Тема 1. Введение в римское право
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Центральный филиал
Кафедра гражданского права
РИМСКОЕ ПРАВО
Учебно-методический комплекс
для студентов очной формы обучения
направление подготовки 030900 Юриспруденция
ВОРОНЕЖ
2011
Автор: Минина Н. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия, доцент
Рецензенты:
- Андреев Ю. Н.– доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия, судья Воронежского областного суда
- Сорокина Ю. В.– доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Воронежского государственного университета
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция .
Одобрен на заседании кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол № __ от ___ ________ 2011 г.) .
Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала Российской академии правосудия ___ ___________2011 г., протокол № ___ .
© Российская академия правосудия, 2011 .
© Минина, Н., В., 2011 .
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………………4
Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………………………………..7
Тематические планы …………………………………………………………………………….8
Программа курса………………………………………………………………………………..10
Планы семинарских занятий …………………………………………………………………..20
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя ..............................................................50
Контрольные задания ………………………………………………………………………….56
Литература ……………………………………………………………………………………...60
Вопросы для подготовки к зачёту …………………………………………………………….68
ВВЕДЕНИЕ
Римское право, являясь значительной частью исторического наследия античной цивилизации, изначально приобрело статус классической учебной дисциплины и изучается в виде отдельного теоретического курса, а также в рамках истории государства и права зарубежных стран.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 030900 «Юриспруденция» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 4 мая 2010 г. № 464) учебная дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла обучения студентов 1 курса заочной формы обучения по направлению 030900 Юриспруденция.
Целью данной дисциплины является формирование системы теоретических знаний и практических навыков в сфере публичного и главным образом частного права на примере наиболее развитой правовой системы прошлого.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
· сформировать у студентов представление о
– формировании и развитии правовой системы Древнего Рима;
– рецепции римского права в Западной Европе;
– значении римского права для современного юриста;
· привить студентам следующие умения и навыки
– работы с источниками римского права;
– использования оригинального понятийного аппарата;
– анализа основных юридических конструкций и формул.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· знать:
– содержание понятий «римское публичное право» и «римское частное право»;
– систему источников римского права;
– основные институты семейного и наследственного права;
– содержание и специфику системы вещных прав;
– систему римских обязательств;
· уметь:
– различать основные институты римского права;
– определять их признаки и особенности;
– анализировать и моделировать ситуации;
– разрешать казусы с использованием источников;
· владеть:
– навыками работы с источниками римского права (извлечения из текста необходимой информации и умениями правильно формулировать ее);
– умениями решения практических казусов (задач).
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к результатам обучения по дисциплине «Римское право» предъявляются следующие компетенционные требования:
· формирование общекультурных компетенций:
– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь (ОК-4); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
· формированиепрофессиональных компетенций:
– в правоприменительной деятельности: способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
– в экспертно-консультационной деятельности: способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
– в педагогической деятельности: способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Дисциплина включает в себя 14 тем, распределённых по трём смысловым блокам учебного материала: в первом последовательно рассматриваются вопросы системы и источников римского права, осуществления и защиты частных прав, учения о лицах, римской семьи и брака, наследственных прав; во втором изучаются проблемы теории вещного права, владения, права собственности и прав на чужие вещи; в третьем содержатся темы, посвященные теории обязательства и договора, договорам и другим видам римских обязательств.
Изучение дисциплины завершается сдачей зачёта.
ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество часов | |
очная форма обучения | ||
на базе среднего (полного) общего образования | на базе среднего профессионального юридического образования | |
Нормативный срок обучения 4 года | Сокращённый срок обучения 3 года | |
Общая трудоемкость | 3 зач. ед. | 3 зач. ед. |
Переаттестовано | - | |
Всего аудиторных занятий: из них | ||
Лекции | - | |
Семинарские (практические) занятия | ||
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | ||
Форма итогового контроля | зачёт |
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
1. Тематический план для студентов очной формы обучения
на базе среднего (полного) общего образования
(нормативный срок обучения 4 года)
№ № п/п | Разделы (темы) дисциплины | Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | ||
Лекции | Семинары | С/р | ||
Введение в римское право | ||||
Источники римского права | 4 (из них 2 интерактивная форма)[1] | |||
Осуществление и защита частных прав | 4 (из них 2 интерактивная форма) | |||
Учение о лицах | ||||
Римская семья | ||||
Общие положения о вещных правах | 2 (интерактивная форма – проблемная лекция) | |||
Институт владения в римском праве | ||||
Право собственности | ||||
Права на чужие вещи | 2 (интерактивная форма) | |||
Сущность и виды наследования | 2 (интерактивная форма) | |||
Общие положения об обязательствах | ||||
Общие положения о договорах | 2 (интерактивная форма – проблемная лекция) | |||
Договоры в римском праве | 4 (из них 2 интерактивная форма) | |||
Внедоговорные виды обязательств | ||||
Всего: |
2. Тематический план для студентов очной формы обучения
на базе среднего профессионального юридического образования
(сокращённый срок обучения 3 года)
№ № п/п | Разделы (темы) дисциплины | Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | ||
Лекции | Семинары | С/р | ||
Введение в римское право | - | - | ||
Источники римского права | - | - | ||
Осуществление и защита частных прав | - | |||
Учение о лицах | - | |||
Римская семья | - | |||
Общие положения о вещных правах | - | - | ||
Институт владения в римском праве | - | - | ||
Право собственности | - | |||
Права на чужие вещи | - | 2 (интерактивная форма) | ||
Сущность и виды наследования | - | |||
Общие положения об обязательствах | - | - | ||
Общие положения о договорах | - | - | ||
Договоры в римском праве | - | 2 (интерактивная форма) | ||
Внедоговорные виды обязательств | - | - | ||
Всего: | - |
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 4. Учение о лицах
Правовой статус римских граждан. Понятие «физического лица». Понятие и содержание правоспособности римского гражданина. Элементы правоспособности и степени ее ограничения. Свободные и рабы. Римские граждане и иностранцы. Способы приобретения римского гражданства. Глава семьи и подвластные. Правоспособность римских граждан в сфере публичного и частного права. Публичные и частные права римских граждан. Понятие дееспособности. Недееспособные лица. Правовое положение несовершеннолетних. Критерии ограничения дееспособности. Ограничение дееспособности по возрасту и вследствие ненадлежащего поведения. Бесчестие.
Правовой статус иностранцев. Правовой статус латинов и его особенности. Право латинов приобретать римское гражданство. Правовой статус перегринов. Предоставление римского гражданства всем иностранцам и его правовые последствия.
Правовой статус отдельных категорий римского населения. Сущность рабства. Патриархальное и классическое рабство. Раб как вещь. Способы установления рабства и основания освобождения от него. Личное и имущественное положение рабов. Пекулий. Отпущение раба на волю и его правовые последствия. Правовое положение вольноотпущенников. Ограничение правоспособности вольноотпущенников. Правовой статус колонов. Основания возникновения и прекращения колоната.
Сущность и виды юридических лиц. Зарождение юридических лиц. Сущность юридического лица. Виды юридических лиц. Правоспособность юридических лиц в сфере частного права. Порядок возникновения и основания прекращения деятельности юридических лиц.
Тема 5. Римская семья
Брачно-семейные правоотношения. Понятие и содержание брачно-семейного правоотношения. Субъекты. Глава семьи (домовладыка) и подвластные члены семьи. Состав семьи. Особенности семьи в древнейший период римской истории. Эволюция семьи. Формы родства. Агнатическое и когнатическое родство.
Законный брак в Древнем Риме. Понятие брака. Виды законного брака: брак с властью мужа и брак без власти мужа. Личные и имущественные отношения супругов при различных формах брака. Конкубинат. Условия вступления в брак. Способы заключение брака. Основания прекращения брака. Правовой режим развода.
Отцовская власть. Содержание отцовской власти над детьми. Возникновение отцовской власти. Узаконение и усыновление. Виды и способы усыновления. Условия и правовые последствия усыновления. Прекращение отцовской власти. Способы прекращения отцовской власти. Эмансипация. Личные права и обязанности родителей и детей. Алименты. Имущественное положение подвластных детей. Военный пекулий.
Тема 6. Общие положения о вещных правах
Понятие вещи и вещных прав. Понятие вещи. Вещь как материальный предмет, право и юридическое отношение. Понятие имущества. Его составные части. Понятие вещных прав. Вещные права и их отличие от прав обязательственных. Система вещных прав. Соотношение права собственности и прав на чужие вещи.
Классификация вещей в римском праве. Критерии классификации вещей. Классификации по субъектам, оборотоспособности, по способу отчуждения, по строению и составу вещи, потребляемости, родовым и индивидуальным признакам. Основные виды вещей. Вещи божественного и человеческого права, телесные и бестелесные вещи, вещи в обороте и вещи вне оборота, ничьи, движимые и недвижимые, манципируемые и не манципируемые, родовые и индивидуальные, потребляемые и не потребляемые, простые и сложные. Значение классификаций вещей для частного права в целом.
Тема 8. Право собственности
Понятие и виды права собственности. Понятие права собственности. Правомочия собственника. Владение, пользование, распоряжение, право на плоды и доходы, право на абсолютную защиту. Право общей собственности. Особенности осуществления права общей собственности. Виды права собственности в Риме. Государственная и частная собственность. Цивильная, преторская, провинциальная и перегринская собственность. Причины возникновения различных видов права собственности и процесс формирования единого вида частной собственности.
Способы приобретения и утраты права собственности. Приобретение собственности. Первоначальное приобретение. Его сущность и виды. Захват, приобретение по давности, приращение, спецификация, соединение вещей. Производное приобретение и его способы. Традиция, манципация, присуждение, наследование. Утрата собственности.
Защита права собственности. Условия применения средств защиты. Виндикационный и негаторный иски как основные вещно-правовые способы защиты. Виндикационный иск. Ответственность добросовестного и недобросовестного владельца перед собственником. Негаторный иск. Ответственность нарушителя.
Тема 9. Права на чужие вещи
Понятие и виды прав на чужие вещи. Содержание права на чужую вещь. Пределы ее использования. Виды прав на чужие вещи.
Сервитуты. Понятие сервитута. Происхождение сервитутов. Виды сервитутов. Предиальные сервитуты: сельские и городские. Личные сервитуты. Узус, узуфрукт, право проживания в чужом доме и право использования чужого раба. Приобретение и утрата сервитутов. Защита сервитутов.
Эмфитевзис и суперфиций как права на чужие вещи. Понятие эмфитевзиса. Его содержание. Основания установления и прекращения. Эмфитевтная продажа. Понятие суперфиция. Особенности его использования. Его содержание. Защита эмфитевзиса и суперфиция.
Тема 11. Общие положения об обязательствах
Понятие и виды обязательств. Сущность обязательства. Обязательственное правоотношение. Основания возникновения обязательств. Договор, деликт, квазидоговор, квазиделикт. Виды обязательств: натуральные, цивильные, преторские; делимые, неделимые; строгие, альтернативные, дополнительные. Акцессорные обязательства.
Стороны в обязательстве. Кредитор и его права. Должник и его обязанности. Замена лиц в обязательстве: цессия и перевод долга, делегация. Множественность лиц в обязательстве. Виды ответственности при множественности лиц в обязательстве. Солидарная, корреальная, субсидиарная и долевая ответственность.
Исполнение обязательства. Условия надлежащего исполнения обязательства: место, время, способ, содержание, субъекты и объекты. Способы обеспечения исполнения обязательств: задаток, поручительство, неустойка, залог. Прекращение обязательств. Основания прекращения обязательств помимо прямого исполнения. Зачет, новация, невозможность исполнения, прощение долга, слияние сторон, истечение давности, смерть стороны.
Обеспечение обязательств. Способы обеспечения обязательств. Личные гарантии – договоры поручительства. Механизм заключения поручительства. Реальные гарантии: задаток, неустойка. Залоговое право. Понятие залога и его назначение. Виды залога. Фидуциарная манципация, ручной заклад, ипотека. Значение залога для римского права.
Ответственность должника за неисполнение обязательства. Понятие вины как условия ответственности. Формы вины должника и их значение. Умысел и неосторожность (грубая и легкая). Основания освобождения должника от ответственности. Несчастный случай и события непреодолимой силы. Понятие вреда. Прямой ущерб и упущенная выгода. Просрочка исполнения. Возмещение убытков.
Тема 12. Общие положения о договорах
Понятие и виды договора. Содержание договора. Сделка и договор. Односторонние и двусторонние сделки и договоры. Основные договоры в римском праве древнейшего периода. Контракты и пакты. Основания классификации договоров в римском праве. Основные виды контрактов: вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные. Безыменные контракты.
Условия действительности договора. Обязательные условия действительности. Предмет договора. Основание (цель) договора. Согласие сторон. Правоспособность и дееспособность сторон. Факультативные условия действительности. Способ заключения. Условия и сроки, их виды. Недействительность договора. Пороки воли: заблуждение, обман, насилие, угроза.
Содержание договора. Основные элементы договора. Существенно необходимые условия договоров разных видов. Обычные элементы договора и основания их использования. Случайные элементы договора: условия и сроки (отменительные и отлагательные, объективные, произвольные и смешанные, ретроактивные и неретроактивные).
Семинар 8. Общие положения о вещных правах
Учебные вопросы:
1. Сущность вещи. Состав имущества римской семьи.
2. Понятие и структура системы вещных прав.
3. Критерии классификации вещей. Виды вещей.
Список рекомендуемой литературы:
источники:
Дигесты Юстиниана [Текст] : В 8 т. / пер. с латин. ; отв. ред. Л.Л. Кофанов .— М. : Статут, 2002. — Т. 1 : Книга 1 : Титул I-IV .— 2002 .— С. 143-146.
основная литература:
Гетьман-Павлова, И. В. Практикум по римскому частному праву [Текст] : учебное пособие / И. В. Гетьман-Павлова .— М. : Юридическая литература, 2004 .— 352 с.
Дождев, Д. В. Римское частное право [Текст] : учебник для юрид. вузов и фак. / Д. В. Дождев ; под общ. ред. В. С. Нерсесянца .— 2-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : Инфра-М, 2000 .— 784 с.
Новицкий, И. Б. Основы римского гражданского права [Текст] : учебник для вузов / И. Б. Новицкий .— М. : Зерцало, 2000 .— 400 с.
Римское частное право [Текст] : Учебник / Под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского .— М.: Юриспруденция, 2005 .— 448 с.
Пиляева, В. В. Римское право в схемах и определениях [Текст] : учебное пособие / В. В. Пиляева .— 2-е изд., стереотип. — М. : КноРус, 2008, 2009 .— 80 с.
дополнительная литература:
Гримм, Д. Д. Лекции по догме римского права [Текст] / Д. Д. Гримм ; под ред. и с предисл. В.А. Томсинова .— М. : Зерцало, 2003 .— 496 с. — (Русское юридическое наследие) .
Муромцев, С. А. Гражданское право Древнего Рима [Текст] / С. А. Муромцев .— М. : Статут, 2003 .— 685 с. — (Классика российской цивилистики) .
Семинар 13. Общие положения об обязательствах
Учебные вопросы:
1. Понятие обязательства и его виды.
2. Стороны в обязательстве.
3. Исполнение обязательства.
4. Способы прекращения обязательства помимо его исполнения.
5. Способы обеспечения обязательств.
6. Ответственность должника за неисполнение обязательства.
Список рекомендуемой литературы:
источники:
Дигесты Юстиниана [Текст] : В 8 т. / пер. с латин. ; отв. ред. Л.Л. Кофанов .— М. : Статут, 2002. — Т. 4: Книги XX - XXII .— 2004 .— 780 с. ; Т. 6, пт 2: Книги XLI - XLIV .— 2005 .— 564 с. ; Т. 6, пт. 1: Книги XXXVII - XL .— 2005 .— 728 с.
Институции Юстиниана [Текст] / пер. с латин. Д.Р. Расснера ; под ред. Л.Л. Кофанова, В.А. Томсинова .— М. : Зерцало, 1998 .— 400 с. — (Памятники римского права) .
основная литература:
Гетьман-Павлова, И. В. Практикум по римскому частному праву [Текст] : учебное пособие / И. В. Гетьман-Павлова .— М. : Юридическая литература, 2004 .— 352 с.
Дождев, Д. В. Римское частное право [Текст] : учебник для юрид. вузов и фак. / Д. В. Дождев ; под общ. ред. В. С. Нерсесянца .— 2-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : Инфра-М, 2000 .— 784 с.
Новицкий, И. Б. Основы римского гражданского права [Текст] : учебник для вузов / И.Б. Новицкий .— М. : Зерцало, 2000 .— 400 с.
Омельченко, О. А. Римское право [Текст] : учебник для студентов вузов / О. А. Омельченко .— 3-е изд., испр. и доп. — М. : Эксмо, 2007 .— 224 с. — (Российское юридическое образование) .
Римское частное право [Текст] : Учебник / Под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского .— М.: Юриспруденция, 2005 .— 448 с.
дополнительная литература:
Богатых, Е. А. Гражданское и торговое право: от древнего римского к современному российскому [Текст] : Учебное пособие / Е. А. Богатых. — М.: Контракт, 2000. — 352 с.
Гримм, Д. Д. Лекции по догме римского права [Текст] / Д. Д. Гримм ; под ред. и с предисл. В. А. Томсинова .— М. : Зерцало, 2003 .— 496 с. — (Русское юридическое наследие) .
Кривцов, А. С. Абстрактные и материальные обязательства в римском и в современном гражданском праве [Текст] / А. С. Кривцов .— М. : Статут, 2003 .— 314 с. — (Классика российской цивилистики) .
Муромцев, С. А. Гражданское право Древнего Рима [Текст] / С. А. Муромцев .— М. : Статут, 2003 .— 685 с. — (Классика российской цивилистики) .
Новак, Д. В. Идея недопустимости неосновательного обогащения в римском праве во взаимосвязи с категориями aeguitas и naturale [Текст] / Д.В. Новак // Государство и право. — 2006 .— №9 .— С. 76-85 .
Полдников, Д. Ю. Задаток в частном праве (история и современность) [Текст] / Д. Ю. Полдников // Законодательство. — 2008 .— №3 .— С. 13-22 .
Чибинёв, В. М. Институт ипотеки Древнего Рима и Российской Империи: сравнительно-правовой анализ [Текст] / В. М. Чибинёв // История государства и права. — 2006 .— №12 .— С. 22-23 .
Щенникова, Л. В. Натуральные обязательста в гражданском праве Российской Федерации: истоки, современное состояние и перспективы развития [Текст] / Л. В. Щенникова // Законодательство. — 2007 .— №11 .— С. 9-18 .
Семинар 14. Общие положения о договорах
Учебные вопросы:
1. Понятие и виды договора.
2. Условия действительности сделок и договоров.
3. Содержание договора.
4. Механизм заключения договора.
Список рекомендуемой литературы:
источники:
Дигесты Юстиниана [Текст] : В 8 т. / пер. с латин. ; отв. ред. Л.Л. Кофанов .— М. : Статут, 2002. — Т. 7, пт. 1: Книги XLV - XLVII .— 2005 .— 602 с. ; Т. 7, пт. 2: Книги XLVIII - L .— 2005 .— 564 с. ; Т. 8: Статьи и указатели .— 2006 .— 677 с.
Институции Юстиниана [Текст] / пер. с латин. Д.Р. Расснера ; под ред. Л.Л. Кофанова, В.А. Томсинова .— М. : Зерцало, 1998 .— 400 с. — (Памятники римского права) .
основная литература:
Дождев, Д. В. Римское частное право [Текст] : учебник для юрид. вузов и фак. / Д. В. Дождев ; под общ. ред. В. С. Нерсесянца .— 2-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : Инфра-М, 2000 .— 784 с.
Новицкий, И. Б. Основы римского гражданского права [Текст] : учебник для вузов / И. Б. Новицкий .— М. : Зерцало, 2000 .— 400 с.
Римское частное право [Текст] : Учебник / Под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского .— М.: Юриспруденция, 2005 .— 448 с.
дополнительная литература:
Богатых, Е. А. Гражданское и торговое право: от древнего римского к современному российскому [Текст] : Учебное пособие / Е. А. Богатых. — М.: Контракт, 2000. — 352 с.
Кривцов, А. С. Абстрактные и материальные обязательства в римском и в современном гражданском праве [Текст] / А. С. Кривцов .— М. : Статут, 2003 .— 314 с. — (Классика российской цивилистики) .
Муромцев, С. А. Гражданское право Древнего Рима [Текст] / С. А. Муромцев .— М. : Статут, 2003 .— 685 с. — (Классика российской цивилистики) .
Полдников, Д. Ю. О значении некоторых терминов римского договорного права [Текст] / Д. Ю. Полдников // Известия высших учебных заведений. Правоведение : научно-теоретический журнал .— СПб., 2010 .— № 2 .— С. 153-166 .
Полдников, Д. Ю. Понятие гражданско-правового договора (современная доктрина и её исторические истоки) [Текст] / Д. Ю. Полдников // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. — 2006 .— №4 .— С. 73-86 .
Полдников, Д. Ю. Истоки современного понятия гражданско-правового договора / Д.Ю. Полдников [Текст] // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. — 2006 .— №5 .— С. 94-112 .
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Тема 1. Следует заострить внимание на принципиальном отличии частного права от публичного и только, исходя из этого, формулировать понятия. Для периодизации развития римского права требуется анализ, содержащий элементы сравнения периодов развития римского государства и права, следует выявить сходства и различия, определить их причины. Обратите внимание на то, что в отличие от других правовых систем, в римском праве существует не процесс вычленения из общей системы отдельных элементов, а наоборот, основные системы частного права с течением времени сливаются.
Рецепция римского права представляет собой уникальное явление в европейской правовой истории, поэтому обратите внимание на причину и ход рецепции, а главным образом, на значение рецепции для европейского права.
Тема 2. Изучение этой темы потребует от студента дополнительных усилий, так как предполагает работу с историческими источниками и литературой. Первое знакомство с источниками римского права, с их структурой и особенностями пока заключается в том, чтобы определить, как ими пользоваться и где найти нужную информацию. Особое внимание должно уделяться «Законам XII Таблиц».
При рассмотрении вопросов об источниках не стоит ограничиваться только их перечислением и подробной характеристике каждого вида. Здесь нужно обратить внимание на процесс их эволюции. Выясните, как разные виды источников уживаются в различные периоды развития права, как они устаревают с течением времени и окончательно теряют свое значение. Следует выявить причины кодификации, вкратце осветить ее первые попытки, обратить внимание на этапы и результаты кодификации.
Тема 3. Определите, в каких случаях осуществление права могло ограничиваться законом. При рассмотрении вопроса о судоустройстве следует заострить внимание на том, что специализированных судебных органов в Риме не существовало. Используя материал лекции, учебной и дополнительной литературы, обозначьте особенности судоустройства в Риме, оформив этот материал в виде схемы.
Подумайте, насколько целесообразно деление гражданского процесса на две стадии. Оцените одностадийное судопроизводство в экстраординарном процессе. Какая форма кажется Вам наиболее приемлемой? При ответе на вопрос о стадиях гражданского процесса следует отметить, что на определенном этапе они прекращают свое существование в силу разных причин.
Изучите материал по вопросу о формах гражданского процесса. Примените сравнительный метод анализа информации. Что Вам не понравилось в римском гражданском процессе, а что, наоборот, показалось интересным и эффективным?
Противопоставьте две группы средств защиты: иски и особые формы преторской защиты. Что на Ваш взгляд является более удобным и прогрессивным? Обоснуйте необходимость существования большого количества различных видов исков. В чем заключается значение института исковой давности?
При рассмотрении вопроса об исках не стоит ограничиваться только их перечислением и подробной характеристике каждого вида. Здесь нужно обратить внимание на самые распространенные виды исков, на критерии их классификации. Попробуйте оценить систему исков с точки зрения работника судебной системы современной России, что, на Ваш взгляд не утратило свое значение, и напротив, какие иски или их группы являются неактуальными сейчас и почему? Охарактеризуйте особые формы преторской защиты как альтернативные средства защиты и оцените их значение. Попробуйте сравнить их с современными средствами защиты.
В чем значение правового института исковой давности. Определите причины его появления, и скажите, почему он сформировался только в пост-классическом праве, а не раньше? Как используется исковая давность сейчас? Обоснуйте необходимость ее использования в различных отраслях права. С чем связан размер срока исковой давности и почему в Риме она была единой и длилась так долго?
Тема 4. Изучение этой темы играет огромную роль, так как формирует у студентов первые представления о правоспособности и дееспособности физического лица. Очень важно запомнить, что правоспособность приобретается с рождением свободного человека, а дееспособность только при достижении определенного возраста. Обратите пристальное внимание на все возможности ограничения правоспособности и дееспособности лица. Обозначьте подробно все группы лиц, ограниченных в правах.
Поработав с дополнительной литературой, составьте полный перечень прав римского гражданина. На какие логические комплексы он делится? Дайте характеристику правового статуса других категорий римского населения, обращая внимание в первую очередь на отсутствие того или иного права. Чем, на Ваш взгляд, вызвана такая неоднородность? Можно ли согласиться с мнением о том, что, наделяя правами гражданства всех жителей империи, римляне сами разрушили свою цивилизацию?
Существование рабства в античном мире являлось гарантом широких возможностей личностного развития. Уровень развития рабства соответствовал уровню развития государства, поэтому не случайно кризис рабства в императорскую эпоху усугубил системный кризис государства и перерос в кризис цивилизации. Рассмотрите все варианты отпущения раба на волю. Почему вольноотпущенники первоначально не могли быть приравнены к «свободнорожденным»?
Используя дополнительную литературу, проследите процесс зарождения юридических лиц в Риме. Охарактеризуйте их правовой статус, чем он отличался от статуса физического лица. Как Вы думаете, почему различные сообщества не играли заметной роли в хозяйственной жизни Рима?
Тема 5. Римская патриархальная семья имела ряд особенностей, однако не следует забывать, что в ходе римской истории она была подвержена кардинальным изменениям. В первую очередь, установился приоритет кровного родства. Во вторую очередь, власть домовладыки значительно ослабела.
Определите правовой статус законного брака. Какое место занимал законный брак в жизни римского гражданина? Почему способы заключения брака так напоминают приобретение собственности? Проследите улучшение положения женщины на примере формы брака с ограниченной властью мужа, опишите ее личные и имущественные права.
В чем смысл институтов опеки и попечительства над подвластными членами семьи? Оцените возможность использования пекулия. В чем правовое значение отцовской власти? Подумайте, почему усыновление было так популярно в Риме. Сравните права и обязанности родителей и детей в римском праве и в российской Конституции.
Тема 6.Этой теме следует уделить особое внимание, потому что основой римской правовой системы является частная собственность и другие вещные права. Рассматривая классификации вещей, следует закреплять примерами пройденный материал. Составьте для себя целый перечень, состоящий из парных вещей, согласно перечню классификации. В этом случае Вы никогда не ошибетесь при определении вида вещи и возможности ее применения.
Тема 7. Оцените значения института владения в римском праве. Помните, что долгое время владение не сопровождалось правом собственности и рассматривалось отдельно, как право владеть и пользоваться вещью. Подумайте, как соотносятся категории «владелец» и «собственник» в римском праве, в чем состоят сходные черты и различия права собственности и владения.
Оцените механизм защиты владения, обозначьте его характерные черты. Попытайтесь определить актуальность использования основных средств защиты в настоящее время.
Тема 8.Определите понятие права собственности с помощью правомочий собственника. Попытайтесь объяснить необходимость выделения исторических видов собственности, определите их правовой статус.
Составьте развернутую схему способов приобретения права собственности, определите, какие способы остались актуальными сейчас. Желательно произвести сравнительно-правовой анализ средств защиты права собственности в форме таблицы.
Тема 9. При изучении этой темы ответьте на следующие проблемные вопросы: Как ограничения права собственности повлияли на создание сервитутного права? Каковы особенности применения эмфитевзиса и суперфиция? Используя дополнительную литературу, перечислите все возможные способы их защиты.
Тема 10. В изучении этой темы наиболее важным является то, что римское наследственное право – это основа современного. Обратите внимание на следующие понятия: необходимое наследование, наследственная трансмиссия, выморочное наследство, завещательный отказ.
Рассмотрите виды и особенности завещаний в разных исторических эпохах. Изучите системы наследования по закону и определите правовые принципы построения этих систем. Чем отличается очередность наследования по закону в римском праве от современной системы наследования? В чем значение акта принятия наследства?
Тема 11. Обязательственное право остается на сегодняшний день наряду с вещным правом самой актуальной частью римского правового наследия. Римские юристы, не различая вещные и обязательственные права, тем не менее, создали основы теории обязательства и договора.
Используя материал лекции, учебную и дополнительную литературу, рассмотрите вопрос о видах обязательств в римском праве. Как Вы думаете, почему обязательства и по аналогии с ними договоры подразделялись на группы, пользующиеся исковой защитой, и, наоборот, с чем это было связано? Очень важен вопрос о сторонах в обязательстве и ответственности должника за неисполнение обязательства. Подумайте, насколько современны условия исполнения обязательства и способы его прекращения?
Тема 12. Договор является самым распространенным основанием возникновения обязательства и в Древнем Риме, и в современной России. Объясните, почему? Разграничьте условия действительности договора и условия его недействительности. Каким образом можно было признать недействительным тот или иной договор? Как соотносятся договор и сделка. В чем состоит механизм заключения договора.
Тема 13.Рассмотрите подробно все виды договоров в римском праве по следующей схеме: понятие, стороны, предмет договора, способ заключения, характерные условия для данного вида догов