Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций
Проверка успеваемости обучающихся осуществляется с использованием балльно-рейтинговой системы, включающей входной, текущий, рубежный и выходной контроль знаний, умений и навыков студентов.
Оценочные средства для контроля сформированности компетенций содержаться в документе - Фонд оценочных средств по дисциплине.
Рейтинговая система основана на подсчете баллов, «заработанных» студентом в течение семестра.
Успеваемость студента по дисциплине оценивается в баллах от 0 до 100:
- в течение семестра – 60 баллов;
- на экзамене – 40 баллов.
Если по результатам рубежной аттестации, а также за активность на занятиях и НИР студент набрал 35 и менее баллов, он не допускается к экзамену.
Руб.аттест. | Посещ. | Активность на ПЗ | Написание 1 реферата | Экзамен | Итого | |
Макс. кол-во баллов | ||||||
Мин.кол-во баллов | 36 – допуск к экзамену |
Структура балльно-рейтинговой оценки студента:
· посещение лекций - по 0,5 балла за 1 занятие (2 ч);
· посещение практических занятий – по 0,3 за 1 занятие (2 ч);
· качество подготовки к практическому занятию (правильность изложения при ответе на устные вопросы, наличие выполненных практических аудиторных и домашних заданий, задач, выступление с сообщением и т.д.) – от 0,5 до 2 баллов за каждое;
· корректность и вежливость при ответе на вопрос, а также в ходе дискуссии между студентами при обсуждении темы занятия – 0,5 балла.
Все виды учебных работ должны быть выполнены в установленные сроки, в случае невыполнения задания в установленный срок баллы за конкретный вид работы начисляются с пониженным коэффициентом.
Текущий контроль (проверка) проводится регулярно на всех видах групповых занятий и имеет цель получать оперативную информацию о текущей успеваемости. Методами традиционного контроля являются устный и письменный опросы; контрольная беседа; проверка домашних заданий; ответы на вопросы, поставленные для самоконтроля; решение письменных и устных задач по теме занятий; тестирование; подготовка рефератов по теме и их защита и т.п.
Реферат – это письменная работа или выступление по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Темы рефератов предлагаются преподавателем, ведущим занятия, однако инициатива может исходить и от студента, и должны быть посвящены актуальным в теоретическом и практическом отношениях вопросам. Как правило, тема реферата должна быть либо заглавной в проблематике всего практического занятия, либо дополнять содержание основных учебных вопросов, либо посвящаться обзору какой-либо публикации, статистического материала и т.д., имеющих важное значение для раскрытия обсуждаемых вопросов практического занятия и формирования необходимых компетенций выпускника. В течение семестра каждый студент должен подготовить 1 реферат.
Примерные темы рефератов указаны в п.4.5.
Доклад – это один из видов монологической речи, публичное, развернутое сообщение по определенному вопросу, основанное на привлечении документальных данных. Цель доклада – передача информации от студента аудитории. Отличительной чертой доклада является использование документальных источников, которые должны быть положены в основу сообщения. Тема доклада указывается в плане проведения занятия и должна быть либо заглавной в проблематике всего практического занятия, либо дополнять содержание основных учебных вопросов, либо посвящаться обзору какой-либо публикации, статистического материала и т.д., имеющих важное значение для раскрытия обсуждаемых вопросов практического занятия и формирования необходимых компетенций выпускника. По каждой теме дисциплины могут быть подготовлены 2-3 доклада, они указываются в методических рекомендациях для подготовки к практическим занятиям.
Примерные темы для подготовки доклада указаны в п. 4.6.
Тест – это форма изменения теоретических знаний студентов, которая используется для проверки качества самостоятельной работы студентов в ходе освоения дисциплины. Тест состоит из вопросов и предлагаемых кратких формулировок возможных ответов на вопросы.
Тестовые задания могут иметь различные структуры, в том числе: с одним или несколькими вариантами верного ответа, содержать отрытый вопрос, задание на сопоставление, задание на установление верной последовательности.
Примеры тестовых заданий указаны в п. 4.7.
Ситуационные задачи и казусы для самостоятельного разрешения - представляют собой спорную проблемную ситуацию по применению конкретных норм административного права. Студенту необходимо ответить на поставленные в задаче вопросы, на основе анализа рекомендуемых нормативных правовых актов. Решение задачи - это определение отрасли законодательства, поиск нормы права, оптимально отвечающей и разрешающей фактическую ситуацию. Приобретенные в процессе решения задач знания и навыки способствуют формированию профессиональных компетенций у студентов. При устном разборе решения задачи студент должен аргументировать свой вариант ответа со ссылками на действующие правовые нормы, решения судебных органов, материалы правоприменительной практики.
Примеры ситуационных задач указаны в п.4.8.
Рубежный контроль проводится с целью проверки и коррекции хода освоения теоретического материала и практических умений и навыков в рамках практического занятия по теме № 9 (проверка уровня усвоения пройденного материала по темам №№ 1-9) в виде письменной контрольной работы (письменных заданий) либо тестирования.
В конце семестра на основании поэтапного контроля обучения суммируются баллы текущих, рубежного и творческого рейтингов, подсчитываются дополнительные баллы (посещаемость и активность на занятиях) и принимается решение о допуске студента к выходному контролю.
Итоговые результаты рейтинговой аттестации объявляются преподавателем на последнем занятии в зачетную неделю.
Итоговая проверка (выходной контроль) проводится в конце семестра (в процессе экзаменационной сессии) в виде экзамена, основным методом его проведения выступает устный опрос по билетам.
Ответ студента на экзамене, проводимом в устной форме, оценивается исходя из суммы 40 баллов:
- 23 и менее баллов – неудовлетворительно;
- 24-28 баллов - удовлетворительно;
- 29-34 баллов – хорошо;
- 35-40 баллов – отлично.
На экзамене оценка «отлично» выставляется при ответе студентом на все вопросы билета, максимально полно и без ошибок. Если студент продемонстрировал полное фактологическое усвоение материала и умеет обосновывать теоретические постулаты и методические решения.
Для оценки «хорошо» допускаются неточности в ответе, которые не носят принципиальный характер, студент владеет всей основной информацией, продемонстрировал полное фактологическое усвоение материала.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент владеет основным материалом дисциплины, но не разбирается в тонкостях и не может дать полного развернутого ответа ни на один вопрос билета. Студент продемонстрировал либо неполное фактологическое усвоение материала, либо неполное умение аргументировано обосновывать теоретические постулаты.
«Неудовлетворительно» - у студента отсутствуют даже базовые знания и умения.
В зависимости от суммы набранных баллов студенту в перерасчете на традиционную шкалу оценок выставляются:
- 59 и менее баллов – неудовлетворительно;
- 60-75 баллов - удовлетворительно;
- 76-90 баллов – хорошо;
- 91-100 баллов – отлично.
6.2 Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине
1. Государственное управление и исполнительная власть. Понятие и соотношение.
2. Принципы государственного управления (общая характеристика).
3. Механизм административно-правового регулирования (общая характеристика).
4. Нормы административного права как элемент механизма административно-правового регулирования.
5. Акты толкования норм административного права как элемент механизма административно-правового регулирования.
6. Акты применения норм административного права как элемент механизма административно-правового регулирования.
7. Административно-правовые отношения как элемент механизма административно-правового регулирования.
8. Субъекты административного права (общая характеристика).
9. Система коллективных субъектов административного права. Содержание их административно-правового статуса.
10. Индивидуальные субъекты административного права (общая характеристика).
11. Административная правосубъектность индивидуальных субъектов административного права.
12. Административно-правовой статус гражданина.
13. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
14. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов административного права.
15. Административно-правовая охрана прав и свобод граждан в сфере государственного управления (общая характеристика).
16. Способы защиты прав граждан в сфере государственного управления.
17. Право граждан на административную жалобу.
18. Право граждан на судебную защиту (административная юстиция в РФ).
19. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц.
20. Органы исполнительной власти как субъекты административного права.
21. Органы местного самоуправления как субъекты административного права.
22. Государственные служащие как субъекты административного права.
23. Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации как субъекты административного права.
24. Общественные объединения и их служащие как субъекты административного права.
25. Формы государственного управления и их классификация.
26. Методы государственного управления и их классификация.
27. Правовые акты управления (общая характеристика).
28. Административное принуждение (общая характеристика).
29. Меры административного предупреждения.
30. Меры административного пресечения.
31. Понятие, виды и основные черты административного процесса.
32. Принципы и стадии административного процесса.
33. Субъекты административного процесса.
34. Административный процесс и административные производства (общая характеристика).
35. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан.
36. Производство по делам о дисциплинарных проступках.
37. Производство по делам о поощрении.
38. Производство по изданию нормативно-правовых актов.
39. Производство по лицензированию деятельности.
40. Законность и дисциплина в государственном управлении.
41. Контроль в государственном управлении.
42. Административный надзор (общая характеристика).
43. Судебный контроль за законностью осуществления исполнительной власти.
44. Прокурорский надзор (общая характеристика).
45. Административно-правовая организация управления. Понятие, цели и правовая основа.
46. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти РФ и ее субъектов.
47. Региональные начала в управлении.
48. Межотраслевые начала в управлении.
49. Отраслевые начала в управлении.
50. Государственное регулирование как функция управления.
51. Понятие, конструктивные признаки и состав административного правонарушения.
52. Квалификация административных правонарушений.
53. Административная ответственность. Понятие и основные черты.
54. Основания освобождения от административной ответственности.
55. Административные наказания: понятие, цели и основания применения.
56. Назначение административных наказаний.
57. Административные правонарушения, посягающие на права граждан (общая характеристика).
58. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (общая характеристика).
59. Административные правонарушения в области охраны собственности (общая характеристика).
60. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (общая характеристика).
61. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (общая характеристика).
62. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (общая характеристика).
63. Административные правонарушения на транспорте (общая характеристика).
64. Административные правонарушения в области дорожного движения (общая характеристика).
65. Административные правонарушения в области связи и информации (общая характеристика).
66. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (общая характеристика).
67. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (общая характеристика).
68. Административные правонарушения в области таможенного дела (общая характеристика).
69. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (общая характеристика).
70. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ (общая характеристика).
71. Административные правонарушения в области воинского учета (общая характеристика).
72. Административные правонарушения против порядка управления (общая характеристика).
73. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (общая характеристика).
74. Субъекты административной юрисдикции.
75. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
76. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.
77. Участники производства по делам об административных правонарушениях.
78. Доказательства по делам об административных правонарушениях.
79. Меры административно-процессуального обеспечения (общая характеристика).
80. Доставление как мера административно-процессуального обеспечения.
81. Административное задержание как мера административно-процессуального обеспечения.
82. Принудительный привод как мера административно-процессуального обеспечения.
83. Личный досмотр как мера административно-процессуального обеспечения.
84. Досмотр вещей и документов, их изъятие как мера административно-процессуального обеспечения.
85. Отстранение от управления транспортным средством и освидетельствование на состояние опьянения как мера административно-процессуального обеспечения.
86. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации как мера административно-процессуального обеспечения.
87. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов как мера административно-процессуального обеспечения.
88. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей как мера административно-процессуального обеспечения.
89. Временный запрет деятельности как мера административно-процессуального обеспечения.
90. Стадии производства по делам об административных правонарушениях (общая характеристика).
91. Возбуждение дела об административных правонарушениях.
92. Административное расследование как самостоятельная стадия производства по делам об административных правонарушениях.
93. Рассмотрение дела об административном правонарушении.
94. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении.
95. Порядок вынесения решения по делу об административном правонарушении.
96. Порядок и основания пересмотра решения по делу об административном правонарушении.
97. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (общая характеристика).
98. Регистрационное производство.
99. Понятие, предмет, метод и система административного права.
100. Источники административного права.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1 Основная литература
1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. - М., Зерцало, 2012.
2. Биткова Л.А. Государственное управление как объект административно-правового регулирования: учебное пособие. – М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2011.
3. Биткова Л.А. Административное право: учебное пособие. – М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2015.
4. Биткова Л.А. Административное право: сборник нормативных актов: учебное пособие. – М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2011.
5. Конин Н.М. Административное право: учебник для академического бакалавриата: учебник для студентоввысших учебных заведений по юридическим направлениям и специальностям/ Н.М. Конин, Е.И. Маторина: Саратовская гос. Юридическая акад. – Москва: Юрайт, 2015.
7.2 Дополнительная литература
1. Кикоть В.Я., Кононов П.И., Стахов А.И. и др.Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
2. Кикоть В.Я., Румянцев Н.В., Василевич Г.А. и др. Административное право зарубежных стран. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
3. Копытов Ю. А. Административное право: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2013.
4. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010.
5. Хабриева Т.Я. Марку Ж. Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта. – М.: Статут, 2011.
6. Журнал «Государство и право».
7. Журнал «Административное право и процесс».
8. Журнал российского права.
9. Журнал «Трудовое право».
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ.
3. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ.
4. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ.
5. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ.
6. Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ.
7. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года № 2124-1.
8. Закон РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 года № 4528-1.
9. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года № 4530-1.
10. Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года № 4730-1.
11. Закон РФ «О порядке обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года № 4866-1.
12. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания РФ» от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ.
13. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 года № 4-ФЗ.
14. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ.
15. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» с последующими изменениями и дополнениями от 8 декабря 1995 года № 10-ФЗ.
16. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ.
17. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ.
18. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ.
19. Федеральный закон «О мировых судьях Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ.
20. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации» от 24 июня 1999 года №. 119-ФЗ.
21. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.
22. Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ.
23. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ.
24. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.
25. Федеральный закон «О гражданстве» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ.
26. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
27. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ.
28. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ.
29. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.
30. Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ.
31. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.
32. Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ.
33. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» от 14 ноября 2002 года № 1325.
34. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314.
35. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» от 17 июля 1995 года № 713.
36. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов» от 26 декабря 2002 года № 930.
37. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» от 15 октября 2003 года № 627.
38. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» от 18 декабря 2003 года № 759.
39. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» от 16 марта 2011 г. № 172.
40. Постановление Правительства РФ «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» от 3 февраля 2012 г. № 79.
41. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» от 14 июля 2003 года № 308.
42. Приказ ФМС России «Об утверждении форм документов, выдаваемых иностранным гражданам лицам без гражданства, обратившимся за предоставление временного убежища на территории Российской Федерации, и порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» от 25 марта 2011 г. № 81.
43. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации» от 23 апреля 2012 г. № 378.
7.4 Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям
1. Методические указания для практических занятий.
Биткова Л.А. Административное право: Методические указания для практических занятий/ Л.А. Биткова. М.: Издательство РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2012.
2. Методические указания для подготовки, написания и защиты рефератов.
Биткова Л.А. Административное право: методические указания для подготовки, написания и защиты реферата по дисциплине/Л.А. Биткова. – М.Ф: Издательство РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2014.
3. Тестовые задания. (в УМКд)