Социальные и психологические аспекты агрессивности и жестокости в поведении преступников.
Агрессия - любые действия, кот.причиняют или намерены причинить ущерб др. чел-ку, группе людей или животному.
Агрессивность – св-во личности, выражающееся в готовности к агрессии. Т.о., агрессия – совок-тьопред. действий, причиняющих ущерб др. объекту; агрессивность же обеспечивает готовность личности, на кот.направлена агрессия, воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.
С т.з. проблемы социализации агрессивные поступки обусловлены в основном следующими факторами: условиями жизни, следствием воспитания и влияния СМИ, конфликтами с различными общественными институтами, возможностью легкого доступа к тем или других атрибутов жестокого поведения (н-р, возможность легкого приобретения оружия), безработицей, алкоголизмом, наркоманией.
Виды агрессивных реакций:
1) физическая агрессия (нападение);
2) косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости);
3) склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении);
4) негативизм (оппозиционная манера поведения, от пассивного сопротивления до активной борьбы);
5) обида (зависть и ненависть к окружающим, вызванная действительными и вымышленными сведениями);
6) подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его;
7) вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через форму – ссора, крик, визг, так и через содержание – угроза, проклятие, ругань).
Два вида агрессии: доброкачественная (связана с защитой от нападения или угрозы) и злокачественная.
П.С.аспекты=причины. Соцпричины,н-р,родился и воспитывался в семье алкашей,приступников,т.д, попал в «плохую» группу лиц и т.д. Псих-ие,н-р,в детстве обяжали-озлобился на весь мир и т.д.
Психология девиантного поведения несовершеннолетних
Проявления отклонения в поведении подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Их можно свести в следующие группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще.
Отклонения в поведении подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:
1. Социально-педагогической запущенностью, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения.
2. Глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным /грубым, жестоким, несправедливым/ отношением к нему со стороны родителей, учителей.
3. Отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера.
4. Отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и жизненных целей и планов.
5. Безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:
- успешной учебной деятельности;
- эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений;
- психологической защищенности, которая включает в себя: знание учащимися своих прав и обязанностей, их неукоснительное соблюдение учителями, психологическое и социальное равенство учащихся.