Социально-психологические характеристики труда юриста.
Особенности юридического труда:
1. Жёсткая правовая регламентация;
2. Наличие властных полномочий;
3. Разнообразие решаемых задач;
4. Высокая эмоциональная напряженность труда (переживание эмоций негативного характера);
5. Экстремальный характер труда (принятие решения, за которое необходимо нести ответственность);
6. Творческая черта (умение посмотреть на ситуацию под различным углом).
Исследователи юридической психологии (Васильев) выделяют различные стороны деятельности юриста:
1. Социальная: ключевым моментом выступает такая деятельность, которая по своему характеру, целям совпадает с интересами государства, а не личности. Сущность выражается в том, насколько юрист смог оказаться беспристрастным. Охватывает и профилактические мероприятия, правовую пропаганду. Важные качества личности: стремление к справедливости истине, честность, принципиальность.
2. Поисковая: выражается в собирании исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач – поиск нормативной базы, отыскание и собирание вещественных доказательств, вычленение необходимой информации из её большого объема. Важные качества личности: наблюдательность, концентрация и устойчивость внимания.
3. Конструктивная: анализ и синтез всей полученной информации для решения той или иной задачи это динамический процесс, при котором возникают сначала гипотезы, а потом определённые концепции.
Реконструктивная: выражается в возврате к прошлому событию на ментальном уровне и сопоставлению всех отдельных установленных доказательств нарушенного права или преступления в единое целое. Впоследствии, переходя к планированию перспективы восстановления нарушенного права или судебного рассмотрения, деятельность юриста приобретает конструктивный характер.
Важные качества личности: гибкость мышления, аналитический склад ума.
4. Коммуникативная: заключается в получении интересующей информации.
5. Организационная: - организация собственной деятельности;
- организация людей для решения задач в коллективе.
Удостоверительная: приведение всей полученной информации в специальную законом предусмотренную форму (приговор \ решение, другое). Важные качества личности: грамотность, умение правильно сформулировать и изложить свои мысли, применение правил перевода устной речи в письменную.
Психология свидетелей.
Психология свидетеля Свидетель в уголовном процессе – это лицо, располагающее информацией о преступлении и его участниках. Свидетель может лично воспринимать событие преступления (очевидец) либо получить информацию от других лиц. Расширительное толкование понятия «свидетель» предполагает, что в качестве источника информации может выступать любое осведомленное лицо, в том числе и не являющееся участником процесса (например, в оперативно-розыскной деятельности). При этом психологические особенности таких свидетелей в основном совпадают. Психология свидетеля (осведомленного лица) определяется следующими основными моментами. 1) Физиологическим и психофизиологическими особенностями, состоянием психики (норма или патология), половыми и возрастными характеристиками, свойствами второй сигнальной системы, т.к. связано с восприятием, запоминанием и воспроизведением информации. 2) Эмоциональным фоном до и эмоциональным реагированием в период преступления. 3) Особенностями личности (социальным положением, направленностью личности, мотивационной и ценностной сферой, профессиональной принадлежностью и т.д.). 4) Значительной долей оценочной информации, требующей тщательного анализа. 5) Внушаемостью и самовнушаемостью. 6) Процессуальным положением на предварительном следствии. 7) Психологической ролью в совершенном преступлении. 8) Характером взаимодействия с лицом, проводящим расследование.
Описанные психологические особенности учитываются в процессе получения значимой информации от свидетеля (как в уголовном процессе, так и в оперативно-розыскной деятельности). Осуществляется: 1) диагностика и оценка состояния психофизиологических, познавательных процессов, памяти, уровня и характерных особенностей мышления; 2) диагностика и оценка личностных характеристик свидетеля; 3) выбор и применение психологических способов активизации памяти, мышления, стимулирование восстановления ассоциативных связей (в том числе с помощью гипноза); 4) анализ психологической роли свидетеля в совершенном преступлении; 5) оперативный анализ и оценка невербальных реакций свидетеля, особенно при диалоговом этапе допроса; 6) оперативное изменение тактики допроса на основании вышеперечисленных факторов; ) применение специальных психологических приемов распознавания и преодоления умышленного либо непроизвольного искажения фактов.