Толкование правовых норм: необходимость, виды и способы.
В процессе реализации права и особенно в правоприменении важную роль играет толкование норм права. Дело в том, что прежде чем применить правовуюнорму, правоприменителю необходимо уяснить для себя, а в ряде случае и разъяснить другим ее подлинный смысл.
Цель толкования – правильное, точное и единообразное понимание и применение закона. Толкование норм права состоит из двух взаимосвязанных стадий – уяснение и разъяснение.
1. Толкование-уяснение – это процесс понимания смысла и содержания нормы, уяснения требований закона для конкретного правоприменителя («для себя»).
2. Толкование-разъяснение – это процесс объяснения смысла и содержания нормы права, доведения до других участников правоприменительного процесса государственной воли законодателя («для других»).
Существуют различные типологии процесса толкования норм права.
Критериями, позволяющими выявить виды толкования, выступают:
- субъекты толкования;
- способы толкования;
- результат (объем) толкования.
Субъектом толкования может выступить любое лицо, однако юридическое значение толкования, его обязательность для правоприменителей при этом будет неодинакова. Они зависят от правового положения субъекта, толкующего норму права. Итак, по субъектам толкование подразделяется на официальное и неофициальное.
Для официального толкования характерны следующие признаки:
- оно производится уполномоченными на то субъектами;
- официальное толкование излагается в определенном акте официального толкования и никогда не проводится устно;
- оно является юридически значимым, вызывает правовые последствия;
- оно имеет общеобязательное значение для всех субъектов права;
- официальное толкование направляет правоприменителей на единообразное понимание и применение законодательства.
В зависимости от органа, который дает разъяснение нормативно-правовых актов, официальное нормативное толкование подразделяется на два вида: аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное).
Аутентичное толкование дается органом, издавшим толкуемый нормативный акт (например, Палата представителей Республики Беларусь принимает законы и их же разъясняет). Специального полномочия для аутентичного толкования не требуется, так как оно вытекает из правотворческого полномочия органа. Легальным называется толкование, которое делается не законодательными органами, а по их поручению иными органами власти.
Казуальное толкование – это разъяснение смысла нормы права, даваемое компетентным государственным органом применительно к конкретному случаю (казусу). Казуальное толкование относится к официальному виду толкования, так как влечет за собой определенные правовые последствия. Оно формально обязательно только для конкретного дела и характеризуется однократным использованием. Казуальное толкование чаще всего содержится в мотивировочной части правоприменительного акта, например, судебного решения по гражданскому делу, в актах надзора юрисдикционных и административных органов.
Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, которое осуществляется не уполномоченными на то субъектами. Ими являются научные учреждения, ученые, адвокаты, политические партии и общественные организации. Любой гражданин вправе толковать закон. Но авторитет такого толкования зависит от уровня правовых знаний интерпретатора, от обоснованности и аргументированности его
Профессиональное толкование основано на знаниях в области права и политики и исходит от юристов-практиков. Так, разъяснение норм права осуществляют судьи, прокуроры, нотариусы, адвокаты, консультанты в судах, редакции юридических журналов в специальных консультациях.
Неофициальное толкование по форме выражения может быть как устным (юридические советы, рекомендации, даваемые на приеме граждан), так и письменным.
Способ толкования – совокупность однородных приемов и средств толкования, направленных на установление содержания правовых норм и уяснения выраженной в них воли законодателя в целях практической реализации норм права.
Основными способами толкования являются следующие: грамматический, систематический, историко-политический, логический, специально-юридический, телеологический, функциональный.
Результатом юридического толкования должны быть полная ясность и определенность, однозначность смысла правовой нормы. Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения действительного содержания правовой нормы («духа закона») с ее текстуальным выражением («буквой закона»). Соотношение «духа» и «буквы» закона позволяет говорить об объеме нормы права. По объему толкование норм права может быть буквальным, расширенным и ограничительным.
При буквальном (адекватном) толковании действительное содержание нормы, раскрытое в результате толкования, полностью соответствует буквенному тексту («дух закона» и «буква закона» совпадают). Большинство норм толкуются буквально, В качестве примера обратимся к нормативному положению ст. 71 Конституции Республики Беларусь: «Выборы не проводятся в период чрезвычайного или военного положения».
Расширительное (распространительное) толкование означает, что
действительный смысл юридической нормы, раскрываемый в результате
толкования, шире, чем ее словесное выражение. В данном случае «дух за-
кона» шире «буквы закона». Примером может служить ч. 3 ст. 21 Консти-
туции Республики Беларусь, в которой говорится: «Государство гаранти-
рует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, за-
конах и предусмотренные международными обязательствами государст-
ва». Действительный смысл этого правоположения шире, чем его тексту-
альное выражение, так как гарантии распространяются не только на зако-
ны, но и на акты законодательства.