Гражданская правоспособность и дееспособность в МЧП. Лишение и ограничение дееспособности, признание безвестно отсутствующим и объявление умершим иностранца.
По общему правилу гражданская правоспособность лица — это его способность иметь гражданские права и обязанности, возникающая с момента рождения и устанавливаемая законом.
Гражданская дееспособность физических лиц в Международном частном праве.
В МЧП традиционно Д. определяется по личному закону (lex personalis), имеющий 2 вида — закон гражданства (lex nationajis, или lex patriae) и закон местожительства (lex domicilii). С введением 3 части ГК РФ отечественное право также стало использовать — lex personalis. Иными словами, ныне в праве России доктринальное понятие личного закона превратилось в легально закрепленную категорию: «личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет». Ст. 1195 содержит разветвленную систему норм, позволяющих в разнообразных по фактическому составу отношениях установить, право какой страны будет выступать в качестве личного закона гражданина или лица без гражданства. В этом смысле наметившаяся в предшествующем регулировании тенденция к использованию обоих видов коллизионных привязок — принципа гражданства и домициля —в новой регламентации оформилась достаточно четко: содержание как ст. 1195, так и п. 1 ст. 1197 можно рассматривать в качестве подтверждения действия в РФ «смешанной» системы коллизионных привязок, обеспечивающих установление личного закона.
Исторически имеющим широкое распространение постулатом выступало правило: лицо, дееспособное по закону отечественного государства, признается таковым и за границей, и наоборот —недееспособное по праву своего государства лицо должно быть объявлено недееспособным во всех других государствах. Со временем его соблюдение стало вызывать возражения ввиду явной несовместимости с интересами стабильности торгового и хозяйственного оборота. В этом смысле поворотный характер имело решение французского Кассационного суда в 1861 г. . Суд, вынося решение, сформулировал принцип «извинительного незнания иностранного закона». Гражданский кодекс Алжира, являясь современным документом, воспроизвел данное решение. Так, его ст. 10 предусматривает: «Однако если одна сторона сделки денежного или имущественного характера, совершенной в Алжире и подлежащей там исполнению, является недееспособным иностранцем, но эта Д. по каким-либо причинам не могла быть легко обнаружена, она не оказывает никакого влияния на действительность сделки».
Ограничение дееспособности производится в судебном порядке. Индивид м.б. признан полностью недееспособным, ограниченно дееспособным только у себя на родине. Бывает, подобное решение выносится судом другого государства по отношению к иностранному гражданину - возникает проблема признания иностранного судебного решения на родине иностранца.
Иностранцы в РФ могут быть ограничены в дееспособности при условии уведомления компетентных органов государства гражданства такого лица об основаниях ограничения дееспособности и согласии государства гражданства на судебное разбирательство в РФ. Иностранцы, имеющие постоянное место жительства в РФ, могут быть ограничены в дееспособности в судах РФ на общих основаниях в соответствии с правом РФ.
В основном вопросы ограничения дееспособности иностранных граждан в судах другого государства разрешаются в международных договорах (Кодекс Бустаманте и др.). Практически все международные соглашения содержат дополнительную коллизионную привязку – «закон компетентного учреждения».
В международном праве действуют и многосторонние, и двусторонние соглашения, регулирующие вопрос безвестного отсутствия и объявления безвестно отсутствующих лиц умершими. В многосторонних и двусторонних договорах о правовой помощи коллизионные проблемы безвестного отсутствия разрешаются на основе личного закона или закона суда. Компетентными являются суды государства гражданства того лица, в отношении которого возбуждено дело о безвестном отсутствии. В отдельных случаях, прямо предусмотренных в договоре, компетентным является суд другой договаривающейся стороны, а применимым правом – закон суда.
Международный коммерческий арбитраж в России и за рубежом (МКАС при ТПП РФ, Арбитражный суд МТП в Париже, Институт арбитража Торговой палаты Стокгольма в Швеции): компетенция, порядок формирования арбитража и рассмотрения спора, применимое право
Основными органами рассмотрения международных коммерческих споров в России являются Международный коммерческий арбитражный суд РФ (далее — МКАС) и Морская арбитражная комиссия (далее — МАК) при Торгово-промышленной палате РФ. Система государственных арбитражных (хозяйственных) судов не имеет отношения к российскому МКА; эти суды входят в общую государственную судебную систему.
Деятельность арбитражных судов регламентируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ 2002 г. Положения ст. 247 АПК РФ содержат перечень критериев для установления компетенции государственных арбитражных судов по делам с иностранным элементом. Соглашение сторон, определившее, что возникший или могущий возникнуть спор подсуден Арбитражному суду РФ, устанавливает исключительную компетенцию государственного Арбитражного суда РФ по рассмотрению данного спора при условии, что такое соглашение не изменяет исключительную компетенцию иностранного суда.
В России предусмотрена возможность создания внутренних третейских судов в соответствии с Федеральным законом 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации» (ранее такие суды создавались на основе Временного положения о третейских судах для разрешения экономических споров 1992 г.). Такие третейские суды довольно широко распространены в современной России: они образованы при Газпроме, при Ассоциации банков РФ, при Союзе юристов РФ, при Межбанковской валютной бирже.
Внутренние третейские суды в соответствии со своими регламентами и положениями компетентны рассматривать коммерческие споры с иностранным элементом. Некоторые из них (например, Третейский суд при Международном независимом институте международного права) предусматривают рассмотрение международных коммерческих споров как профильную деятельность. В 2004 г. при ТПП РФ создан Третейский суд — негосударственный правоприменительный орган, компетентный рассматривать внутренние коммерческие споры, отнесенные к его компетенции по соглашению сторон.
Деятельность Международного коммерческого арбитражного суда РФ регулируется Законом о МКАС РФ 1993 г., Положением о МКАС при ТПП РФ, Регламентом МКАС РФ 1994 г. В основу Закона о МКАС положены Типовой закон о международном коммерческом арбитраже 1985 г. и положения международных договоров РФ об арбитраже. В связи с этим созданная по этому Закону модель арбитража соответствует международным стандартам и современным тенденциям рассмотрения международных коммерческих споров.
В компетенцию МКАС входит рассмотрение споров из международных коммерческих контрактов при наличии арбитражного соглашения сторон. Исключение — МКАС принимает к рассмотрению споры без соглашения сторон, если его компетенция установлена международным договором РФ. Признаются все три вида арбитражных соглашений. Закреплена обязательность их письменной формы (в широком понимании термина «письменная» форма соглашения).
Закон о МКАС предусматривает типовую арбитражную оговорку. Наличие арбитражного соглашения исключает юрисдикцию государственных судов — и общей юрисдикции, и арбитражных (хозяйственных). Соглашение сторон о третейском разбирательстве спора обязывает государственные суды отказать в приеме искового заявления или прекратить производство по делу. В данном Законе установлены случаи, предусматривающие исключения из этого правила. Юрисдикция МКАС обусловлена его компетенцией.
При наличии арбитражного соглашения международный коммерческий арбитраж принимает к рассмотрению не любые споры, а только те, которые входят в его компетенцию. Компетенция МКАС установлена Законом 1993 г. МКАС представляет собой международный коммерческий арбитраж общей компетенции и правомочен рассматривать две группы споров (ст.1 Закона).
Основная группа споров определяется предметным и субъектным критериями. Это споры из договоров и других гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеторговой деятельности, т.е. международные коммерческие споры. Субъектный критерий является дополнительным и уточняет, какие споры являются международными, если коммерческие предприятия сторон находятся на территории разных государств.
При наличии у одной стороны нескольких коммерческих предприятий во внимание принимается то предприятие, которое имеет наибольшее отношение к арбитражному соглашению (ст. 1 Закона). Если сторона не имеет коммерческого предприятия (например, индивидуальный предприниматель), во внимание принимается ее постоянное место жительства.
Положение о МКАС конкретизирует гражданско-правовые отношения, споры из которых являются предметом разбирательства в этом международном коммерческом арбитраже: отношения по купле-продаже (поставке), выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами или услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, обмену результатами интеллектуальной деятельности, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным отношениям, страхованию, совместному предпринимательству.
Перечень имеет открытый характер; на основании федеральных законов в компетенцию МКАС могут входить споры и из других гражданско-правовых отношений (например, защита прав патентообладателя в соответствии с Патентным законом РФ 1992 г.).
Вторая группа споров выделена только по субъектному критерию: это споры предприятий с иностранными инвестициями, международных организаций и объединений, созданных на территории РФ. Сюда включаются споры между этими субъектами, между их участниками, их споры с другими субъектами российского права. Характер таких споров в Законе не определен. Можно предположить, что МКАС компетентен рассматривать любые споры между этими субъектами.
Морская арбитражная комиссия РФ действует на основе Приложения к Закону 1993 г. — Положения о МАК при ТПП РФ. Регламент МАК также установлен в Приложении к Закону 1993 г. МАК вправе разрешать споры на основе соглашения сторон о передаче их в этот третейский суд. МАК отличается узким, специальным характером компетенции — споры из гражданско-правовых отношений, связанных с торговым мореплаванием. Отличие от МКАС — при определении компетенции МАК субъектный состав спора не имеет значения (юрисдикция МАК распространяется на лиц, коммерческие предприятия которых находятся как в одной стране, так и в разных странах).
Положение о МАК устанавливает примерный перечень отношений, споры из которых входят в ее компетенцию: по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, перевозке грузов в смешанном плавании (река-море), по морскому страхованию, по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, по спасанию на море, по купле-продаже и залогу морских судов и др.
Специфика арбитражного разбирательства и его характерная особенность заключаются в почти неограниченном праве сторон по установлению процедуры рассмотрения споров. Автономия воли является принципиальной основой Закона 1993 г. и регламентов МКАС и МАК. Абсолютное большинство норм, определяющих арбитражную процедуру, применяются только при отсутствии соглашения сторон и имеют диспозитивный характер. Автономия воли является решающим моментом при формировании состава арбитража, определении процедуры разбирательства.
Закон 1993 г. закрепляет несколько императивных положений, направленных на беспристрастное и справедливое разрешение спора. Это своеобразные принципы арбитражного процесса: требования, которым обязательно должны отвечать арбитры; императивные нормы об обеспечении равноправия сторон в процессе; обязанности арбитража по отношению к сторонам.
Во всех остальных вопросах стороны сами определяют процедуру арбитражного разбирательства. При отсутствии соглашения сторон МКА использует свой Регламент, либо разбирает спор так, как считает необходимым. Закон 1993 г. не предусматривает обязанности МКА обращаться к действующему гражданскому процессуальному законодательству.
Регламент МКАС закрепляет правила арбитражной процедуры, применяемые при отсутствии соглашения сторон об ином. Правила Регламента: наличие списка арбитров, который не является обязательным (арбитром может быть назначено лицо, не включенное в список, в том числе и иностранец). Регламент определяет состав арбитража, назначение суперарбитра, назначение арбитров Председателем МКАС, наличие запасных арбитров.
В Регламенте содержатся диспозитивные нормы о месте проведения арбитражного разбирательства (г. Москва) и его языке (русский). Слушание дела производится в устной форме. Возможно и заочное разбирательство дела. Регламент закрепляет обязанность истца обосновать компетенцию МКАС.
Один из основных принципов деятельности МКАС — это обеспечение сохранения коммерческой тайны. Расходы по арбитражному разбирательству: регистрационный и арбитражный сборы, дополнительные расходы, издержки сторон. В процессе применяются правила Регламента и положения российского права.
Международный коммерческий арбитраж обладает правомочием выносить постановление о своей компетенции. Закон 1993 г. впервые в российской истории закрепил общепринятое в мировой практике правило об автономности и юридической самостоятельности арбитражной оговорки, т.е. прямую зависимость компетенции арбитража от арбитражного соглашения.
В Законе содержатся правила, касающиеся заявления сторон об отсутствии компетенции, варианты такого заявления и правила, касающиеся постановления арбитража о своей компетенции. Постановление арбитража о своей компетенции не имеет окончательного характера и может быть обжаловано в суде общей юрисдикции, решение которого окончательно и обжалованию не подлежит. Постановление арбитража о его компетенции может выноситься и в предварительном порядке.
Арбитражное разбирательство прекращается либо вынесением решения по существу спора, либо вынесением постановления о прекращении арбитражного разбирательства. Постановление о прекращении может быть вынесено только по исчерпывающему перечню оснований.
Принципиальное положение, относящееся к характерным особенностям МКА, — его решение по существу окончательно и обжалованию не подлежит. В Регламенте МКАС РФ закреплено правило — решения международного коммерческого арбитража исполняются добровольно в установленные в решении сроки. Если срок не установлен, — решение подлежит немедленному исполнению. Решение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению.
Отмена арбитражного решения может быть произведена только по строго ограниченному перечню оснований, которые не связаны ни с существом спора, ни с вопросами применимого права. В Законе содержится исчерпывающий перечень оснований для отмены решения МКА. Группы таких оснований: по инициативе сторон и по инициативе суда. Основания для отмены практически совпадают с основаниями для отказа в принудительном исполнении арбитражных решений. Исключительное средство оспаривания арбитражного решения — ходатайство заинтересованной стороны о его отмене.
Функции государственных судов общей юрисдикции и государственных арбитражных судов в отношении международного коммерческого арбитража определены в российском процессуальном законодательстве. В настоящее время существуют две параллельные юрисдикции по делам об оспаривании решений МКА: в судах общей юрисдикции и в государственных арбитражных судах. По делам об оспаривании компетентен государственный суд, на территории которого было принято решение МКА.
Иностранные арбитражные решения, при вынесении которых были применены нормы российского законодательства, могут быть оспорены только в государственных арбитражных судах. Такое оспаривание возможно только в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
Данная норма имплементирована в российское законодательство из Европейской конвенции 1961 г.: ст. IX устанавливает правовые основы для отмены арбитражного решения — отмена производится в государстве, где решение было вынесено, либо в государстве, по закону которого решение было вынесено. Второй случай предполагает применение п. 5 ст. 230 АПК РФ.
Стороны имеют право представить в государственный суд заявление о компетенции третейского суда, о наличии или действительности арбитражного соглашения. Рассмотрение такого заявления производится судом соответствующей инстанции по месту проведения арбитража. В законодательстве закреплено право сторон обратиться в государственный суд с просьбой о предварительном обеспечении иска; право ходатайствовать в суде об отмене арбитражного решения.
При предъявлении ходатайства об отмене арбитражного решения заинтересованная сторона обязана доказать наличие в арбитражном процессе серьезных нарушений: выход арбитража за пределы его компетенции, недееспособность одной из сторон, недействительность арбитражного соглашения и т.д.
Отмена решения международного коммерческого арбитража возможна только по исчерпывающему перечню оснований, предусмотренных международным договором или федеральным законом. Определение государственного суда об оспаривании решения может быть обжаловано в кассационном порядке.
БИЛЕТ №5
Понятие национализации
Национализация -это изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства
2)Личный статут юридического лица и его варианты. Понятие и критерии национальности (государственной принадлежности) юридических лиц (доктрина оседлости, доктрина инкорпорации, доктрина центра эксплуатации, доктрина контроля).
Личный закон ЮЛ – регулирует вопросы:
- Статус лица в качестве ЮЛ
- Организационно-правовая форма ЮЛ
- Его право и дееспособность, в т.ч. деликтоспособность
- Порядок реорганизации и ликвидации ЮЛ
- Внутреннее организационное отношение.
Определяется при помощи критериев:
- Критерий инкорпорации – личным законом признается страна, где ЮЛ было учреждено.
- Критерий оседлости – по месту нахождения органов управления ЮЛ.
- Критерий центра эксплуатации – по основному месту деятельности ЮЛ (коммерческое предприятие).
- Критерий контроля – на основе национальности лиц, которые реально контролируют деятельность данного ЮЛ.
1 и 2 критерий являются основными. 3 и 4 критерий применяются в субсидиарном порядке.
В ст. 1202 ГК РФ критерий инкорпорации закрепляется в качестве основного правила, но при этом п. 2 ст. 1211 ГК РФ для определения национальности лица в сфере договорных отношений закрепляет критерий центра эксплуатации.