Вопрос. структура уголовно-правовой нормы.
Как и уголовное право система уголовного законодательства содержит две части. Обе части представляют в совокупности органическое единство, но вместе с тем существенно различаются по характеру содержащихся в них норм.
Общая часть состоит из 7 разделов, каждый из которых включает нормы, раскрывающие общие положения, касающиеся самого преступления и видов наказания. Особенная часть включает 16 глав, статьи которых описывают конкретные преступления с точным указанием видов и сроков наказания за них.
Под структурой уголовного закона понимают подчиненную определенным техническим правилам форму выражения законодательной воли. Как Общая, так и Особенная части делятся на статьи. Каждая статья в свою очередь содержит одну или несколько частей в соответствующей нумерацией. Части статей могут существенно отличаться и по содержанию, и по мере наказания. Поэтому в процессуальных документах очень важно учитывать не только статью, но и ее часть, и даже пункт.
В структуре правовой нормы выделяют три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но такая структура характерна лишь для норм некоторых отраслей права. Уголовно-правовые нормы отличает специфика их построения.
Исходя из понимания гипотезы как условия, при котором применяется правовая норма, очевидно, что ее функции в уголовном законе выполняют статьи Общей части. Так, лицо может быть подвергнуто уголовной ответственности, если оно достигло возраста, указанного в законе, совершило преступление умышленно или по неосторожности, и на момент совершения преступление было признано вменяемым.
В нормах же Особенной части гипотеза подразумевается в виде условия, чтобы избежать излишней громоздкости описания конкретного преступления. Поэтому в статьях Особенной части выделяют диспозицию и санкцию.
Центральное место в структуре статьи занимает диспозиция.
Диспозиция – это часть статьи, содержащая определение конкретного преступного деяния. Содержание диспозиций отличается большим разнообразием. Однако при любом способе законодательной техники законодатель не может (да не должен) дать исчерпывающие описания всех признаков определенного состава преступления. Язык закона должен отличаться лаконизмом, способностью соответствующей формулировкой повторяющихся, типических ситуаций. В зависимости от особенностей построения диспозиции подразделяются на четыре основных вида: простые, описательные, бланкетные и ссылочные.
Простая диспозиция только называет преступное деяние, не раскрывая его признаков: статья 125 УК - «Похищение человека», статья 126 УК - «Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ», статья 389 УК - «Утрата военного имущества». Чаще всего причиной существования простых диспозиций сама уголовно-правовая теория считает очевидность признаков преступного деяния.
Описательная диспозиция называет преступление и непосредственно в законе определяет его признаки: статья 175 УК – «Кража», статья 120 УК – «Изнасилование», статья 127 УК – «Бандитизм». В уголовном законодательстве наиболее предпочтительны диспозиции данного вида, поскольку являются более эффективными в правоприменительном смысле.
Бланкетные диспозиции представляют собой специфический способ формулирования уголовно-правовых предписаний. Они являются наиболее ярким свидетельством взаимосвязи уголовного права с другими отраслями. Бланкетной является диспозиция, которая в самом уголовном законе не определяет признаков преступного деяния, а отсылает к другим законом или нормативным правовым актам. Указание на нормы других отраслей дается обычно в общей форме, путем упоминания соответствующих нормативных актов и правил. Примером бланкетных диспозиций являются статьи об ответственности за «Нарушение правил охраны труда» - статья 152 УК, «Нарушение законодательства о континентальном шельфе РК и об исключительной экономической зоне РК» - статья 284 УК.
Ссылочной называется диспозиция, которая не содержит признаков преступления, а отсылает к другой статье или части статьи уголовного закона, где эти признаки названы или раскрываются. Ссылочными являются диспозиции статей 106, 209, 297 УК.
Та или иная формулировка уголовно-правового предписания влияет на достижение целей частной и общей превенции. Поэтому важно, чтобы соответствующий уголовно-правовой запрет был сформулирован так, чтобы он правильно понимался всеми гражданами, побуждал к отказу от противоправного поведения. «Буква» уголовного закона должна быть обозначена в тексте так, чтобы она служила гарантией законности при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел.
При характеристике санкции принято считать, что она представляет собой ту меру воздействия, которая применяется судебными органами к лицам, совершившим преступления. В соответствии со статьей 52 УК суд избирает наказание в пределах, установленных соответствующей статьей Особенной части УК.
Санкция – это часть статьи Особенной части, определяющая вид и размер наказания. Нет одинаковых преступлений даже одного вида. Поэтому для соответствующей оценки имеющихся всегда индивидуальных особенностей законодатель строит различные виды санкций, что в полной мере может обеспечить принцип индивидуализации наказания.
Статьи уголовного закона содержат относительно-определенные, альтернативные и смешанные санкции (содержащие элементы относительно-определенных и альтернативных).
Относительно-определенная санкция указывает на вид и размер наказания. Такая санкция предоставляет суду возможность широкой индивидуализации. Выделяют два ее основных вида: санкция, определяющая только высший предел уголовного наказания, и санкция, предусматривающая как высший, так и низший пределы. Примером санкции первого вида могут служить санкции части первой статьи 101 УК – «Причинение смерти по неосторожности»; части второй статьи 134 УК – «Подмена ребенка» и т.д. При этом низшим пределом наказания является минимальный размер, установленный для данного вида наказания. Если это лишение свободы – 6 месяцев, ограничение свободы – 1 год, штраф – в размере 25 месячных расчетных показателей, установленных законодательством Республики Казахстан или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за двухнедельный период.
Разновидность относительно-определенных санкций второго вида выступают санкции, предусмотренные статьями 162 УК - «Наемничество», частью второй статьи 181 УК – «Вымогательство», 241 УК – «Массовые беспорядки».
Альтернативная санкция содержит указание на два или несколько основных наказаний, из которых лишь одно избирается судом. Например, за совершение убийства в состоянии эффекта (ст. 98 УК) альтернативно может быть назначено ограничение свободы или арест, или лишение свободы. Небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 253 УК) наказывается исправительными работами или ограничением свободы, или арестом, или лишением свободы.
Сознание того или иного вида диспозиция или установление вида санкции в каждом статье Особенной части уголовного закона всегда тщательно продуманно и подчиненно цели обеспечить максимальную эффективность действия уголовно-правовой нормы в борьбе с преступностью.
3 ВОПРОС. Действие уголовного закона в пространстве
и во времени
Действие уголовного закона всегда ограничено определенной территорией. Образование на постсоветском пространстве самостоятельных суверенных государств потребовало решения ряда вопросов по проблемам расследования и привлечения к уголовной ответственности. Преступники после совершения преступления в одном государстве зачастую скрываются в другом. В правовом регулировании стали нуждаться вопросы о выдаче таких лиц, о возможности и порядке совершения необходимых процессуальных действий работниками правоохранительных органов за пределами своих государств. Еще до принятия действующего УК определенным шагом в этом направлении стало принятие странами Содружества 22 января 1993 г. Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (РК ратифицировала ее 31. 03. 1993 г. ). Кроме этого международного соглашения существует и ряд иных межведомственных двухсторонних или многосторонних договоров. В частности, соглашение между МВД РК и МВД Грузии, Армении, Литвы. Соглашение о сотрудничестве между органами прокуратуры Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России.
Казахстан заключил и ратифицировал аналогичные соглашения об оказании правовой помощи и со странами дальнего зарубежья:
- от 12 июля 1994 г. с Монголией;
- от 13 июня 1997 г. с КНР;
- от 9 ноября 1998 г. с КНДР;
- от 9 ноября 1998 с Литвой;
- от 9 ноября 1998 г. с Пакистаном;
- от 6 апреля 1999 г. с Турцией.
Ряд соглашений был заключен со странами Запада. Они касаются сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств (с Венгрией, Италией).
Действие уголовного закона в рамках определенной территории связано, во-первых, с выполнением основных задач уголовного Кодекса – охранительной и предупредительной. Во-вторых, это обеспечивает реализацию важнейших принципов уголовного права – равенства всех перед законом и судом, неотвратимости ответственности, законности.
Наконец, на решение этой проблемы оказывают влияние нормы международного права, конституционного права, наличие соответствующих Конвенций, к которым присоединился Казахстан.
В нормах о действии уголовного закона в пространстве последовательно осуществляются два основных принципа – принцип территориальности и принцип гражданства.
В соответствии со статьей 6 УК лицо, совершившее преступление на территории РК, подлежит ответственности по настоящему Кодексу. Территория РК в существующих границах является целостной, неделимой и неприкосновенной. Статья 1 Закона «О государственной границе РК»от 13 января 1993 г. следующим образом определяет пределы этой границы: «Государственная граница РК есть линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории – суши, вод, недр и воздушного пространства Казахстана. Государственная граница определяется международными договорами РК, ратифицированным Парламентом РК».
Государственная граница устанавливается:
на суше – по характерным точкам и линиям рельефа или ясно видимыми ориентирам;
на море – по внешнему пределу территориального моря РК. К территориальному морю относятся прибрежные морские воды, ширина которых определяется международными договорами РК, ратифицированными Парламентом РК.
Территорией РК являются внутренние воды: воды портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений, портов, воды рек и иных водоемов, берега которых принадлежат РК.
На Каспийском море акватория, относящаяся к внутренним водам, определяется международными договорами РК, ратифицированными Парламентом республики.
Уголовный закон действует и в случае совершения деяний на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РК (ч. 2 ст. 6 УК). Шельф – примыкающая к территориальному морю до определенной глубины (до 200 и глубже) поверхность и недра морского дна, позволяющие вести разработку естественных богатств. Недра – часть природной среды, которая может быть использована для удовлетворения хозяйственных и иных нужд, охватывающая пространство под поверхностью сухопутной и водной территорий. Исключительная экономическая зона устанавливается в морских районах, за пределами территориальных вод. Ее границы определяются международными договорами.
Границей воздушного пространства является вертикальная поверхность, проходящая над сухопутной и водной территориями, в том числе и над территориальными водами.
Часть третья статьи 6 УК регулирует порядок ответственности за совершение преступлений на судах, осуществляющих плавание или полет под флагом РК. Если совершается преступление на судне, приписанном к порту РК и находящемся в открытом водном или воздушном пространстве, ответственность наступает по УК РК. Военные воздушные суда и военные корабли РК всегда рассматриваются частью ее территории, независимо от места их нахождения, т. е. как во время пребывания их в открытом море или воздушном пространстве, так и в территориальных водах другого государства либо во время стоянки в иностранном порту.
Единственное изъятие из территориального принципа действия уголовного закона сделано на началах взаимности для глав и членов дипломатического персонала представительств иностранных государств. В части четвертой статьи 6 УК определено, что вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случаях совершения этими лицами преступления на территории РК, разрешается в соответствии с нормами международного права.
Дипломатический иммунитет – совокупность прав и привилегий, предоставляемых иностранным дипломатическим представительствам, их главам и сотрудникам. Нормы международного права, регулирующие вопросы дипломатического иммунитета, кодифицированы в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.
Иммунитет представительства иностранного государства заключается в том, что неприкосновенными являются помещения дипломатического представительства. Власти государства пребывания не имеют права проникать в эти помещения иначе как с согласия главы дипломатического представительства. Дипломатический иммунитет представителя иностранного государства состоит в том, что он пользуется личной неприкосновенностью: глава представительства не может быть арестован или задержан, его нельзя привлечь к уголовной ответственности в судебном порядке. Личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной юрисдикции пользуются посол, посланник, поверенный в делах и члены дипломатического персонала представительства. К последним отнесены: советники, торговые представители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, а также их помощники и заместители. Личная неприкосновенность и иммунитет от уголовной ответственности распространяется также на членов семей этих лиц при условии, что эти члены семьи проживают с указанными лицами и не являются гражданами данного государства.
На основе взаимности личной неприкосновенности и иммунитетом пользуются сотрудники административно-технического персонала и проживающие вместе с ними члены семей, если они не являются гражданами данного государства. Причем таким правом они пользуются только в случае совершения ими преступных действий при исполнении служебных обязанностей.
Дипломатический иммунитет отнюдь не означает исключения преступности и наказуемости лиц, пользующихся таким правом. Закон устанавливает, что вопрос об уголовной ответственности названных лиц разрешается дипломатическим путем. В принципе исключается не преступность и наказуемость, а возможность привлечения к уголовной ответственности и рассмотрению уголовного дела по закону РК. Согласно статье 28 Указа Президента РК, имеющего силу Закона, от 19 июня 1995 г. «О правовом положении иностранных граждан в РК» такие лица выдворяются за пределы РК.
Согласно части второй статьи 6 УК преступлением, совершенным на территории РК, признается деяние, которое начато или продолжилось, либо было окончено на территории РК.
Известно, что ни в теории, ни на практике не возникает проблемы определения места совершения преступления в отношении формальных составов, в которых вредные последствия находятся за его пределами: им считается место выполнения соответствующего действия (бездействия). Например, местом совершения шпионажа является место, где учинено хотя бы одно из действий, предусмотренных в статье 166 Ук. Если похищение сведений, содержащих государственные секреты, имело место на территории Казахстана, а передача должна была состояться в другом государстве виновные, то виновный подлежит ответственности по Уголовному кодексу РК.
Аналогичным образом решается вопрос и в отношении материальных составов. Ответственность по уголовному законодательству РК предусматривается независимо от места фактического наступления последствий.
В отношении преступлений, совершенных в соучастии, следует исходить из того, что местом совершения будет та территория, где исполнителем совершено преступление или покушение на него, независимо от места выполнения действий организатором, подстрекателем или пособником.
Но действий уголовного закона в пространстве не ограничивается только принципом территории. Оно дополняется и принципом гражданства, согласно которому, если граждане РК совершают преступление вне пределов РК, они отвечают по уголовным законам РК, если они за содеянное не понесли наказание по приговору суда другого государства.
Законом «О гражданстве РК» от 20 декабря 1991 г. определено, что гражданами РК являются лица, которые постоянно проживают в РК на день вступления в силу настоящего закона и которые обрели гражданство в соответствии с настоящим законом. Статья 6 этого же закона гласит: «Лица, находящиеся на территории РК и не являющиеся ее гражданами, пользуются всеми правами и свободами, а также несут все обязанности, установленные Конституцией, законами и межгосударственными договорами РК ...». Лицами без гражданства признаются лица, не имеющие доказательств принадлежности к гражданству какого-либо государства.
Действие уголовного закона в отношении граждан РК, а также лиц без гражданства, совершивших преступления за пределами РК, определяется статьей 7 УК. Указанные лица подлежат уголовной ответственности по УК РК, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, при условии, что они не были осуждены в этом государстве. Наказание при этом не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом того государства, на территории которого было совершено преступление.
Часть четвертая статьи 7 УК определяет, что иностранцы, совершившие преступление за пределами РК, подлежат ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов РК, и в случаях, предусмотренных международными договорами РК, если они не были осуждены в другом государстве, то привлекаются к уголовной ответственности на территории РК.
При этом судимость и иные уголовно-правовые последствия (неоднократность совершенного преступления, признание наличия рецидива и т. д.) совершения лицом преступления на территории другого государства не имеют уголовно-правового значения для решения вопроса об уголовной ответственности этого лица за преступное деяние, совершенное в Казахстане, если иное не предусмотрено международными договорами или если совершенное преступление на затрагивало интересов РК.
Например: К., неоднократно судимый за хищения в Узбекистане, отбыв последний срок, приехал к своим знакомым в Казахстан, где вновь совершил квартирную кражу. Действия К. не могут квалифицироваться по признаку неоднократности, а наказание быть более строгим, учитывая судимости в Узбекистане. Однако, если при совершении преступления в Узбекистане был причинен вред интересам Казахстана, такая судимость будет учитываться.
Часть третья статьи 7 УК оговаривает случаи уголовной ответственности военнослужащих воинский частей, дислоцирующихся вне пределов РК. Совершение преступления такими лицами на территории иностранного государства влечет уголовную ответственность по законодательству РК.
Статьей 8 УК урегулирован вопрос о выдаче лиц, совершивших преступление. Законом закреплено, что не подлежит выдаче иностранному государству гражданин РК, совершивший преступление на территории этого государства, если иное не предусмотрено международными договорами. Иностранцы и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов РК и находящиеся на территории РК, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбыванию наказания в соответствии с международными договорами РК.
Выдача преступников и осуществление уголовного преследования в отношении лиц стран Содружества регулируется Минской Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятой 22 января 1993 г. Согласно статьей 56 страны-участницы обязались по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение. Выдача производится за такие деяния, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой сторон являются наказуемыми и предусматривают лишение свободы на срок не менее 1 года или более тяжкое наказание (в случае привлечения к уголовной ответственности), или если вопрос о выдаче встает в связи с приведением приговора в исполнение при осуждении к лишению свободы на срок не менее 6 месяцев или к более тяжкому наказанию.
В выдаче отказывают, если преступник является гражданином запрашиваемой страны. В этом случае согласно статье 72 Конвенции страны-участницы осуществляют в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан за совершение преступления на территории запрашивающей стороны.
В статье 2 данного договора предусматривается, что выдача производится за деяния, которые в соответствии с законодательством обеих договаривающихся сторон являются преступлениями. В выдаче может быть отказано, если преступление, в связи с которым направлена просьба о выдаче, совершено полностью или частично на территории запрашиваемой договаривающейся стороны. Без согласия запрашиваемой стороны выданное лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности или подвергнуто наказанию в связи с иным преступлением, чем то, которое явилось основанием для выдачи. В просьбе о выдаче должны содержаться сведения о наименовании запрашивающего учреждения, текст закона запрашивающей договаривающейся стороны, на основании которого деяние признается преступным, данные о личности, в отношении которой направлена просьба о выдаче, указание о размере причиненного материального ущерба. В течение 15 дней с момента получения просьбы о выдаче дается ответ о решении в отношении выдачи.
3 ВОПРОС. Действие уголовного закона в пространстве
и во времени.
Действие уголовного закона во времени регулируется статьями 4 и5 Уголовного кодекса.
Согласно статье 4 УК преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния.
В соответствии с этим положением деяние может быть признано преступным и наказуемым только на основании закона, действовавшего во время его совершения.
Действовавшим признается закон, вступивший в силу и не утративший ее в установленном порядке.
Порядок разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов республики регламентируется специальным законом и регламентами Парламента и его Палат. Таким законом является Закон РК от 24 марта 1998 г. «О нормативных правовых актах».
Установлен следующий порядок вступления в силу опубликованных уголовных законов:
а) если срок вступления в силу закона указан непосредственно в его тексте, то он считается вступившим в силу с момента наступления указанного срока (с момента опубликования или конкретной даты);
б) если время вступления закона в силу не указано, он вступает в силу на всей территории республики по истечении десяти дней после официального опубликования в Ведомостях Парламента РК или в газетах «Егемен Казахстан» и «Казахстанская правда», «Зан», «Юридическая газета».
В соответствии с общими принципами исчисления сроков днем введения закона в силу является день, следующий после истечения последних суток установленного срока. Отсчет начинается со дня, следующего за опубликованием нового закона.
Для правильного применения уголовного закона важное значение имеет установление времени совершения преступления.
Согласно статье 4 УК временем совершения преступления признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия), независимо от времени наступления последствий.
Данная норма устанавливает единое правило определения времени совершения как материальных, так и формальных составов преступлений.
Уголовный закон может прекратить свое действие (потерять силу) по различным основаниям:
а) отмены или признания его утратившим силу другим законом;
б) в связи с заменой его новым законом по тому же вопросу.
При этом замена ранее действовавшего закона новым может осуществляться путем специального указания в тексте нового закона об отмене прежнего закона. При отсутствии такого указания ранее действовавший закон прекращает действие в результате фактической его замены новым законом, изданным по тому же вопросу;
в) если уголовный закон издан на определенный срок или в связи с каким-либо особым обстоятельством, то он прекращает свое действие по истечении указанного срока или в связи с исчезновением указанных обстоятельств.
Исключением из общего правила действия уголовного закона во времени являются предусмотренные законом правила об обратной силе уголовного закона.
Правила об обратной силе уголовного закона сформулированы в статье 5 УК.
В соответствии с частью первой статьи 5 УК закон, устраняющий преступность или наказуемость деяния, смягчающий ответственность или наказание, или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Новый уголовный закон всегда имеет обратную силу в следующих случаях:
1) когда устраняет преступность или наказуемость деяния;
2) когда он смягчает ответственность или наказание;
3) когда он иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление.
Законом, устраняющим преступность или наказуемость деяния, признается закон, исключающий это деяние из числа преступлений (т. е. об исключении его из УК) или отменяющий наказуемость за это деяние.
Вопрос о том, смягчает ли новый закон наказание по сравнению с ранее действовавшим, должен решаться на основе сравнения диспозиции и санкции двух законов.
При неизменившихся диспозициях новый закон является более мягким, если он:
1) заменяет один вид наказания другим – более мягким (например, лишение свободы заменяется исправительными работами). При решении вопроса о том, какое наказание является более мягким, следует руководствоваться статьей 39 УК, предусматривающей виды наказаний. Все наказания в этой статье расположены в определенной последовательности – от менее строгих мер к более строгим;
2) вместо ранее предусмотренного одного вида наказания (например, лишение свободы) в санкции нового закона вводит и другие более мягкие виды наказания (например, лишение свободы или исправительные работы, или штраф);
3) уменьшает максимум того же вида наказания (например, лишение свободы на срок от 2 до 5 лет вместо лишения свободы от 2 до 7 лет);
4) уменьшает минимум того же вида наказания при этом же максимуме наказания (например, лишение свободы от 1 года до 5 лет вместо лишения свободы от 2 до 5 лет);
5) отменяет дополнительное наказание, оставляя без изменения основное наказание;
6) при неизменности основного наказания смягчает вид и сроки дополнительного наказания или придает обязательному дополнительному наказанию факультативный характер;
7) если по новому закону наказание одновременно и усиливается и смягчается по сравнению с прежним законом, должен применяться закон, в соответствии с которым за конкретное деяние может быть назначено более мягкое наказание. При этом избранная мера наказания не должна превышать максимального предела наказания, установленного другим законом.
Новый уголовный закон, по сравнению с прежним, может изменить не только санкцию, но и ряд признаков состава, отягчающие или смягчающие ответственность обстоятельства, т. е. диспозицию. В этом случае должен применяться, как более мягкий, тот уголовный закон, который рассматривает совершенное виновным деяние в качестве менее опасного преступления.
Законом, иным образом улучшающим положение лица, следует считать, например, закон, смягчающий вид исправительного учреждения осужденным к лишению свободы, в случаях смягчения сроков наказания, необходимых для условно-досрочного освобождения, уменьшения сроков погашения и снятия судимости и в других случаях, улучшающих положение лица.
Правило об обратной силе уголовного закона распространяется и на лиц, уже осужденных и отбывающих наказание или отбывающих наказание по старому, более строгому закону, но имеющих судимость.
Если новый уголовный закон смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбывает наказание, то назначенное наказание подлежит сокращению в пределах санкции вновь изданного уголовного закона (ч. 2 ст. 5 УК).
В соответствии с частью третьей статьи 5 УК уголовный закон не имеет обратной силы в следующих случаях:
1) если он устанавливает преступность или наказуемость деяния;
2) если он усиливает ответственность или наказание;
3) если он иным образом ухудшает положение лица, совершившего соответствующее деяние.
4 ВОПРОС. Толкование уголовного закона.
Под толкованием закона понимается выяснение подлинной воли законодателя, выраженное в законе, раскрытие его содержания.
Необходимость толкования возникает не только в связи с неясностью и неполнотой текста некоторых законов, необходимостью отграничения данного закона от других и т. д. , но и во всех случаях его применения.
Толкование закона способствует правильному пониманию законодательств, укреплению законности. Толкование закона различается:
а) по субъекту (кто толкует) – аутентическое, легальное, судебное, доктринальное;
б) по объему (т. е. круг деяний, на которые распространяется действие данного закона) – буквальное, распространительное, ограничительное;
в) по приемам (каким образом проводится толкование) – грамматическое, систематическое, историческое.
Аутентическое толкование – это толкование, даваемое самим законодателем. Аутентическое толкование имеет силу закона и имеет обязательный характер.
Легальным называется толкование, даваемое органом, специально на то уполномоченным законом. Легальное толкование законов так же, как и аутентическое толкование, имеет силу закона и носит обязательный характер. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 72 Конституции РК Конституционный совет РК «дает официальное толкование норм Конституции».
Судебным называется толкование, даваемое судом при рассмотрении конкретного уголовного дела. Оно обязательно только по данному делу и после вступления приговора в законную силу приобретает силу закона.
Особым видом судебного толкования являются нормативные постановления Пленума Верховного Суда РК.
Особенность такого толкования заключается в том, что оно дается не по конкретному уголовному делу, а на основе изучения и обобщения судебной практике и судебной статистики по всем делам данной категории и обязательно для всех судов, других органов и должностных лиц, применяющих уголовный закон, по которому дано разъяснение.
Примером такого судебного толкования являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РК, данные в Постановлении от 23 апреля 1993 г. «О практике применения судами законодательства, регламентирующего ответственность за изнасилование».
Доктринальным (или научным) является толкование, даваемое научными учреждениями, учеными и практическими работниками в учебниках, монографиях, научно-практических комментариях, докладах и лекциях действующего уголовного законодательства. Оно не имеет обязательной силы, но помогает правильному пониманию и применению уголовного законодательства.
Буквальным называется толкование, когда закону придается смысл в точном соответствии с его текстом. Этот вид толкования по объему, как правило, является наиболее распространенным в практике.
При распространительном (расширительном) толковании закону придается более широкий смысл, чем это вытекает из его буквального текста.
В результате распространительного толкования уголовный закон применяется к случаям, непосредственно в тексте закона не названным, но и подразумеваемым в нем.
Распространительное (расширительное) толкование следует отличать от аналогии, отмененной в уголовном праве. Если при распространительном толковании уголовный закон применяется к случаям, непосредственно в тексте закона не названным, по подразумеваемым в нем, то при аналогии уголовный закон применяется к случаям, не предусмотренным законом, но являющимся сходными с описанными в законе.
При ограничительном толковании закону придается более узкий смысл, чем это вытекает из его буквального текста. Например, ограничительное толкование субъективных признаков покушения дал Пленум Верховного Суда республики в Постановлении от 23 декабря 1994 г. «О применении судами законодательства, регламентирующего ответственность за посягательство на жизнь и здоровье граждан» применительно к действовавшему тогда УК Казахской ССР, указав, что покушение на умышленное убийство возможно лишь с прямым умыслом. Что касается Уголовного кодекса РК, то применительно к нему это толкование будет буквальным, поскольку полностью вытекает из текста части третьей статьи 24 УК.
Грамматическое (филологическое) толкование состоит в выяснении смысла закона путем грамматического анализа его текста (этимологического и синтаксического разбора текста закона, в разъяснении значения и смысла употребляемых в законе слов, понятий, терминов).
Для правильного применения закона имеет значение смысл каждого слова, согласование слов в роде и падеже, употребленная в законе пунктуация и т. д.
Особенно важно для уяснения закона определение смысла употребляемых в законе терминов, понятий.
Разъяснение употребляемых в законе терминов, понятий может быть дано в самих нормах уголовного закона. Например, смысл понятия «должностное лицо» раскрывается в примечании к статье 307 УК.
Определение смысла слова, понятий, терминов, употребляемых в законе, дается нередко и в нормативных постановлениях Пленума Верховного Суда республики.
Так, например, разъяснение понятий «исключительные обстоятельства», учитываемые судом при назначении наказания более мягкого, чем предусмотрено законом, дано в Постановлении Пленума Верховного Суда республики от 30 апреля 1999 г. «О соблюдении судами законности при назначении уголовного наказания» (п. 25 постановления).
Систематическое толкование заключается в выяснении смысла закона путем сопоставления его с другими законами, установления его места в системе действующего уголовного законодательства, в сопоставлении различных норм и статей Уголовного кодекса.
Так, например, для уяснения основания уголовной ответственности за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, предусмотренное статьей 109, необходимо сопоставить данную статью с другими статьями Уголовного кодекса: ст. ст. 66, 103.
Историческое толкование состоит в установлении смысла закона путем изучения истории и причины издания данного уголовного закона. При историческом толковании изучаются проекты уголовного закона, пояснительные записки к проектам, выступления в законодательных органах, учитывается конкретная социально-политическая обстановка в стране в момент издания закона.
Все приемы толкования уголовных законов те<