ВОПРОС. Мотив и цель преступления
Субъективная сторона состава преступления не ограничивается вопросами, связанными с виновностью совершившего преступление лица. До, во время и после совершения преступления в психике виновного происходит сложный внутренний процесс, который не сводится только к формам вины.
В связи с этим для уяснения механизма формирования, а также самого содержания психического отношения субъекта к совершаемому им преступлению и его последствиям необходимо установить характер мотива и цель совершения им преступления.
Кроме двух основных моментов – интеллектуального и волевого, характеризующих психическое состояние лица в момент совершения преступления, имеется эмоциональный момент, показывающий, под влиянием каких чувственных побуждений (мести, зависти, ревности, корысти, эгоизма, жадности, страха, трусости и т.п.) лицо совершило то или иное преступление. Таким образом, эмоциональный момент, который способствует совершению преступления, обусловлен субъективными свойствами лица и обстоятельствами, сложившимися в момент совершения им преступления.
Мотив преступления – это те внутренние побуждения, которыми руководствовался субъект при совершении преступления. Мотив всегда предшествует умыслу, который возникает и укрепляется под влиянием одного или нескольких мотивов. Установление его важно не только для оценки психического состояния лица в момент совершения преступления, но и для характеристики виновного и моральной оценки его личности.
Мотив преступления также характеризует степень вредности совершенного деяния. Он имеет важное значения для квалификации преступления в тех случаях, когда является необходимым признаком состава преступления, учитывается судом при назначении наказания в качестве смягчающего или отягчающего обстоятельства.
Мотивы преступления могут быть различными. Наиболее часто встречающиеся мотивы в уголовном законодательстве и судебно-следственной практике можно разделить на следующие группы:
1. Мотивы политического характера, являющиеся результатом враждебного отношения к нашему государству, его суверенитету и территориальной целостности. Этими мотивами руководствуются агенты иностранных разведок, а также иные враждебно настроенные в отношении нашего государства лица.
2. Низменные мотивы, являющиеся различными формами проявления эгоизма. Например, корысть, жажда наживы, стяжательство, ревность. К таким также относятся проявления таких низменных качеств человека, как карьеризм, месть, злоба, ненависть, трусость, малодушие, стремление избежать ответственности и др.
3. Мотивы, лишенные политического или низменного характера. К ним относятся: совершение преступления вследствие стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств, материальной, служебной или иной зависимости, под влиянием угроз, принуждения или сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего, при защите личности, общественных и государственных интересов, хотя и с превышением пределов необходимой обороны, при превышении мер необходимых для задержания преступника, при совершении преступления под влиянием ложно понимаемых интересов службы и др. Эта группа мотивов иногда указывается в законе в качестве обязательных признаков конкретных составов преступлений, а также учитывается при назначении наказания в качестве смягчающего ответственность обстоятельства.
Мотив является необходимым признаком субъективной стороны состава преступления в тех случаях, когда он непосредственно указан в диспозиции уголовно-правовой нормы как признак данного преступления.
Когда мотив предусмотрен законом в качестве обязательного признака конкретного состава преступления, то это означает, что указанные в нем действия признаются преступными только в том случае, если они совершаются именно по тем мотивам, указанным в законе, а не по каким-либо иным. Например, злоупотребление должностными полномочиями рассматривается законом как преступление (ст.307 УК РК) только в случае его совершения из корыстной или иной личной заинтересованности. Совершение тех же действий при отсутствии указанных мотивов, но по другим мотивам (допустим, в силу ложно понятых интересов предприятия или учреждения) преступлением не является.
Если мотив не является обязательным признаком состава преступления, то он не оказывает влияния на квалификацию преступления. Например, оскорбление (ст.130 УК РК), клевета (ст.129 УК РК) признаются преступлениями независимо от того, каким мотивом руководствовался виновный: местью, ревностью, ненавистью и т.д.
В некоторых статьях Уголовного кодекса мотив предусматривается в качестве квалифицирующего признака состава преступления (например, п.п. з, к, л ч.2 ст.96 УК РК).
Неосторожное преступление также является волевым актом, обусловленным определенными побуждениями, мотивами. Однако в неосторожных деяниях мотив не является необходимым или квалифицирующим признаком состава преступления, поэтому не влияет на квалификацию содеянного, учитывается судом при назначении наказания.
Цель преступления – это то, к чему стремится, чего добивается субъект, совершая вредоносное деяние.
Цель преступления так же, как и мотив, характеризует субъективный процесс в сознании лица в связи с совершением им преступления. Следовательно, цель показывает меру общественной опасности преступника, что обязательно должно влиять на наказание.
В ряде статей УК цель предусматривается в качестве обязательного признака состава преступления. Это означает, что под данный состав преступления могут подпадать только те действия, которые совершаются с указанной в законе целью. Например, диверсия (ст.171 УК РК) совершается с целью нарушить безопасность и обороноспособность Республики Казахстан, разбой (ст.179 УК РК) – с целью завладения чужим имуществом. Любое хищение чужого имущества совершается с корыстной целью (см. примечание 1 к ст.175 УК РК).
В некоторых составах преступления цель предусматривается в качестве квалифицирующего признака преступления. Например, убийство, совершенное с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, с целью использования органов или тканей потерпевшего (пп. «к» и «м» ст. 96 УК РК), незаконное приобретение, хранение наркотических и психотропных веществ с целью сбыта (ч. 2 ст. 259 УК РК).
Цель может быть не в каждом преступлении, а лишь в таком, которое совершается с прямым умыслом. Преступления, совершенные при вине в форме косвенного умысла или по неосторожности, не могут иметь цели как признака состава преступления, поскольку при этих формах вины преступник не желает наступления последствий.
Правильное уяснение цели совершения преступления способствует установлению содержанию и направленности умысла. Например, нанесение ножевого ранения в драке в большинстве случаев признается умышленным деянием. Но для правильной квалификации этого деяния недостаточно констатации факта наличия умысла, так как в зависимости от цели нанесения ножевого ранения деяние должно быть квалифицировано и как умышленное причинение вреда здоровью, и как покушение на убийство, хулиганство.
Направленность умысла определяется целью, которую преследовал виновный, совершая свои действия. Установление цели дает возможность отличать друг от друга внешне сходные преступления. Например, тайное хищение чужого автомобиля (ст. 175 УК) отличается от преступления, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 185 УК тем, что в первом случае виновный неправомерно завладевает чужим автомобилем с целью его хищения. Для применения статьи 185 УК такая цель у виновного должна отсутствовать.
Мотив и цель – понятия взаимообусловленные. От мотива зависит, как человек сформулирует цель. Цель же часто позволяет правильно определить движущую силу, источник побуждения для определенного деяния. Цель не возникает без одного или несколько мотивов, но, с другой стороны, мотив получает свое содержание благодаря цели.
Мотив и цель совершения преступления, хотя между собой и тесно связаны, однако не являются тождественными понятиями. Они характеризуют различные стороны волевого процесса. Мотив отвечает на вопрос, зачем человек совершает то или иное деяние. Цель же определяет направление деятельности. Например, мотивом наемничество может быть корысть, а целью – стремление получить материальное вознаграждение или иную личную выгоду (ст. 162 УК).