Тема 6. конституция сша 1787 г.
И АМЕРИКАНСКИЙ БИЛЛЬ О ПРАВАХ (2 часа)
Вопросы для подготовки к дискуссии
1. Конституционный статус граждан США (права и свободы, обязанности граждан США).
2. Федеративное государственное устройство:
2.1. Компетенция федеральных органов.
2.2. Компетенция штатов.
2.3. Влияние принципа федерализма на систему государственных органов.
3. Разделение властей как принцип американского конституционализма:
3.1. Законодательная власть и Конгресс США.
3.2. Исполнительная власть и Президент.
3.3. Судебная власть и Верховный Суд США.
Примечание. Организационная подготовка диспута, порядок его проведения по каждому вопросу и подведение итогов аналогичны тем, которые разъяснены в комментариях к теме 3 «Афинская демократия в период расцвета». Первая команда — это «сторонники» Конституции США 1787 г. и Билля о правах, а вторая — их «противники».
Источники и литература
История США: хрестоматия / сост. Э. А. Иванян (любое издание).
Конституция Соединенных Штатов Америки (любое отдельное изд.; также: http://www.constitution.garant.ru/DOC_50000.htm).
Конституции буржуазных государств [вариант названия: Конституции буржуазных стран]: Сб. документов (любое изд.)
Конституции государств Американского континента. В 3 вып. / под ред. Г. С. Гурвича. Вып. 3. М., 1959.
Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII‑XIX вв. / под ред. П. Н. Галанзы. М., 1957.
Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты / под ред. О. А. Жидкова. М., 1993.
Сборник документов [вариант названия: Хрестоматия] по истории нового времени (любое вузовское изд., соответствующий том).
* * *
Бельсон Я. М., Ливанцев К. Е. История государства и права США. Л., 1982.
Война за независимость и образование США / под ред. Г. Н. Севостьянова. М., 1976.
Джефферсон Т. О демократии. СПб., 1992.
Жидков О. А. Верховный суд США: Право и политика. М., 1985.
Иванян Э. А. История США. 2-е изд., испр. М., 2006.
История буржуазного конституционализма XVII–XVIII вв. / ред. кол.. В. С. Нерсесянц, В. Г. Каленский, П. С. Грацианский. М., 1983.
История США. В 4 т. / глав. ред. Г. Н. Севостьянов. Т. 1. М., 1983.
Каленский В. Г. Билль о правах в конституционной истории США. Историко-критическое исследование / отв. ред. А. А. Мишин. М., 1983.
Ливанцев К. Е. История буржуазного государства и права. Л., 1986.
Мишин А. А., Власихин В. А. Конституция США: Политико-правовой комментарий. М., 1985.
Согрин В. В. Политическая история США. XVII–XX вв. М., 2001.
Становление американского государства / отв. ред. А. А. Фурсенко. СПб., 1992.
Токвиль А., де. Демократия в Америке (любое изд.)
Федералит. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея / под общ. ред. и с предисл. Н. Н. Яковлева (любое изд.).
Фридмен Л. Введение в американское право. М., 1992.
Черниловский З. М. 1) История государства и права новейшего времени (США, Великобритании, Франции, Италии, Японии). М., 1956; 2) От Маршалла до Уоррена: Очерки истории Верховного суда США. М., 1982.
ТЕМА 7. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС ФРАНЦУЗОВ (2 часа)
В начале данного семинарского занятия целесообразно рассказать об истории создания кодекса и дать общую характеристику его юридических особенностей.
Задание 1. Ответьте на следующие вопросы:
1) Кто обладает гражданской правоспособностью?
2) Какие положения определяют правовой статус субъектов гражданской дееспособности?
3) Каковы условия вступления в брак?
4) Какие формы (виды) собственности предусмотрены законодателем?
5) Как может быть установлен сервитут?
6) Каковы основания возникновения обязательств?
7) Каковы условия действительности сделки?
8) Какие формы завещаний закрепляются во Франции?
9) Каковы очереди наследников по закону?
10) Кто относится к числу обязательных наследников?
Примечание. Ответы должны быть краткими и даны в письменной форме со ссылками на статьи кодекса.
Задание 2. Решите следующие казусы:
1. Некая А., обратилась в суд с заявлением о расторжении брака, ссылаясь на то, что после 10 лет супружеской жизни она и ее муж К., пришли к взаимному и упорному согласию о необходимости прекращения брака.
Какое решение примет суд?
2. При вступлении в брак некой Н. являлась собственницей значительного имущества, в том числе дома с участком, ветряной мельницы, 10 коров, голубятни, дорогой домашней утвари, драгоценностей. Брачный контракт заключен не был. Спустя некоторое время ее муж К., испытывая серьезные финансовые трудности, продал все вышеупомянутое имущество. Н. решила потребовать признания всех совершенных им сделок недействительными.
Как будет решен спор?
3. У А. был похищен золотой слиток с клеймом. Вор зарыл слиток на участке Б. Впоследствии Б. продал земельный участок В., которой, перекапывая землю, и обнаружил слиток. Узнав об этом, А. заявил о своих правах на слиток и потребовал передачи золота. Подобные требования заявил и Б.
Как разрешится спор?
4. Д. обратился с заявлением о признании совершенного им дарения в пользу Л. недействительным, ссылаясь на то, что после этого акта их отношения ухудшились и он весьма разочарован в личности одаренного.
Каково будет решение суда?
5. М. предоставил Н. скрипку известного мастера в двухлетнее пользование, а сам отправился в длительное заграничное путешествие. Вернувшись спустя 10 лет, М. потребовал вернуть скрипку. Однако Н. отказался, ссылаясь на то, что он стал собственником инструмента по давности владения.
Какое решение по делу вынесет суд?
6. Г. нанял А. произвести ремонтные работы в доме, договор был заключен в устной форме. После окончания работ, Г. выплатил А. вознаграждение в размере 100 франков, которое показалось последнему незначительным. А. обратился в суд, требуя уплаты вознаграждения в размере 200 франков, ссылаясь на договоренность с Г.
Какое решение вынесет суд?
Примечание.Решение казуса должно состоять из следующих частей:
1) описательной, в которой необходимо выделить юридически значимые детали, влияющие на решение казуса, и дать им оценку;
2) мотивировочной, в которой следует сослаться на статью(и) кодекса, позволяющую(ие) решить задачу, а также обосновать ее (их) применение;
3) резолютивной, в которой формулируется решение.
Источники и литература
Французский гражданский кодекс 1804 г. С позднейшими изменениями до 1939 г. / пер. И. С. Перетерского. М., 1941.
* * *
Арисов Н. Н. Французский гражданский кодекс 1804 года (Кодекс Наполеона и его основные институты). М., 1972.
Боботов С. В. Наполеон Бонапарт — реформатор и законодатель. М., 1998.
Гражданское и торговое право капиталистических государств (любое изд.).
Давид Р., [Жоффре-Спинози К.]. Основные правовые системы современности (любое изд.).
Жюллио де ла Морандьер Л. Гражданское право Франции. В 3 т. М., 1958–1961.
Каленик А. Кодекс Наполеона. История и современность. К 200-летию Гражданского кодекса Франции // Закон и жизнь. 2004. № 9. С. 43–46.
Ливанцев К. Е. История буржуазного государства и права. Л., 1986.
Максимов А. А. Французский гражданский кодекс 1804 г. (Кодекс Наполеона). Иваново, 1994.
Нарышкина Р. Л. Источники гражданского и торгового права буржуазных государств. М., 1965.
Очерки кодификации и новеллизации буржуазного гражданского права / под ред. З. М. Черниловского. М., 1983.
Просандеева Н. В. Кодекс Наполеона. Истоки жизненной силы // Право и образование. 2008. № 8. С. 110–116.
Раевич С. И. Гражданское право буржуазно-капиталистического мира в его историческом развитии, 1789–1926: Франция, Италия, Польша, Голландия, Румыния, Российская империя, Австрия, Германия, Швейцария. М.; Л., 1929.
Саидов А. Х. Кодексу Наполеона — 200 лет // Право и политика. 2004. № 6. С. 110–113 (также: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1233265).
Саньяк Ф. Гражданское законодательство Французской революции (1789–1804). М., 1928.
Цвайгерт К. [Кетц Х.].Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права (любое изд.).
Шершеневич Г. Ф. Очерки по истории кодификации гражданского права. Ч. 1. Франция. Казань, 1897.
ТЕМА 8. УГОЛОВНЫЙ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКСЫ НАПОЛЕОНА I (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. История создания кодексов и общая характеристика их юридических особенностей.
2. Вопросы общей части уголовного права в УК.
3. Система преступных деяний и санкций:
3.1. Преступления и наказания.
3.2. Проступки и административные меры.
3.3. Нарушения и полицейские взыскания.
4. Общая характеристика порядка рассмотрения дел о преступных деяниях по УПК. Суммарное (ускоренное) производство.
5. Смешанный процесс:
5.1. Принципы и особенности.
5.2. Предварительное следствие.
5.3. Судебное разбирательство.
Источники и литература
Уголовное право буржуазных стран: Общая часть / под ред. А. Н. Игнатова, И. Д. Козочкина. М., 1990.
Устав уголовного судопроизводства Франции / пер. Неклюдова. СПб., 1860.
Французский уголовный кодекс 1810 г. / под ред. М. М. Исаева. М., 1947.
* * *
Боботов С. В. Наполеон Бонапарт — реформатор и законодатель. М., 1998.
Богородский С. Очерк истории уголовного законодательства в Европе. Т. 1. Киев, 1862.
Всеобщая история государства и права. В 4 ч. Ч. 3. От английской революции до Великой Октябрьской социалистической революции / авт. кол.: С. Г. Гурвич, Г. И. Тункин, М. А. Гуковский и др. М., 1947.
Дусаев Р. Н. Эволюция уголовного права стран Западной Европы и США. Учебное пособие. Ч. 1. Эволюция уголовного права в франко-германской системе права. Петрозаводск, 1999.
Ливанцев К. Е. История буржуазного государства и права. Л., 1986.
Михайлов П. Л. Суд присяжных во Франции. Становление, развитие и трансформация. СПб. 2004.
Решетников Ф. М. Уголовное право буржуазных стран (любое изд.)
Таганцев Н. С. Русское уголовное право (любое изд.).
Уголовное право зарубежных государств. Вып. 1. Источники уголовного права / отв. ред. А. М. Яковлев и А. Б. Сахаров. М., 1971.
Утевский Б. С. История буржуазного уголовного права. М., 1957.
Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. В 2 т. (любое изд.).
Чельцов-Бебутов М. А. Курс уголовно-процессуального права (любое изд.).
ТЕМА 9. ВЕЙМАРСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ (2 часа)
Вопросы для подготовки
1. История создания и общая характеристика юридических особенностей Конституции.
2. Государственный строй Германии:
2.1. Особенности немецкого федерализма.
2.2. Парламент: структура и компетенция, пропорциональная избирательная система.
2.3. Президент и правительство.
3. Права и свободы граждан.
Примечание.В ходе тестирования необходимо продемонстрировать знание полного текста Конституции.
Источники и литература
Конституции буржуазных стран. В 4 т. Т. 1. М.; Л., 1935.
Сборник документов [вариант названия: Хрестоматия] по истории по новейшей истории (любое вузовское изд., соответствующий том).
* * *
Германская история. Новое и новейшее время / под ред. С. Д. Сказкина, Л. Н. Гинценберга. В 2 т. Т. 2. М., 1970.
Из истории Германии нового и новейшего времени. М., 1958.
Драбкин Я. С. Становление Веймарской республики. М., 1978.
Дроз Ж. История Германии. М., 2005.
Из истории Германии нового и новейшего времени. Сборник статей / отв. ред. А. С. Ерусалимский. М., 1958.
Ливанцев К. Е. История буржуазного государства и права. Л., 1986.
Новейшая история (любой вузовский учебник; ч. I).
Прокопьев В. П. История германской государственности XIX–XX вв. Калининград, 1985.
Розанов Г. Очерки новейшей истории Германии. М., 1957.
Руге В. Германия в 1917–1933 гг. М., 1974.
Шульце Х. Краткая история Германии. М., 2004.
ТЕМА 10. «НОВЫЙ КУРС» Ф.‑Д. РУЗВЕЛЬТА (2 часа)
По данной теме преподаватель проводит устный и/или письменный опрос каждого студента по прочитанной литературе:
Для подготовки к опросу предлагаются следующие вопросы:
1. Причины и цели политики «нового курса» Ф.‑Д. Рузвельта.
2. Законодательство о стабилизации финансовой системы.
3. Законодательство об улучшении положения в промышленности.
4. Законодательство об улучшении положения в сельском хозяйстве.
5. Трудовое и социальное законодательство:
5.1. Закон Вагнера 1935 г.
5.2. Закон о социальном обеспечении 1935 г.
6. Итоги политики «нового курса» (1933–1939) и ее историко-правовое значение.
Источники и литература
Хрестоматия по новейшей истории. В 3 т. / под ред. Н. Н. Яковлева. Т. 2. М., 1960.
История США: хрестоматия / сост. Э. А. Иванян (любое издание).
* * *
Баглай М. В. Законодательство США в борьбе с забастовочным движением. М.,1960.
Бельсон Я. М., Ливанцев К. Е. История государства и права США. Л., 1982.
Громаков Б. С. Законодательное регулирование промышленности и сельского хозяйства в период “Нового курса” Рузвельта (1933–1935 гг.) // Ученые записки Всесоюзного юридического заочного института. Вып. XXI. Ч. II. М., 1970.
Жидков О. А. Верховный суд США: Право и политика. М., 1985.
Зубок Л. И., Яковлев Н. Н. Новейшая история США. М., 1972.
Иванян Э. А. История США. Учебное пособие для студентов. 2-е изд., испр. М., 2006.
История США. В 4 т. / глав. ред. Г. Севостьянова. Т. 3. М., 1985.
Кредер А. А. Американская буржуазия и «новый курс», 1933–1940. Саратов, 1988.
Ливанцев К. Е. История буржуазного государства и права. Л., 1986.
Мальков В. Л. «Новый курс» в США: Социальные движения и социальная политика. М., 1973.
Сивачев Н. В. 1) Правовое регулирование трудовых отношений в США. М., 1972; 2) США: Государство и рабочий класс (от образования США до окончания второй мировой войны). М., 1982.
Согрин В. В. Политическая история США. XVII–XX вв. М., 2001.
Уткин А. И. Рузвельт. М., 2000.
Фридмен Л. Введение в американское право. М., 1992.
Черниловский З. М. 1) История государства и права новейшего времени (США, Великобритании, Франции, Италии, Японии). М., 1956; 2) От Маршалла до Уоррена: Очерки истории Верховного суда США. М., 1982.
Шкундин М. Э. К истории государственно-монополистической социальной политики США. 1929–1939 гг. М., 1980.
Яковлев Н. Н. Франклин Рузвельт — человек и политика (любое изд.).
2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы
Методическое обеспечение самостоятельной работы осуществляется путем создания открытого доступа студентов к учебно-методическому комплексу по Истории права и государства зарубежных стран (в локальной компьютерной сети юридического факультета), а также предоставления обучающимся списков обязательной и дополнительной литературы (см. 2.1.1, 2.4.1 и 2.4.2).
Первый семестр
1. Формы самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя — подготовка письменных заданий по теме: Судебник Хаммурапи.
Вид задания | Содержание |
Схема | Разновидности оскорбления (как посягательства на личность) |
Договор аренды, договор займа, договор хранения | |
Таблица | Система преступлений |
Система наказаний | |
Эссе | Имущество илкум |
Количество часов: 3 часа.
Рекомендуемые источники и литературу см.: п. 2.1.1, тема 1.
2. Формы самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя — подготовка письменных заданий по теме: Афинская демократия в период расцвета.
Вид задания | Содержание |
Схема | Обязанности афинского гражданина |
Таблица | Компетенция гелиэи |
Эссе | Законотворческий процесс в Афинах (в первой половине IV в. до н.э.) |
Количество часов: 3 часа.
Рекомендуемые источники и литературу см.: п. 2.1.1, тема 2.
3. Формы самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя — подготовка письменных заданий по теме: Институции Гая.
Вид задания | Содержание заданий |
Схемы | Условия заключения брака по Институциям Гая |
Классификации вещей по Институциям Гая | |
Виды воровства (как деликта) по Институциям Гая | |
Виды интердиктов по Институциям Гая | |
Виды наследования по Институциям Гая | |
Таблицы | Основания приобретения права собственности по Институциям Гая |
Основания прекращения контракта товарищества по Институциям Гая | |
Части преторской формулы по Институциям Гая | |
Формы завещаний по Институциям Гая | |
Эссе | Плебисцит (закон) Аквилия по Институциям Гая |
Количество часов: 3 часа.
Рекомендуемые источники и литературу см.: п. 2.1.1, тема 3.
4. Формы самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя — подготовка письменных заданий по теме: Салическая правда.
Вид задания | Содержание заданий |
Схема | Юридические особенности Салической правды (источники, структура, действие по кругу лиц и по территории) |
Таблица | Система преступлений и наказаний по Салической правде |
Эссе | Уголовный процесс по Салической правде (принципы, стадии, судебные доказательства, особенности) |
Количество часов: 3 часа.
Рекомендуемые источники и литературу см.: п. 2.1.1, тема 4.
5. Формы самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя — подготовка письменных заданий по теме: Уголовно-судебное уложение Карла V.
Вид задания | Содержание заданий |
Схема | Юридические особенности Каролины (источники, структура, действие по кругу лиц и по территории) |
Таблица | Система преступлений и наказаний по Каролине |
Эссе | Уголовный процесс по Каролине (принципы, стадии, судебные доказательства, особенности) |
Количество часов: 3 часа.
Рекомендуемые источники и литературу см.: п. 2.1.1, тема 5.
Второй семестр
6. Формы самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя — подготовка письменных заданий по теме: Конституция США 1787 г. и американский Билль о правах.
Вид задания | Содержание задания |
Схема | Федеральная исполнительная власть по Конституции США в редакции 1791 г. |
Таблица | Права и свободы, обязанности граждан по Конституции США в редакции 1791 г. |
Эссе | Верховный Суд США по Конституции США в редакции 1791 г. |
Количество часов: 3 часа.
Рекомендуемые источники и литературу см.: п. 2.1.1, тема 6.
7. Формы самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя — подготовка письменных заданий по теме: Гражданский кодекс французов.
Вид задания | Содержание задания |
Схема | 1. Субъекты гражданской правоспособности |
Схема | 2. Факторы, определяющие правовой статус субъектов гражданской дееспособности |
Таблица | 3. Условия вступления в брак |
Схема | 4. Формы (виды) собственности |
Эссе | 5. Способы установления сервитута |
Схема | 6. Основания возникновения обязательств |
Схема | 7. Условия действительности сделки |
Схема | 8. Формы завещаний |
Схема | 9. Очереди наследников по закону |
Таблица | 10. Обязательные наследники |
Количество часов: 3 часа.
Рекомендуемые источники и литературу см.: п. 2.1.1, тема 7.
8. Формы самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя — подготовка письменных заданий по теме: Уголовный и уголовно-процессуальный кодексы Наполеона.
Вид задания | Содержание задания |
Схема | Система преступных деяний и санкций по ФУК 1810 г. |
Таблица | Юридические особенности ФУК и ФУПК Наполеона I (источники, структура, действие по кругу лиц и по территории) |
Эссе | Смешанный процесс (принципы и особенности, предварительное следствие, судебное разбирательство) |
Количество часов: 3 часа.
Рекомендуемые источники и литературу см.: п. 2.1.1, тема 8.
9. Формы самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя — подготовка письменных заданий по теме: Веймарская конституция.
Вид задания | Содержание задания |
Схема | Исполнительная власть Германской империи по Конституции 1919 г. |
Таблица | Юридические особенности Конституции Германской империи 1919 г. (источники, структура, действие по кругу лиц и по территории) |
Эссе | Особенности немецкого федерализма. |
Количество часов: 3 часа.
Рекомендуемые источники и литературу см.: п. 2.1.1, тема 9.
10. Формы самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя — подготовка письменных заданий по теме: «Новый курс» Ф.-Д. Рузвельта.
Вид задания | Содержание задания |
Схема | Законодательство о стабилизации финансовой системы |
Схема | Законодательство об улучшении положения в промышленности |
Таблица | Законодательство об улучшении положения в сельском хозяйстве |
Эссе | Итоги политики «нового курса» (1933–1939) и ее историко-правовое значение |
Количество часов: 3 часа.
Рекомендуемые источники и литературу см.: п. 2.1.1, тема 10.
Форма самостоятельной работы студентов без участия преподавателя
Первый семестр
Выполнение заданий, включенных в Учебно-методический комплекс по истории государства и права зарубежных стран (темы 1–7).
Количество часов: 3 часа.
Рекомендуемые источники и литература: Учебно-методический комплекс по истории государства и права зарубежных стран, темы 1–7 — текстовая часть, словарь и хрестоматия.
Второй семестр
Выполнение заданий, включенных в Учебно-методический комплекс по истории государства и права зарубежных стран (темы 8–10).
Количество часов: 3 часа.
Рекомендуемые источники и литература: Учебно-методический комплекс по истории государства и права зарубежных стран, темы 8–10 — текстовая часть, словарь и хрестоматия.
2.1.3. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине (контрольно-измерительные материалы).
Для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по настоящей дисциплине используется «Методика текущей аттестации по курсу «История права и государства зарубежных стран» (для всех отделений бакалавриата)» во взаимосвязи с «Планами семинарских занятий по курсу «История права и государства зарубежных стран»». Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, проводимой в форме тестирования, входят в состав учебно-методического комплекса по Истории права и государства зарубежных стран.