Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятия и задачи.
Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятия и задачи.
К правоохранительной деятельности следует относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов являются: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Основные направления (функции) правоохранительной деятельности.
Функции правоохранительной деятельности:
- конституционный контроль;
- правосудие;
- организационное обеспечение деятельности судов;
- прокурорский надзор;
- выявление и расследование преступлений;
- оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.
Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию.
Преодолению трудностей при изучении юридической базы, на которую опирается система правоохранительных органов, призвана содействовать классификация правовых актов, которые в совокупности образуют эту базу.
1.Общего характера;
Непосредственное значение для определения сути и направленности всех правоохранительных функций и устройства соответствующих органов. (Конституция РФ)
2.О судебной власти, правосудии и судах;
Конституционный контроль и правосудие. (Закон о судоустройстве)
3.Об организационном обеспечении деятельности судов и органах юстиции;
(Положение о Министерстве юстиции РФ и Основы законодательства РФ о нотариате)
4.О прокурорском надзоре и органах прокуратуры;
(Закон о прокуратуре)
5.Об организации выявления и расследования преступлений;
(Закон о прокуратуре, о милиции, федеральных органах налоговой полиции, оперативно розыскной деятельности)
О юридической помощи и ее организации.
(Положение об адвокатуре РСФСР)
Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению.
1.Конституция РФ;
2.Федеральные законы;
3.Указы и распоряжения Президента РФ;
4.Постановления и распоряжения Правительства РФ;
5.Акты министерств и ведомств;
6.Разъяснения Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда;
7.Постановление Конституционного Суда.
Значение Конституции РФ для правоохранительных органов.
Значение конституционных предписаний заключается, наряду с прочим, в том, что они имеют по отношению ко всем правовым актам, издаваемым в РФ, высшую юридическую силу, являются обязательными не только для граждан и государственных органов, применяющих законы, но и для тех, кто издает их.
Понятие судебной власти и ее признаки.
Судебная власть это реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы.
Из этого определения следует, что понятию судебной власти свойственно, по крайней мере, два компонента: во-первых, данная власть может реализоваться только специально создаваемыми государственными учреждениями-судами; во-вторых, у этих органов должны быть свои, присущие только им способности и возможности воздействия. Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы. Их нельзя изолировать друг от друга или противопоставлять.
Понятие и сущность правосудия. Его задачи.
Правосудие можно определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость судебных решений.
Принципы осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом, судом.
Конституция РФ статья 19:
1.Все равны перед законом и судом.
2.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Принцип законности.
Конституция РФ статья 15:
2.Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Если суд при разбирательстве конкретного дела установит, что какой-то акт государственного или иного органа противоречит закону, то но вправе принять решение, руководствуясь не этим актом, а законом.
Данный принцип конкретизирован и развит во многих законодательных актах и ряде международных соглашений, обязательных к исполнению на территории РФ.
Задачи и система военных судов . Требования к кандидатам на должность военного судьи.
Задачи военных судов в значительной мере сходны с задачами общих судов. Как и все правоохранительные органы, они призваны в соответствии со ст.1 Закона о безопасности участвовать в охране личности- ее прав и свобод, общества - его материальных и духовных ценностей, а также государства- его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности. Подобно иным органам судебной власти, военные суды наделяются полномочиями, свойственными данной ветви государственной власти. На них возложены отправление правосудия, проверка правомерности решений и действий должностных лиц, затрагивающих права и свободы военнослужащих и граждан, приравненных к ним.
Кандидаты на должности военных судей сдают квалификационные экзамены комиссиям не при местном органе юстиции, а при военных судах округов, флотов, групп войск или видов Вооруженных Сил РФ; военный судья в отличие от судьи общего суда не может оставаться в своей должности по достижении предельного возраста для пребывания на военной службе.
Военные суды:
- высшее звено : Военная коллегия Верховного Суда РФ.
- среднее звено : Суды военных округов, флотов, видов Вооруженных сил и групп войск.
- основное звено: Суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов.
Компетенция военных судов.
К ведению военных судов относится рассмотрение гражданских и уголовных дел. В этом их существенное сходство с судами общими. Однако дела, которые могут попасть на рассмотрение военных судов, имеют свои особенности.
Гражданские дела лишь при следующих условиях:
-когда речь идет о возмещении ущерба, причиненного преступлением.
-если гражданское дело возникло и подлежит рассмотрению там, где в силу каких-то обстоятельств не действуют общие суды.
-когда возникает вопрос о законности действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц, а также когда вызывает сомнения законность правового акта, принятого такими органами и должностными лицами.
Подведомственность уголовных дел военным судам в значительной мере предопределяется принадлежностью лица, привлекаемого к уголовной ответственности, к числу граждан, считающихся военнослужащими.
Организация милиции в РФ.
Основным звеном в структуре Министерства внутренних дел РФ является милиция, предоставляющая собой систему государственных органов исполнительной власти и призванная обеспечивать личную безопасность граждан, предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения, раскрывать преступления, охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность, оказывать(в пределах своей компетенции) помощь гражданам, должностным лицам, предприятиям, организациям и учреждениям в осуществлении их прав и законных интересов..
Милиция в РФ подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности(местную милицию) и подчиняется Министерству внутренних дел РФ, министерствам внутренних дел республик, входящих в состав России.
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей.
Конституция РФ статья 119:
Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность прокурора и следователя. Порядок назначения их на должность и освобождения их от должности.
Прокурорами и следователями могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности. При назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до шести месяцев. На должности помощников прокуроров и следователей в прокуратурах районов (городов) в качестве исключения могут быть назначены лица, обучающиеся в высших юридических заведениях. Лицо, впервые назначаемое на должность, принимает присягу.
На должность районного, городского прокурора, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж прокурорской или следственной работы в органах прокуратуры не менее трех лет.
Полномочия прокурора по осуществлению надзора за органами оперативно-розыскной деятельности (ОРД), следствия и дознания.
Полномочия прокурора в этой области надзора устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими законодательными актами РФ, приказами и другими актами Генерального прокурора, в частности Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в РФ». К предмету надзора отнесено исполнение закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В случае нарушения органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов граждан прокурор обязан принять меры по устранению этих нарушений, восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного ущерба в соответствии с законодательством РФ. Характерным отличием этой отрасли прокурорского надзора является то, что здесь прокурор обладает властно-распорядительными полномочиями: он не только выявляет нарушения закона, но и устраняет их своей властью.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и следователем определены ст.25, 116, 211-217 УПК.
Согласно этим нормам прокурор обязан во всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они не исходили. В пределах своей компетенции прокурор требует от органов дознания и следователя для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе расследования, отменяет незаконные и необоснованные постановления, дает письменные указания о расследовании преступлений, избрании, отмене или изменении меры пресечения; поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, обыске, розыске лиц, совершивших преступление и т.д.
Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности». Общие положения, структура.
Частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.
Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно - розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания.
Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция РФ, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты РФ.
Порядок назначения судей Конституционного суда. Требования предъявляемые к кандидатам в судьи Конституционного суда.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по представлению Президента РФ. Судьей КС РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Правовой статус адвоката.
Права и обязанности адвокатов, выступающих в качестве защитников по уголовным делам и делам об административных правонарушениях и представителей по гражданским делам, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством, которое также совершенствуются в плане его дальнейшей демократизации. При осуществлении правосудия адвокаты, представляя стороны в процессе, помогают суду всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства по делу и принять правильное судебное решение. Действуя в строгом соответствии с законом, адвокаты способствуют укреплению законности, воспитанию граждан в уважении к праву, закону, соблюдению правил общежития и дисциплины труда, уважению к правам, чести и достоинству других граждан. (смотри билет 106)
Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятия и задачи.
К правоохранительной деятельности следует относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов являются: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.