Пономарева Н.С., Суворова Л.А.
Пономарева Н.С., Суворова Л.А.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
Учебное пособие
ВОРОНЕЖ
Авторский коллектив:
Пономарева Н.С., к.ю.н.
Суворова Л.А., к.ю.н.
Предварительное расследование: учебное пособие / Н.С.Пономарева, Л.А.Суворова – Воронеж: Типография ВФ МГЭИ, 2012. - 69 с.
В пособии рассмотрена специфика организации предварительного расследования, взаимодействия органов предварительного следствия, дознания, прокурора и суда. Приведены соответствующие положения уголовно-процессуального закона и других нормативных правовых актов, изложены современные достижения теории уголовно-процессуального права.
Работа представляет интерес для научных, педагогических работников, курсантов, слушателей, студентов, а также сотрудников правоохранительных органов.
© Воронеж, ВФ МГЭИ, 2012
Содержание
Введение. 4
Тема 1. Понятие, сущность и значение предварительного расследования 6
Тема 2. Общие условия предварительного
расследования. 10
Тема 3. Следственные действия: основания и порядок производства 33
Тема 4. Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения 54
Тема 5. Приостановление и возобновление предварительного следствия 64
Тема 6. Прекращение уголовного дела. 77
Тема 7. Направление уголовного дела в суд. 84
Приложение. 100
Список литературы.. 109
Введение
Предварительное расследование представляет собой регламентированную законом деятельность следователя и дознавателя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основании которых устанавливаются необходимые для дела обстоятельства, в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления. Предварительное расследование как самостоятельная стадия уголовного процесса подчинена решению следующих задач: быстро и полно раскрыть преступление, установить все обстоятельства его совершения; обеспечить законное и обоснованное привлечение в качестве обвиняемого лица, совершившего преступление, а также недопущение привлечения к уголовной ответственности невиновного; установить характер и размер ущерба, причиненного преступлением, и принять меры по обеспечению его возмещения; выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принять меры по их устранению.
Значимость предварительного расследования состоит в том, что проведение предварительного расследования пресекает преступную деятельность лица, привлекаемого в качестве обвиняемого, и способствует предупреждению преступлений со стороны других лиц. Основанная на законе, принципах и общих условиях производства предварительного расследования деятельность следователей (органов дознания) способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов. Вместе с тем некачественное осуществление предварительного расследования являются грубейшими нарушениями законности, приносящими существенный вред обществу, государству, правам и законным интересам физических и юридических лиц. В следственной практике отмечаются случаи осуществления предварительного расследования без наличия к тому законных оснований, нарушения сроков расследования, осуществления расследования некомпетентными органами и должностными лицами, игнорирования процессуальной самостоятельности следователя, необходимости взаимодействия и т.п. Необоснованное производство предварительного расследования отрицательно сказывается на борьбе с преступностью в целом, подрывает принцип неотвратимости ответственности, создает возможность совершать преступникам новые преступные деяния, вовлекать в них других лиц. Подобные нарушения закона подрывают авторитет государственных органов. В этой связи следует уделить особое внимание стадии предварительного расследования.
Круг вопросов, затронутых в настоящем пособии, касается предварительного расследования как самостоятельной стадии в российском уголовном процессе. В работе научно исследованы и раскрыты с учетом соответствующих нормативных правовых актов, современных научных достижений теории уголовно-процессуального права положения о сущности, задачах, формах, стадиях и условиях проведения предварительного расследования, рассмотрены вопросы по организации и проведению следственных действий, особенности привлечения лица в качестве обвиняемого, раскрыты основные черты приостановления и возобновления предварительного следствия, проанализированы формы окончания предварительного расследования.
Надеемся, что представленное учебное пособие вызовет интерес и может оказаться полезным профессорско-преподавательскому составу высших юридических учебных заведений РФ, студентам, курсантам, слушателям, а также сотрудникам правоохранительных органов.
Тема 1. Понятие, сущность и значение
предварительного расследования
Рассмотрение и разрешение судом дел публичного и частно-публичного обвинения не возможно без производства предварительного расследования. В ходе досудебного производства необходимо всеми установленными законом средствами собрать и проверить доказательства, осуществить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, привлечь это лицо в качестве обвиняемого, принять меры, обеспечивающие его неуклонение от следствия и суда, обеспечить права потерпевшего от преступления и т.д. Совершение соответствующих процессуальных действии и принятие уполномоченными на то лицами решений по ходу производства расследования и при его окончании составляют содержание предварительного расследования.
В теории уголовного процесса высказывались различные определения предварительного расследования. В советский период понятие предварительного расследования сформулировано Р.Д. Рахуновым, А.М. Лариным, Ф.Н. Фаткуллиным, А.И. Михайловым, П.С. Элькиным, П.Ф. Пашкевичем и др. Однако, такие определения характерны для советской правовой системы. Ныне действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ учитывает все произошедшие в государстве социально-политические изменения, что обусловливает пересмотр взглядов на отдельные институты. Дальнейшее развитие знаний о предварительном расследовании привело к уточнению, развитию и совершенствованию этого понятия.
Так, по мнению ряда ученых, предварительное расследование -это обязательная стадия российского уголовного судопроизводства, представляющая собой деятельность следователя и дознавателя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основании которых устанавливаются необходимые для дела обстоятельства, в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления[1]. В свою очередь, Б.Т. Безлепкин считает, что предварительное расследование - это следующая за возбуждением уголовного дела стадия российского уголовного судопроизводства, которая подчинена решению задач: путем производства следственных действий по собиранию доказательств раскрыть преступление, т.е. установить фактические обстоятельства дела и лицо, совершившее преступление, сформулировать и обосновать обвинение, обеспечив законные условия защиты от него и для реализации прав всеми участниками процесса, создать предпосылки для привлечения виновного к уголовной ответственности по суду, обеспечить возмещение причиненного преступлением ущерба, а также выяснить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, приняв меры по их устранению; подготовить материалы уголовного дела к судебному разбирательству[2]. По мнению П.С. Ефимечева, предварительное расследование - это самостоятельная стадия уголовного процесса, представляющая собой урегулированную законом, облеченную в форму правовых отношений систему познавательной и удостоверительной деятельности органов расследования, прокуратуры, других участников, вовлекаемых в сферу предварительного расследования, осуществляемой в целях предупреждения и пресечения преступлений, их расследования, направленной на обеспечение реализации уголовной ответственности при непременном обеспечении прав и законных интересов потерпевших, обвиняемых, всех других лиц, вовлекаемых в сферу уголовного судопроизводства[3]. Другие авторы рассматривают расследование преступлений как активную, целенаправленную деятельность, направленную к установлению истины по каждому уголовному делу[4].Таким образом, предварительное расследование представляет собой урегулированную уголовно-процессуальным законом деятельность уполномоченных на то органов и должностных лиц, направленную на собирание, проверку и оценку доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства, в целях быстрого и полного раскрытия преступления, изобличения и привлечения в качестве обвиняемого лица, его совершившего, принятие мер по пресечению преступления, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших его совершению, ограждение от необоснованного обвинения и реабилитации каждого невиновного, а также мер по обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлением.
Предварительное расследование, являясь второй стадией уголовного судопроизводства, следует за возбуждением уголовного дела и проводится по большинству уголовных дел. Исключение составляют лишь уголовные дела частного обвинения, которые могут рассматриваться судом без проведения по ним предварительного расследования. Однако в предусмотренных законом случаях (ч. 4 ст. 20, ч. 3 ст. 21 УПК РФ) по данной категории уголовных дел также может быть проведено предварительное расследование. Предварительное расследование осуществляется компетентными государственными органами и должностными лицами, строго определенными законом. К их числу относятся следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель, начальник подразделения дознания (ст. 5, 38, 39, 40, 40', 41 УПК РФ).
Признаки предварительного расследования:
- осуществляется только уполномоченными должностными лицами, либо соответствующими компетентными органами;
- состоит в совершении следственных и иных процессуальных действий;
- направлено на собирание, проверку и оценку доказательств по уголовному делу;
- строго регламентировано уголовно-процессуальным законодательством РФ.
Перед предварительным расследованием ставятся следующие задачи[5]:
Общие:
- защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших от преступления;
- защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод;
- отказ от уголовного преследования невиновных и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергался уголовному преследованию.
Специфические:
- привлечение конкретного лица в качестве обвиняемого;
- выявление и принятие мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
- обеспечение гражданского иска;
- подготовка досудебных материалов в виде уголовного дела для его рассмотрения в суде.
Значение стадии предварительного расследования состоит в том, что:
- в ней реализуется принцип неотвратимости ответственности и наказания путем установления обстоятельств преступления и лица, его совершившего;
- в этой стадии появляется важнейший участник процесса - обвиняемый;
- в данной стадии готовятся досудебные материалы, которые являются предметом рассмотрения в судебном заседании.
Тема 2. Общие условия предварительного
расследования
Общие условия предварительного расследования установлены главой 21 УПК РФ. Следует отметить, что на протяжении развития отечественного уголовно-процессуального права среди ученых отсутствовало единое мнение относительно понятия общих условий предварительного расследования. Так, в советское время И.Я. Фойницкий, В.К. Случевский, С.И. Викторовский включали в данное понятие перечень и правовую характеристику каждого условия, положения о целях предварительного следствия, обязательности его производства, территориальной подследственности, процессуальных формах производства следственных действий, прокурорском и судебном наблюдении за следствием[6]. Ряд советских правоведов ставили знак равенства между общими условиями и принципами предварительного расследования[7]. В современный период, мнения некоторых ученых сводятся к тому, что общие условия предварительного расследования являются наиболее общими правилами, предусмотренными УПК РФ, выражающими характерные черты данной стадии процесса и специфические особенности процессуальной деятельности следователя и органа дознания, призваны обеспечивать реализацию принципов уголовного судопроизводства в ходе расследования уголовных дел и достижение задач, стоящих перед следствием и дознанием[8]. В своей совокупности общие условия составляют правовой каркас стадии предварительного расследования. На их основе осуществляется регламентация порядка расследования уголовных дел и производства следственных и иных процессуальных действий.
Нормы уголовно-процессуального законодательства (гл. 21 УПК РФ) регламентируют следующие общие условия предварительного расследования:
- правило о формах предварительного расследования;
- правило о подследственности;
- соблюдение срока предварительного расследования;
- правило о соединении и выделении уголовных дел;
- производство неотложных следственных действий органом дознания по делам, по которым обязательно предварительное следствие;
- формы окончания предварительного расследования;
- обязательность рассмотрения ходатайств участников предварительного расследования;
- правила восстановления уголовных дел;
- недопустимость разглашения данных предварительного расследования;
- меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;
- правило о расследовании дела группой следователей.
1) Формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание.Форма предварительного расследования - это предусмотренный уголовно-процессуальным законом порядок, в рамках которого осуществляется производство по уголовному делу на досудебном этапе уголовного судопроизводства.
В соответствии с ч. 1 ст. 150 УПК РФ, предварительное расследование осуществляется в двух формах - предварительного следствия или дознания.
Предварительное следствие и дознание решают общие задачи уголовного судопроизводства, установленные в результате их процессуальной деятельности. Фактические данные, полученные в ходе дознания и предварительного следствия, имеют равное доказательственное значение. Компетенция органов дознания и предварительного следствия по расследованию конкретного преступления определяется с учетом подследственности уголовного дела (ст. 151 УПК РФ).
Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования уголовных дел. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, по которым в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, производится дознание (ч. 3 ст. 150 УПК РФ). Именно в форме предварительного следствия расследуются все дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также наиболее сложные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. Кроме того, предварительное следствие всегда может заменить дознание, и в этой форме может быть закончено расследование любого преступления (ч. 4 ст. 150, п.7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).
Предварительное следствие - это особый вид государственной деятельности специально уполномоченных должностных лиц (следователей), протекающей в установленной законом форме и имеющей целью выполнение задач стадии предварительного расследования. В соответствии с ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Правом на производство предварительного следствия обладают также руководители следственных органов (ч. 2 ст. 39 УПК РФ).
Дознание - это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Дознание принято рассматривать как упрощенную форму предварительного расследования преступлений небольшой и средней тяжести, предварительное следствие по которым необязательно, перечень которых дан в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Расследование в форме дознания ведет дознаватель.
Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном гл. 21, 22, 24 - 29 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными в гл. 32 УПК РФ (ст. 223-226 УПК РФ). Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК РФ). В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев (ч. 4 ст. 223 УПК РФ). В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев (ч. 5 ст. 223 УПК РФ).
Действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия. Вместе с тем в процедуре дознания есть отличия от процедуры предварительного следствия. В частности, это касается особенностей уведомления о подозрении в совершении преступления (ст. 223-1 УПК РФ), избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу (ст. 224 УПК РФ). Расследование заканчивается составлением дознавателем обвинительного акта, либо прекращением уголовного дела (ч. 4 ст. 225, ст. 212 УПК РФ).
Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания, и материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору, который, рассмотрев уголовное дело, поступившее с обвинительным актом в течение 2 суток, должен принять одно из следующих решений: об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд; о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям ст. 225 УПК РФ со своими письменными указаниями; о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24-28 УПК РФ; о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия (ст. 226 УПК РФ).
Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания (ч. 4 ст. 40-1 УПК РФ).
Общий срок предварительного следствия, установленный ст. 162 УПК РФ, не должен превышать двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
Так, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ по делу № 66-о09-241 рассмотрено кассационное представление государственного обвинителя Н. на постановление областного суда, которым уголовное дело в отношении М., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 4 ст. 162, п. «а» ч. 3 ст. 158, п. «в» ч. 4 ст. 162, п. «а», «з», «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ возвращено прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом. Определением Верховного Суда РФ от 20.01.2010 № 66-о09-241 постановление областного суда оставлено без изменения, ввиду того, что органами предварительного следствия нарушены требования ст.ст. 171, 220 УПК РФ, эти нарушения являются существенными, неустранимыми в судебном производстве, исключающими возможность постановления приговора или вынесения иного решения, на основе имеющегося в материалах дела обвинительного заключения, а уголовное дело возвращено прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом[9].
При возникновении необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа для получения согласия не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия. Срок предварительного следствия может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа. В тех случаях, когда расследование уголовного дела представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями, в том числе военного, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями (ч. 5 ст. 162 УПК РФ).
В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого производство по уголовному делу было приостановлено, по основаниям, предусмотренным ст. 208 УПК РФ. В случае возвращения прокурором уголовного дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела срок для исполнения указаний прокурора или обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном ст. 162 УПК РФ.
2) Правила подследственности уголовного дела закреплены в ст. 151 УПК РФ.
Подследственность уголовного дела представляет собой совокупность закрепленных в законе правил, в соответствии с которыми определяется компетенция органа, полномочного вести расследование по данному делу.
Уголовный закон выделяет следующие виды подследственности:
1) предметную (родовую);
2) территориальную (местную);
3) персональную (личную);
4) альтернативную;
5) по связи уголовных дел.
Предметная (родовая) подследственность определяется в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления. Ст. 151 УПК РФ определяет перечень преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия и дознания.
Территориальная (местная) подследственность определяет компетенцию конкретных органов предварительного расследования в пределах обслуживаемой ими территории. Место производства предварительного расследования определяется в соответствии со ст. 152 УПК РФ. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением следующих случаев: если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления; если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них. Предварительное расследование может быть проведено по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.
Персональная (личная) подследственность определяется в зависимости от субъекта преступления.
Альтернативная подследственность установлена для отдельных преступлений, в частности, предварительное следствие по ним может проводиться следователями того органа, который выявил эти преступления.
Подследственность по связи уголовных дел регламентирована ч. 6 ст. 151 УПК РФ. Как показывает практика, требования уголовно-процессуального законодательства РФ о подследственности не всегда соблюдаются.
Имеют распространение случаи, когда органы дознания принимают решения об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщениям о преступлениях, отнесенных к иной подследственности. Кроме того, факты нарушения нормы ст. 151 УПК РФ отмечаются также в стадии возбуждения и расследования уголовного дела. В связи с этим, в соответствии с Указанием Генеральной прокуратуры РФ от 29.01.2008 № 14/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел» прокурор должны принимать меры к отмене незаконных постановлений и направлять материалы в тот орган предварительного расследования, который правомочен выносить решение в соответствии со ст. 151 УПК РФ.
Соединение уголовных дел (ст. 153 УПК РФ). Уголовно-процессуальный закон определяет основания, при наличии которых в одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении: а) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии; б) одного лица, совершившего несколько преступлений; в) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам. Соединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.
Так, Постановлением Московского окружного военного суда от 07.08.2009 г. отказано в удовлетворении ходатайств представителей потерпевших и подсудимого Х. о возвращении уголовного дела в отношении М. и Х. прокурору для соединения с уголовным делом в отношении исполнителя убийства П. и других причастных к этому лиц. Определением Верховного Суда РФ от 03.09.2009 № 1-033/08, приговор по делу в отношении Х. и М. отменен, уголовное дело направлено прокурору для соединения с уголовным делом в отношении М., Х. и иных неустановленных лиц[10].
3) Общий срок предварительного следствия. Начало производства предварительного расследования. Предварительное расследование направлено на установление всех обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ. В соответствии со ст. 156 УПК РФ предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель, орган дознания выносит соответствующее постановление. В данном постановлении следователь или дознаватель также указывает о принятии им уголовного дела к своему производству.
Если следователю или дознавателю поручается производство предварительного расследования по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору.
Общий срок предварительного следствия, установленный ст. 162 УПК РФ, не должен превышать двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по условному делу.
Так, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного ('уда РФ по делу № 66-о09-241 рассмотрено кассационное представление государственного обвинителя Н. на постановление областного суда, которым уголовное дело в отношении М., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 4 ст. 162, п. «а» ч. 3 ст. 158, п. «в» ч. 4 ст. 162, п. «л», «з», «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ возвращено прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом. Определением Верховного Суда РФ от 20.01.2010г. № 66-о09-241 постановление областного суда оставлено без изменения, ввиду того, что органами предварительного следствия нарушены требования ст.ст. 171, 220 УПК РФ, эти нарушения являются существенными, неустранимыми в судебном производстве, исключающими возможность постановления приговора или вынесения иного решения, на основе имеющегося в материалах дела обвинительного заключения, а уголовное дело возвращено прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.
При возникновении необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа для получения согласия не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия. Срок предварительною следствия может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа. В тех случаях, когда расследование уголовного дела представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями, в том числе военного, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями (ч. 5 ст. 162 УПК РФ).
В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого производство по уголовному делу было приостановлено, но основаниям, предусмотренным ст. 208 УПК РФ. В случае возвращения прокурором уголовного дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела срок для исполнения указаний прокурора или обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном ст. 162 УПК РФ.
4) Решение о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных в соответствии со ст.ст. 150, 151 УПК РФ разным органам предварительного расследования, принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности. В случае если предварительное расследование осуществляется в форме дознания, такое решение принимает прокурор. При соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается (ч. 4 ст. 153 УПК РФ).
Следует отметить, что наличие обстоятельств, указанных в п.п. 1-3 ч. 1 ст. 153 УПК РФ, не влечет соединения уголовных дел в обязательном порядке. Решение о таком соединении принимается с учетом целесообразности с точки зрения всесторонности, полноты и объективности предварительного расследования. При отсутствии целесообразности уголовные дела могут быть расследованы и рассмотрены в суде обособленно, по отдельности[11].
Так, Судебной коллегий по уголовным делам Верховного Суда РФ по делу № 48-о06-101 рассмотрено кассационное представление государственного обвинителя Д. на постановление судьи областного суда о необходимости соединения уголовных дел в отношении Н., Б. и К. Вместе с тем Кассационным определением Верховного суда РФ от 17.11.2006 № 48-о06-101 постановление судьи областного суда оставлено без изменения, ввиду того, что раздельное рассмотрение уголовных дел в отношении Н., Б. и К., обвиняемых в совершении одного и того же преступления, может отразиться на всесторонности судебного следствия, привести к установлению взаимоисключающих обстоятельств[12].
Выделение уголовного дела в отдельное производство (ст. 154 УПК РФ) допускается в отношении:
- отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, указанных в пунктах 1-4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ;
- несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми (ст. 422 УПК РФ);
- иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования;
- подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;
- если в ходе предварительного расследования будет установлено, что кто-либо из соучастников совершил деяние в состоянии невменяемости или у кого-либо из них после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания (ст. 436 УПК РФ).
Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования допускается, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызвано большим объемом уголовного дела или множественностью его эпизодов. Выделение уголовного дела производиться на основании постановления следователя или дознавателя (ч. 3 ст. 154 УПК РФ). В уголовном деле, выделенном в отдельное производство должны содержаться подлинники или заверенные следователем (дознавателем) копии процессуальных документов, имеющих значение для данного уголовного дела. Материалы уголовного дела, выделенного в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по этому делу. Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления, когда выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство[13].
Выделение материалов уголовного дела в отдельное производство (ст. 155 УПК РФ) производиться тогда, когда в ходе предварительного расследования становится известно о совершении иными лицам преступления, не связанного с расследуемым преступлением. Признано также обоснованным и соответствующим уголовно-процессуальному закону выделение в отдельное производство материалов в отношении соучастника преступления, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого по делу, скрывшегося от следствия, поскольку у органов предварительного следствия на момент выделения материалов не