечении соблюдения законности в деятельности государственного органа и его должностных лиц; осуществление контроля за соответствием действующему законодательству и международным договором, участником которых является Республика Беларусь, проектов нормативных и иных правовых актов, представляемых на подпись руководству государственного органа; непосредственное участие в разработке проектов нормативных и иных правовых актов в соответствии с компетенцией государственного органа; правовое консультирование должностных лиц и структурных подразделений государственного органа по основным направлениям его деятельности; ведение учета нормативных актов государственного органа, участие в формировании в Республике Беларусь единого эталонного банка данных правовой информации; представление интересов государственного органа в судах и иных государственных органов по правовым вопросам.
Важнейшей задачей юридической службы является правовая пропаганда действующего законодательства. Наряду с консультированием должностных лиц она включает в себя проведение лекций, бесед по правовой тематике в подразделениях, прием по личным вопросам работников по разъяснению законодательства [8, с. 15].
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 2070 утверждены Типовое положение о юридической службе республиканского органа государственного управления и иной государственной организации, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа, Инструкция о порядке подготовки проектов нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Примерное положение о юридической службе государственной организации.
Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам предписано в трехмесячный срок утвердить либо привести в соответствие с Типовым положением о юридической службе республиканского органа государственного управления и иной государственной организации, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа собственные положения о юридической службе с учетом особенностей своей работы.
Наряду с этим Министерству труда и социальной защиты совместно с Министерством юстиции, Министерством финансов, Государственным комитетом по науке и технологиям до 2011 года поручено обеспечить разработку межотраслевых нормативов численности работников юридических служб республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству, в месячный срок представить предложения о совершенствовании методики подготовки финансово-экономических обоснований к проектам нормативных правовых актов и т.д.
Министерству юстиции дано право в случае выявления фактов нарушения законодательства, допущенных юридической службой государственной организации, направить руководителю этой организации обязательное для исполнения представление об устранении допущенных нарушений, а при невыполнении представления – вносить в государственный орган, в подчинении которого находится организация, и иную государственную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь, в состав которой входит организация, предложение о привлечении руководителя этой организации кдисциплинарной ответственности.
В то же время постановлением запрещается возлагать на юридическую службу республиканского органа государственного управления и иной государственной организации обязанности, не относящиеся к правовой работе. Работникам юридической службы могут исполнять обязанности, не относящиеся к правовой работе, в соответствии с заключенными трудовыми договорами (контрактами).