Совершение обвиняемым преступления в нетрезвом состоянии не освобождает судебных экспертов от необходимости дать психологическую оценку его поведения, определить наличие или отсутствие аффекта.
Важной проблемой является соотношение физиологического аффекта и алкогольного опьянения.
Алкоголь по-разному влияет на поведение человека. Одни лица становятся активными, подвижными, порой агрессивными, другие, наоборот, пассивны, безразличны к окружающим и ситуации. Следовательно, алкоголь, с одной стороны, облегчает возникновение аффективного состояния, с другой — способствует негативному влиянию экстремальных психических состояний на сознание и нервную деятельность.
Верховный Суд РФ неоднократно отмечал1, что совершение обвиняемым преступления в нетрезвом состоянии не освобождает судебных экспертов от необходимости дать психологическую оценку его поведения, определить наличие или отсутствие аффекта.
Следует согласиться с И. А. Кудрявцевым, считающим, что аффект на фоне алкогольного опьянения является разновидностью «аномального аффекта» и обозначается как «аффект в состоянии алкогольного опьянения»2.
На практике наличие «алкогольного аффекта» у подсудимого расценивается судом как обстоятельство, отягчающее вину.Представляется, что каждый случай опьянения, приведшего к возникновению аффекта, необходимо исследовать с привлечением экспертов, психологов и психиатров.
В динамике аффекта выделяют три последовательные стадии (фазы):
а) нарастание эмоционального напряжения;
б) эмоциональный (аффективный) взрыв;
в) спад (угасание) аффективного возбуждения.
Нарастание эмоционального напряжения характеризуется накоплением отрицательных эмоций в результате длящейся психотравмирующей ситуации, вызванной систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Процесс накопления отрицательных эмоций может протекать в течение многих месяцев и даже лет.
Например, С. систематически злоупотреблял спиртными напитками, оскорблял жену, издевался над ней, причинял телесные повреждения.
Жена долгое время терпела постоянные истязания и унижения. Но во время очередного конфликта она схватила нож и нанесла мужу смертельное ранение в область шеи. Судебно-психологическая экспертиза установила, что это издевательство над «жертвой» явилось «последней каплей» в накоплении негативных (отрицательных) эмоций и спровоцировало аффективный взрыв.
Аккумуляция (накапливание) аффективных переживаний свойственна лицам, отличающимся нерешительностью, социальной робостью, тревожной самооценкой, ригидностью, склонностью к «застреванию» на источнике конфликта3.
Нарастание эмоционального напряжения может произойти не только в процессе накопления отрицательных эмоций, но и в результате мгновенной психической реакции на раздражитель (грубое, циничное оскорбление).
Во время распития алкогольных напитков между двумя мужчинами произошла ссора, в ходе которой один позволил в адрес другого ругательство. В ответ последний нанес обидчику смертельный удар ножом. В процессе расследования было установлено, что обвиняемый воспринял сказанное как циничное оскорбление, унижающее его честь и достоинство. Суд признал подсудимого виновным в убийстве в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта).
Эмоциональный (аффективный) взрыв связан с ослаблением контроля своих действий, сужением сознания, концентрацией внимания на эмоционально значимых переживаниях и объекте раздражения. Чаще всего такая реакция является результатом противоправного или аморального поведения потерпевшего. При эмоциональном взрыве (вспышке) все процессы происходят быстро, времени на оценку событий нет. Состояние обвиняемого характеризуется активным двигательным возбуждением, автоматизмом в движениях.
Судебно-экспертная практика анализа аффективного состояния показывает, что повреждения жертве наносятся «куда попало», без всякой видимой мотивации и цели. Действия виновного отличаются цинизмом, аморальностью, жестокостью и т. д. Восприятие обидчика, окружения фактически совпадает с наступлением аффективной разрядки, практически отсутствует возможность оценки ситуации, наблюдаются грубая агрессия, «слепая ярость».
В квартире на почве личных неприязненных отношений между супругами произошла ссора, в ходе которой жена оскорбляла мужа и набросилась на него с ножом. В ответ тот нанес жене множественные удары руками и ногами в область груди, головы, живота и конечностей. Пострадавшая скончалась на месте. При производстве экспертизы аффективного состояния эксперты столкнулись с тем, что подэкспертный не помнил ряд обстоятельств и деталей: сколько нанес ударов, чем, куда и в какой последовательности.
Это является следствием аффективного состояния, когда нарушается память, разрушается логика сознания и т. д.
При эмоциональном взрыве у человека часто появляются дополнительные физические возможности. Например, физически неразвитый человек наносит очень сильный и точный удар. Появляется версия, что преступник очень силен и имеет профессиональные навыки нападения и защиты. По ходу расследования выясняется, что обвиняемый не обладает большими физическими возможностями и не владеет боевыми искусствами, но в момент совершения противоправных действий находился в состоянии физиологического аффекта.
Начало аффективной вспышки можно предотвратить усилием воли. Воля — способность человека действовать в соответствии с собственными целями и ценностями. Данная способность зависит от степени развития и устойчивости мотивационной сферы человека.
Чем сильнее развиты волевые качества, тем меньше человек поддается аффекту (или вообще его не допускает).
При классических аффектах аффективные реакции могут возникнуть у лиц с недостаточно устойчивой самооценкой или эгоцентрическими установками, не способных к быстрому принятию решений в сложных конфликтных ситуациях.
Отвлечение и переключение внимания также могут уменьшить или предупредить аффект. В специальной литературе высказывается мнение, что аффект может проявляться как в виде кратковременной бурной реакции (например, вспышка гнева), так и в виде длительного состояния (например, аффективное отношение к человеку, месту, событию и т. д.).