Вопрос №68.Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.
Действие нормативно-правовых актов по лицам означает их применимость к определенным категориям cубъектов права. То есть речь идет об определении того круга лиц, на который распространяется юридическая сила правовых норм, содержащихся В соответствующем нормативно-правовом акте. По общему правилу нормативно-правовые акты государства действуют в отношении всех лиц, находящихся на его территории. Это В первую очередь касается граждан данного государства, лиц с двойным гражданством, граждан иностранных государств, или без гражданства, А также всех организаций, функционирующих на территории государства. Так, например, нормы избирательного закона РБ не действуют В отношении граждан, признанных судом недееспособными, лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы,
Некоторые нормативно-правовые акты могут распространять свое действие лишь на определенные категории лиц, органов, организаций. Так Закон РБ "О милиции" действует в отношении только органов милиции. Некоторые акты действуют только в отношении пенсионеров, военнослужащих. Например, иностранцы и лица без гражданства не могут выполнять обязанность по несению воинской службы , поскольку она возлагается, только на граждан Беларуси. Не могут они состоять и на службе В ОВД, Занимать ряд государственных должностей. Они не могут участвовать в формировании выборных государственных органов, они не могут избирать и быть избранными в эти органы, равно как и быть участниками референдума .
Во-вторых, в соответствии с международными соглашениями главы государств и правительств, сотрудники дипломатических представительств иностранных государств /послы, посланники, поверенные в делах, советники, военные атташе, секретари/, члены их семей и некоторые другие иностранные граждане пользуются так называемыми дипломатическим иммунитетом. ОН состоит в том, что эти лица пользуются личной неприкосновенностью. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.
ВОПРОС № 67. Понятие и оновные требования ююридической техники.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА - это совокупность /комплекс / приемов, способов, правил разработки, оформления, опубликования их систематизации и эффективности, Это весьма сложное, многоаспектное правовое явление, относящееся как к приемам организации правового материала, его конструирования, так и к юридическому языку, юридической терминологии, к внешнему оформлению актов.
В процессе этой работы должны - соблюдаться требования обеспечения внутренней логики акта, преемственности, взаимосвязи новых и предшествующих правоустановлений, отсутствия повторений, противоречий, полное и всестороннее отражение в актах соответствующего содержания; установление пределов и порядка использования правового материала, изданного по этому вопросу ранее, четкое указание на акты, статьи, пункты, теряющие силу с принятием нового правового решения.
К юридическому языку, к терминологии предъявляются такие требования, как ясность, доступность, строгость, лаконичность стиля, точность формулировок, терминов, не допускающих двоякость их понимания, единство терминологии, использование общепризнанных, устоявшихся понятий, их четкая взаимосвязь. В правовых актах не принято использовать образные сравнения, эпитеты, метафоры. Обычно сложные специальные юридические и иные термины получают расшифровку.
Оформление и структура актов также должны соответствовать определенным требованиям. Это в первую очередь касается реквизитов: наименование акта /закон, указ, постановление/, его заголовка / о гражданстве, об аренде/, наименование органа, его издавшего, наличие официальных подписей, даты". Законы обычно подразделяются на статьи, а правительственные ведомственные акты местных органов и др. - на пункты. Если акт достаточно крупный, объемный, то в нем должно быть деление на части /общая, особенная/, разделы, главы. В таких крупных актах даются преамбулы, т.е. вводные части, где указываются цели, задачи, мотивы их принятия.
Юридическая техника играет исключительно важную роль и используется как в процессе создания правовых актов, так и в процессе их систематизации'. Процедура принятия и систематизации нормативно-правовых актов, но распространяется и на сферу правоприменительной деятельности.