Правовая система и ее структура. Основные правовые системы современности.

Понятие «национальная правовая система» является одним из наиболее широких по содержанию и включает в себя всю, без исключения, совокупность правовых явлений и процессов, действующих в какой-либо отдельно взятой стране.

Вместе с тем эти различные национальные системы права можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов), каждая из которых включает в себя несколько «родственных» (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.

Классификация Р. Давида который исходит из двух критериев, рассматриваемых и учитываемых в их совокупности:

1) юридико-технического критерия (источники права, структура действующего права, юридическая терминология, правовые принципы, концепции, конструкции, методы и практика работы юристов и т. д.);

2) идеологического критерия (философские, политические и экономические принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право).

С учетом приведенных критериев была предложена следующая классификация «правовых семей современного мира»:

1) романо-германская правовая семья;

2) семья общего права;

3) семья социалистических систем права;

4) религиозные системы (мусульманское право).

Романо-германская правовая семья. Романо-германская (континентальная) правовая семья включает в себя национальные системы права стран континентальной Европы – Франции, Германии, Италии, Испании, скандинавских стран, а также ряда неевропейских стран, сформировавшиеся в русле основных идей и конструкций романо-германской правовой семьи.

Формам национального права, входящим в романо-германскую правовую семью, присущи единые исторические корни и основополагающие общие правовые принципы, что предопределило и целый ряд других важных аспектов их сходства и общности.

Особенностью системы романо-германской правовой семьи является одинаковое понимание природы, смысла и значения нормы права как абстрактно-всеобщего правила поведения, регулирующего однородную совокупность общественных отношений.

Романо-германские кодексы, другие законы и подзаконные акты – это определенным образом систематизированные (в той или иной степени) комплексы абстрактно-общих правовых норм.

Основной источник права во всех национальных системах права романо-германской правовой семьи – закон. Законы принимаются высшим представительным органом или путем референдума.

Обычай играет в системе источников романо-германского права в основном вспомогательную роль, дополняя в необходимых случаях действующее законодательство.

Правовая семья англо-саксонского общего права. Эта правовая семья включает в себя национальные системы права Англии, США, Север-

ной Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии. В нее входят и системы права ряда других азиатских и африканских стран – бывших английских колоний. По своему происхождению данная правовая семья восходит к английскому праву.

Общее право сложилось в виде совокупности судебных решений-прецедентов. В этом смысле можно сказать, что общее право – это совокупность казусных правил, лежащих в основе конкретных судебных решений, которые имеют значение прецедента, обязательного для других судов при разрешении аналогичных дел.

В процессе формирования общего права королевские суды использовали некоторые положения местных правовых обычаев, преобразуя и приспосабливая их к строгим требованиям новой судебной процедуры и процессуальной формы.

Судья, решая дело, обязан следовать имеющемуся прецеденту. В Англии нет писаной конституции, и под «английской конституцией» имеется в виду совокупность норм закона и прецедентного права, определяющих систему и правомочия органов государственной власти, права и свободы подданных.

Подзаконные акты («во исполнение закона») издаются органами исполнительной власти лишь в порядке реализации правомочий, делегированных им парламентом. При этом суды обладают правом в надлежащих случаях отменять акты исполнительной власти.

Право США, как и английское право, – это прежде всего право судебной практики, то есть прецедентное право. Законы и подзаконные акты играют вспомогательную роль в качестве дополнения к прецедентному праву.

Семья исламского права. Под «исламским (мусульманским) правом» (шариатом) имеется в виду правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда (VII в.). Шариат («путь следования») – это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим, то есть совокупность предписаний о том, что они должны делать и чего они не должны делать. В основе шариата, как и других религиозно-нормативных систем (индусского права, иудейского права, права ряда стран Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.

Источниками мусульманского права являются: 1) Коран – священная книга ислама и основа мусульманского права; 2) сунна – совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение; 3) иджма – общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама; 4) кияс – суждение по аналогии в вопросах права.

После достижения независимости развитие национального права продолжалось на базе уже сформировавшихся в этих странах соответствующих европейских систем права. Вместе с тем рост национального сознания освободившихся народов способствовал изменению политики замены традиционных обычаев европейскими системами права. Появилась тенденция увязать процесс модернизации государственно-правовых форм со своими национальными ценностями, что повлекло признание обычного права самостоятельным источником национального права в ряде независимых африканских государств, а также интеграцию некоторых норм и институтов обычного права с действующими положениями европейского права.

Наши рекомендации