Элементы (уровни), состав, структура правовой культуры
Элементы (уровни) правовой культуры:
· Уровень правосознания участников общественных отношений. Выступает функциональной единицей правовой культуры, ее активным ядром. Воздействие правовой культуры на элементы правовой системы, на механизм правового регулирования общественных отношений зависит: от уровня правосознания субъектов, их убеждений; освоения ими феноменов ценности прав и свобод человека, правовых процедур при разрешении споров и поисков компромисса; степени информированности населения в правовых вопросах, юридической грамотности, эмоциональности, психической настроенности к закону, суду, соблюдения правовых предписаний; обретенных навыков активного правомерного поведения зависит.
Следует отметить, что уровень правосознания некоторых должностных лиц и индивидов в Беларуси находится не на должной высоте, о чем свидетельствуют совершаемые ими преступления и иные правонарушения в различных сферах хозяйственной жизни, коммунальных служб и т. д. Особую тревогу вызывает факт, что 50 % преступлений во всех областях в Беларуси совершается подростками.
В настоящее время государством разработана комплексная Государственная программа по совершенствованию повышения правовой культуры белорусской молодежи.
· Уровень развития правовой деятельности. Включает следующие виды:
– теоретическая деятельность ученых-юристов;
– образовательная деятельность студентов, курсантов, слушателей юридических академий, вузов, школ, колледжей;
– деятельность юристов-профессионалов, занимающихся правотворчеством и осуществляющих применение права.
Для теоретической деятельности некоторых юристов-ученых в Беларуси свойствен пассивный юридический нигилизм, выражающий неуважение к науке «Общая теория государства и права». Это отразилось на попытках в некоторых вузах отменить госэкзамен для студентов по этой дисциплине, ориентировать студентов на подготовку дипломных и курсовых работ только по уголовно-правовым
и гражданско-правовым дисциплинам. Данная позиция использовалась юристами-практиками, полагающими, что теория государства
и права как наука и учебная дисциплина не нужна. Недооценка при составлении Уголовно-процессуального кодекса общей теории права, в частности одного из разработанных теоретиками права принципа правотворчества – исполнимости (учет кадров, наличие финансов, организационных моментов и т. д.), привела к дестабилизации деятельности судебных органов при введении в 1999 г. этого кодекса
в действие, к отмене около 90 его статей.
Негативное отношение к общей теории государства и права как к науке и учебной дисциплине вызвано и тем, что монографии, статьи, лекции, учебники и пособия специалистов в этой области,
а также специалистов в области профилирующих, специальных и прикладных юридических наук носят нередко строго академический характер, оторваны от практики. Ученые сами не организуют и не участвуют в крупных социально-правовых исследованиях. Отметим, что не всегда используются аналитические материалы Пленумов, Конституционного, Верховного, Высшего хозяйственного судов
Республики Беларусь, не изучаются должным образом жалобы граждан в органы прокуратуры, адвокатуры, в нотариаты и др.
В Белорусском государственном университете на базе юридического факультета создан Центр повышения квалификации практических работников: судей, прокуроров, адвокатов и т. д., что имеет большое значение для повышения правовой культуры и совершенствования профессионализма этих работников.
· Уровень развития системы юридических актов (документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества). Наиболее важен для оценки правовой культуры уровень систематизации нормативно-правовых актов. Любой нормативно-правовой акт должен быть: совершенным с точки зрения юридической техники; кратким;
ясным; опубликованным в доступном для населения источнике.
В Национальном центре правовой информации проводится большая работа по созданию Справочных систем, позволяющих быстро ознакомиться с действующим законодательством зарубежных стран. Это будет способствовать повышению уровня правовой культуры белорусского общества.
При определении правовой культуры общества следует учитывать развитие системы индивидуальных правовых актов – решения, приговоры и определения судов, акты прокуроров, постановления следователей, нотариальные документы, речи адвокатов и составленные ими документы, акты в административной сфере, договоры в хозяйственном обороте и т. д.
Состав правовой культуры. Три упомянутых уровня правовой культуры образуют ее состав. Он представляет собой достаточную совокупность элементов для нормального процесса функционирования правовой культуры любого общества, включая белорусское.
Структура правовой культуры. Под ней понимают целесообразные связи между элементами, которые проявляются через взаимодействие этих элементов (рисунок 21).
Рисунок 21 – Сущность правовой культуры, ее элементы (уровни),
состав, структура
Высокий уровень правосознания членов общества влияет на качество всех видов правовой деятельности в реальной жизни, на соблюдение законности и упрочение правопорядка. Этому способствует и высокий уровень систематизации правовых документов, позволяющий членам общества получать быстро и оперативно необходимую юридическую информацию.
Существуют прямые и обратные связи между всеми элементами правовой культуры. В общей теории государства и права выделяют следующие проявления культуры: правовые идеи, правовые нормы, правовые поступки и правовые учреждения.
Виды правовой культуры.Правовая культура подразделяется на следующие виды: правовая культура общества в целом; правовая культура индивида; правовая культура социальных общностей (классов, наций, народов) и цивилизаций.
По степенипознаниянорм права и их использования в юридической практике выделяют следующие виды правовой культуры:
· обыденная;
· культура юристов-профессионалов;
· научная, теоретическая.