Тема 17. Практическое занятие: деловая игра «Организация деятельности группы социальной защиты осужденных в ИУ».
Деловая игра проводится после изучения слушателями шестнадцати тем курса и представляет собой трехдневное участие слушателей в формировании и организации деятельности группы социальной защиты осужденных в соответствии с Приказами Минюста России № 262 от 30 декабря 2005 года «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных ИУ УИС» и № 2 от 13 января 2006 года «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы».
Выполняя различные вводные и задания по ним, слушатели закрепляют те первоначальные знания, которые они приобрели в ходе теоретической подготовки и отработки отдельных практических заданий в ходе полевого и лабораторного практикума.
Подробное раскрытие вводных и заданий по ним дано в методических материалах, прилагаемых к данной программе.
Цели проведения практического занятия:
1. Обучающая:
• закрепить теоретические знания, создать предпосылки для их развития и применения ходе проведения практического занятия в ИУ со слушателями, изучающими специальную дисциплину «Социальная работа с осужденными в ИУ», наметить взаимосвязи с другими отраслями права и учебными дисциплинами;
• проверить степень усвоения требований Федеральных законов и ведомственных нормативных актов, регламентирующих деятельность групп социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы.
2. Прикладная:
• отработать практические навыки применения технологий социальной работы с различными категориями осужденных в различных служебных ситуациях, имеющих место в реальной деятельности исправительного учреждения;
• приобрести умения и навыки оперативной подготовки служебных документов социального характера, необходимых для использования в реальной практической деятельности по оказанию социальной помощи осужденным и сотрудникам исправительного учреждения.
3. Воспитательная:
- содействовать слушателям в овладении нормами организационной культуры при подготовке служебных документов при условии уважительного отношения к нормам Российского законодательства и выполнению требований, содержащихся в ведомственных нормативных актах;
- прививать уважение к предстоящей профессиональной деятельности в качестве специалиста по социальной работе, к руководителям УИС, специалистам, к коллегам по службе и к осужденным, как клиентам групп социальной защиты.
Содержание занятия
I. Вступительное слово
Социальная работа с осужденными в ИУ УИС РФ в настоящее время уже приобрела определенные очертания.
Проведенные законодательные мероприятия по ослаблению уголовного преследования за совершение преступлений не большой и средней тяжести, не решили всей остроты проблемы по снижению роста преступности. И уровень рецидивной преступности по отдельным регионам остается высоким. В этой связи свою задачу в дело сокращения рецидивной преступности государство возлагает на уголовно-исполнительную систему. Поэтому мы не случайно находимся в исправительном учреждении строгого режима. Именно решение социальных проблем осужденных способно изменить ситуацию с решением вышеназванной проблемы.
Уже немало сделано в вопросах совершенствования ее деятельности за последнее время. Введена в структуру ИУ психологическая служба, в уголовно-исполнительной системе стали работать специалисты по социальной работе. При этом имеется необходимость в том, чтобы процесс совершенствования деятельности в обозначенных направлениях, был продолжен. На это нацелены направления реформирования уголовно-исполнительной системы, закрепленные в одноименной Концепции ФСИН.
Мы с вами изучили основные темы специальной дисциплины, необходимые для формирование представлений о выполнении непосредственных профессиональных обязанностей специалистом по социальной работе исправительного учреждения.
Нам необходимо в короткий период проведения практического занятия за 3 дня отработать вопросы, связанные с приобретением умений и навыков оформления специалистами по социальной работе служебных документов, возникающих в различных ситуациях реальной деятельности исправительного учреждения.
II. Основная часть занятия
Последовательность проведения практического занятия в отведенное тематическим планом время:
Й день.
- Прибытие в ИУ.
- Краткое ознакомление с пропускной системой и прохождение специального инструктажа о необходимости соблюдения мер безопасности при выполнении служебных обязанностей на охраняемом объекте.
- Встреча с руководством ИУ.
- Вступительное слово преподавателя Академии ФСИН.
- Краткое выступление о деятельности по исполнению уголовных наказаний в виде лишения свободы от одного из руководителей ИУ.
- Ознакомление с деятельностью основных объектов ИУ, обеспечивающий требуемый уровень социально-бытового обеспечения осужденных в жилой зоне.
- Ознакомление с деятельностью Центра трудовой адаптации осужденных, профессионального училища и учебно-консультационного пункта.
- Ознакомление с организацией работы психологической лаборатории и медицинской части.
- Ознакомление с работой центров организации культурно-досуговой деятельности, физкультурно-спортивной работы и деятельностью различных религиозных конфессий, оказывающих социальную помощь осужденным-единоверцам в данном исправительном учреждении.
- Встреча и беседа со специалистом по социальной работе исправительного учреждения.
- Проведение в отведенном помещении учебной группой индивидуальных встреч-тренингов ведения ознакомительных бесед о социальных проблемах с различными категориями осужденных и путях их решения (инвалиды, престарелые, граждане молодежного возраста, лица, не имеющие до ареста ОМЖ, притесняемые, ВИЧ-инфицированные, а также не утратившие алкогольную и наркотическую зависимость).
Й день.
- Размещение в отведенном помещении для проведения деловой игры.
-Проведение подготовительных мероприятий, связанных с качественным составлением рукописных документов.
- Получение инструкции от преподавателя о правилах ведения деловой игры, выполнения заданий и решения вводных.
- Распределение на группы и назначение в них старших групп.
- Выполнение заданий деловой игры и решение вводных с №1 по №5.
Й день.
- Выполнение заданий деловой игры и решение вводных с № 6 по № 11.
- Получение докладов от старших групп о выполнении заданий и вводных по текущем и окончательном результатам.
- Сдача подготовленных служебных документов преподавателю.
- Подведение преподавателем итогов деятельности, связанной с подготовкой служебных документов и обсуждение проблемных вопросов.
- Выставление преподавателем оценок за работу на деловой игре.
- Приглашение представителя руководства ИУ для выступления перед обучающимися с заключительным напутственным словом.
- Подведение преподавателем окончательных итогов проведения практического занятия.
- Организованное завершение занятия и выход учебной группы с охраняемой территории.
Учебно-материальное обеспечение:
- методические рекомендации, имеющиеся в Плане проведения семинарских и практических занятий для слушателей очной формы обучения по курсу «Социальная работа с осужденными в ИУ» для подготовки к практическому занятию по теме № 17 «Организация деятельности группы социальной защиты осужденных ИУ УИС»;
- компьютер, мультимедийный экран, презентатор.
Сценарий деловой игры
Вводная 1.
В ИК с лимитом наполнения 1200 осужденных выделено дополнительно к существующему штатному расписанию в порядке эксперимента 4 штатные единицы начальствующего состава для образования в ИК в соответствии с Приказом МЮ РФ № 262 от 30 декабря 2005 года полноценной группы социальной защиты осужденных. В ИК уже работали в составе этой группы старший инспектор по бытовому и трудовому устройству и инспектор по учету трудового стажа осужденных. Таким образом, шесть сотрудников образуют новую группу. Руководителю группы, назначенному преподавателем (один из старших специалистов по социальной работе с осужденными), предстоит совместно со своими коллегами распределить профессиональные роли, разработать функциональные обязанности и приступить к работе.
Дополнительная справка к вводной № 1 для социальных работников: о состоянии социальной работы и социальной ситуации в исправительном учреждении(фрагмент справки о результатах комплексной проверки колонии, касающейся социальной работы с осужденными и сотрудниками, а также членами их семей).
В последнее время в ИК участились случаи:
· распространения отдельными осужденными сведений провокационного характера о якобы неправомерных действиях администрации ИК, направленных на ужесточение условий отбывания наказания; о введении необоснованных норм выработки; о скрытном появлении в колонии групп осужденных, больных СПИДом и переводе в ИК больных с открытой формой туберкулеза;
· изготовления осужденными бракованной продукции; невыполнения требований администрации ИУ; возникновения конфликтных ситуаций с осужденными, работающими в хозяйственной обслуге;
· увеличения количества жалоб от осужденных положительной направленности о притеснении их со стороны злостных нарушителей режима;
· попыток проноса при съеме с работы осужденными в жилую зону запрещенных к изготовлению и хранению предметов;
· употребления осужденными алкогольных суррогатов, спиртных напитков и наркотиков.
Деятельность попечительского совета ИУ характеризуется следующим: длительное время не проводились заседания совета, не ведутся протоколы заседаний и не осуществляется контроль по исполнению принятых решений; отсутствуют постоянные контакты с представителями общественности, религиозных организаций по оказанию социальной помощи осужденным.
Слабо используются возможности положительного влияния родителей осужденных, в том числе созданного совета родителей. Имеют место нарушения прав осужденных, растет число жалоб осужденных, адресованных прокурору по надзору за соблюдением законов в ИУ, в другие органы. Часть этих жалоб обоснована.
Медицинской частью колонии зафиксировано несколько случаев суицидального поведения осужденных, групповых психозов.
Растет число осужденных, не полностью занятых работой на производстве.
Не решены вопросы пенсионного обеспечения ряда осужденных. Отмечаются недостатки в организации обучения осужденных в общеобразовательной школе и профессиональном училище при колонии.
Фиксируется высокий уровень рецидивной преступности среди лиц, освобожденных по предыдущей амнистии и УДО по причине неудовлетворительного их трудового и бытового устройства. Многие освобождающиеся осужденные не прошли необходимую подготовку к жизни на свободе.
Задание 1. Разработать в соответствии с Положением о группе социальной защиты осужденных должностные обязанности каждого сотрудника группы.
Задание 2. Составить план работы группы СЗО ИУ на первый квартал нового года с учетом дополнительной справки к вводной № 1.
Задание 3. Разработать социальный паспорт осужденных исправительного учреждения в соответствии с Положением о группе социальной защиты осужденных.
Вводная 2. В исправительное учреждение поступают вновь прибывшие осужденные численностью 20 человек. Среди прибывших осужденных: инвалиды - 2 чел., пенсионеры - 2 чел., ВИЧ-инфицированные – 2 чел., склонные к алкогольной и наркотической зависимости – 2 чел.
Задание 1. Осуществить социальную диагностику вновь прибывших осужденных.
Задание 2. Разработать планы индивидуальной социальной работы с осужденными, наиболее нуждающимися в социальной помощи и поддержке (на 2-х человек).
Задание 3. Принять участие в распределении вновь прибывших осужденных по отрядам ИУ.
Вводная 3.В центре трудовой адаптации ИК произошла авария, в результате которой один из осужденных погиб, а второй получил увечье (лишился кисти руки).
Задание 1. Оказать помощь в организации похорон погибшего осужденного.
Задание 2. Оказать социальную помощь осужденному, получившему увечье на производстве, а также в получении выплаты по социальному страхованию.
Задание 3. Составить план мероприятий по улучшению социально-бытовых условий в Центре трудовой адаптации для осужденных и сотрудников.
Вводная 4.В ИУ намечается проведение очередного Родительского дня для осужденных трех отрядов.
Задание 1. Совместно с отделом по воспитательной работе с осужденными разработать план мероприятий по наиболее эффективному проведению родительского дня в ИУ (подготовить часть мероприятий от группы социальной защиты осужденных).
Вводная 5. Предстоят перевыборы Совета коллектива осужденных колонии. В адрес прежнего состава было много замечаний, как со стороны осужденных, так и руководства ИУ за недостаточное участие в оказании помощи осужденным, нуждающимся в социальной помощи и поддержке.
Задание 1. Разработать стратегию и тактику подбора состава Совета коллектива осужденных колонии.
Задание 2. В целях оказания помощи вновь избранному составу СКК подготовить мероприятия для включения в план работы (6 мероприятий по оказанию нуждающимся осужденным социальной помощи в ИУ).
Вводная 6. «Школа подготовки осужденных к освобождению» в ИУ существовала формально. В незначительной степени этой работой занимался ст.инспектор ГСЗО ИУ.
Задание 1. Совместно с сотрудниками ГСЗО ИУ разработать новый план работы «Школы подготовки осужденных к освобождению» с учетом методических рекомендаций и требований к работе названной «школы».
Вводная 7. Последняя инспекторская проверка отметила слабое взаимодействие ИУ с общественными организациями в проведении социальной работы с осужденными.
Задание 1.Подготовить обоснованные предложения руководству ИУ по активизации привлечения общественных организаций к социальной работе с осужденными.
Задание 2. Разработать с учетом местной специфики учреждения проект примерного плана работы Попечительского совета ИУ (как методического образца, обращение к которому будет осуществляться при последующем планировании данной работы) .
Вводная 8.
По данным справки инспекторской комиссии «Имеются серьезные недостатки в трудовом и бытовом устройстве осужденных, освобожденных по амнистии и УДО. Многие освобождающиеся осужденные не прошли необходимую подготовку к жизни на свободе».
Задание 1. Разработать план мероприятий устранения недостатков в работе по подготовке освобождающихся осужденных к жизни на свободе, их трудовому и бытовому устройству. Составить алгоритм действий специалиста по СР по подготовке осужденных к освобождению из ИУ.
Вводная 9.
По данным инспекторской проверки «в ИУувеличилось количество попыток изготовления и проноса осужденными в жилую зону запрещенных к изготовлению и хранению предметов; употребления осужденными суррогатных алкогольных напитков».
Задание 1. Внести предложения от социальной службы ИУ в план мероприятий по решению проблемы проноса запрещенных предметов и употребления осужденными алкогольных суррогатных напитков (предложения о проведении 2-х мероприятий).
Вводная 10.
В ИУимеют место жалобы осужденных: на приобретение осужденными продуктов питания в магазине ИК (высокие цены), получении посылок (слишком тщательный досмотр), предоставлении свиданий (преждевременное окончание свиданий) и грубость представителей младшего инспекторского состава сотрудников в отношении осужденных. Растет число жалоб осужденных, адресованных прокурору по надзору, в другие органы. Часть этих жалоб обоснована.
Задание 1. Внести предложения от социальной службы ИУ в специальный план мероприятий по проведению разъяснительных мероприятий, защите прав осужденных и восстановлению законности.
Вводная 11.
Медицинской частью колонии зафиксированы отдельные случаи суицидального поведения осужденных.
Задание 1. Совместно с психологической службой, отделом по воспитательной работе с осужденными разработать от социальной службы ИУ предложения для внесения в план мероприятий по профилактике суицидального поведения осужденных.
После решения каждой вводной составляется соответствующий документ, который передается старшему в каждой группе.
По итогам деловой игры (учений) группа формирует общий отчет и представляет в него следующий перечень документов:
1. Должностные обязанности сотрудников группы социальной защиты осужденных.
2. План работы группы социальной защиты осужденных на __ квартал 20___ (текущего) года.
3. Социальный паспорт осужденных учреждения (или отряда).
4. Перечь социальных мероприятий, которые необходимо провести в связи с насильственной смертью осужденного.
5. Индивидуальный план социальной работы в связи получением увечья осужденным.
6. План решения индивидуальной социальной проблемы осужденного в карантине.
7. План группового мероприятия с осужденными в «Школе подготовки осужденных к освобождению» и отчет (протокол) о его проведении.
8. План мероприятий по улучшению социальных условий труда осужденных и сотрудников на производстве, разъяснению им имеющихся у них социальных прав.
9. План мероприятий по наиболее эффективному проведению родительского дня в ИУ.
10. План работы Совета коллектива осужденных ИУ.
11. План работы «Школы подготовки осужденных к освобождению ИУ».
12. Предложения руководству ИУ по активизации взаимодействия с общественными организациями в целях улучшения их участия в социальной работе с осужденными.
13. Предложения от руководства ИУ для рассмотрения на заседании Попечительского совета для их включения в план работы этого общественного формирования.
14. План мероприятий по улучшению трудового и бытового устройства освобождающихся из осужденных.
15. Предложения в специальный план мероприятий по защите прав осужденных и восстановлению законности в ИУ.
16. Предложения от социальной службы ИУ в специальный план мероприятий по профилактике суицидального поведения осужденных.
17. Предложения по совершенствованию проведения деловой игры (практических занятий).
18. Другие документы (указать их названия в оглавлении). Все документы специалистов по социальной работе каждого игрового коллектива накапливаются в отдельной папке, которая в конце проведения занятий сдается преподавателю. Папка должна иметь с внутренней стороны опись содержащихся в ней документов, а на лицевой стороне - наклеенный титульный лист (см. образец титульного листа на следующей странице приложения).
Образец титульного листа
ФСИН РОССИИ
Управление ФСИН по __________ области
Группа социальной защиты осужденных ИК - ____