Классификация институтов права
И отраслей права
Институты и отрасли права можно классифицировать по различным критериям: по сфере распространения; по правовому характеру; по функциям регулирования (рисунок 9).
Рисунок 9 – Классификация институтов права
По сфере распространенияинституты права разграничивают на: отраслевые (институт трудового договора в трудовом праве, институт лишения свободы в уголовном праве); комплексные, или межотраслевые (институт частной собственности, институт сроков давности привлечения к уголовной ответственности).
По правовому характеру: материальные (институт трудового договора, институт лишения свободы, институт купли-продажи); процессуальные (институт расследования уголовного дела в кассационной инстанции).
По функциям регулирования: регулятивные (институт купли-продажи, институт референдума); охранительные (институт трудового договора, институт лишения свободы).
Отдельные институты права характеризуются по всем критериям классификации. Например, институт частной собственности можно рассматривать как межотраслевой, материальный, регулятивный; институт лишения свободы – отраслевой, материальный, охранительный.
Рисунок 10 – Классификация отраслей права
Отрасли права классифицируют по сферам распространения (отраслевые; комплексные, или межотраслевые); по правовому характеру (материальные – конституционное право, административное, уголовное, гражданское, семейное и т. д., которые регулируют общественные отношения; процессуальные – уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право, которые регулируют процедуру рассмотрения споров на основе норм материального права в случае их нарушения); по целям (регулятивные; охранительные); по сфере регулирования (публичные; частные) (рисунок 10).
Отрасли права разделяют на два крупных блока: публичное право и частное право.
Публичное право включает:
1) предмет правового регулирования – сфера государственного управления;
2) авторитарный метод воздействия на регулируемые общественные отношения;
3) отрасли права: конституционное, административное, уголовное, финансовое, таможенное и др.
Частное право включает:
1) предмет правового регулирования – общественные отношения между частными лицами;
2) диспозитивный метод воздействия на регулируемые общественные отношения;
3) отрасли права: трудовое, семейное, гражданское.
Основные отрасли права в Республике Беларусь.В Республике Беларусь сложились следующие основные отрасли права Национальной системы права:
· отрасли публичного права: конституционное право; административное право; финансовое право; земельное право; уголовное право; уголовно-исправительное право;
· отрасли частного права: гражданское право; трудовое право; семейное право и др.
Все отрасли права занимают определенное место в системе права, взаимосвязаны (рисунок 11).
Центральный круг (1-й круг) в системе права Беларуси занимает конституционное право – нормы права, регулирующие наиболее важные общественные отношения, которые касаются основ общественного и государственного строя. В системе норм этой отрасли права закреплены основные права, свободы и обязанности граждан Беларуси, основы избирательной системы, системы государственных органов, а также
основы финансово-кредитной системы.
Обозначения:
· 1-й круг: в центре – конституционное право – базовая отрасль системы права.
· 2-й круг: справа – базовые профилирующие отрасли публичного права; слева – базовые профилирующие отрасли частного права.
· 3-й круг: справа – отпочковавшиеся или вновь появившиеся отрасли базовой профилирующей отрасли публичного права; слева – отпочковавшиеся или вновь появившиеся отрасли базовой профилирующей отрасли частного права.
· 1, 2, 3-й круги – отрасли материального права.
· 4-й круг – отрасли процессуального права; справа – обслуживающие отрасли материального публичного права; слева – обслуживающие отрасли материального частного права.
· 5-й круг – отрасль конституционного процессуального права, обслуживающая все отрасли права (базовые, профилирующие материального и отрасли процесса процессуального права).
Рисунок 11 – Структура Национальной системы права
Республики Беларусь
Второй круг составляют основные профилирующие отрасли права, являющиеся базовыми для отпочковавшихся отраслей права
и новых отраслей права, то есть гражданское, уголовное и административное право.
Гражданское право – базовая, профилирующая отрасль права по отношению к таким отраслям, как трудовое право, семейное право, хозяйственное право, предпринимательское право.
Уголовное право – базовая отрасль для отрасли – уголовно-исправительное право.
Административное право – система норм права, регулирующая отношения, сложившиеся в сфере государственного управления: деятельность государственных органов исполнительной власти; отношения, складывающиеся между этими органами; отношения между этими органами и гражданами. Включает отрасли: финансовое право; земельное право; налоговое право; таможенное право. В нормах административного права определены основные принципы организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов государства и принцип ответственности государственных органов
и государственных служащих в случае совершения ими административных правонарушений. Основной источник права этой отрасли – Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь.
Упомянутые отрасли права (публичного и частного) выступают отраслями материального права, поскольку предметом их регулирования является определенная область общественных отношений.
Третий круг объединяет финансовое, семейное, трудовое, уголовно-исправительное, земельное и другие виды права.
Финансовое – отрасль права, регулирующая отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности, связанной со сбором и распределением денежных средств.
Семейное – система норм права, регулирующая личные и имущественные отношения между супругами, между родителями и детьми, условия заключения и расторжения брака и его юридические последствия, порядок усыновления (удочерения) и его последствия, а также отношения в сфере опеки и попечительства. Нормы семейного права содержатся в Семейном кодексе Республики Беларусь.
Трудовое – система норм права, регулирующая общественные отношения, сложившиеся в сфере наемного труда в государственных и негосударственных учреждениях. В нормах трудового права, содержащихся в Трудовом кодексе, определены условия заключения трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, трудовой дисциплины, виды ответственности за трудовые правонарушения.
Уголовно-исправительное – система норм права, регулирующая отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание, назначенное судом. В нормах права этой отрасли определены порядок и условия отбывания наказания лицами, осужденными судом. Нормы права этой отрасли содержатся в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь.
Земельное – отрасль права, регулирующая отношения, складывающиеся в сфере управления земельными ресурсами в целях их рационального использования.
Четвертый и пятый круги объединяют отрасли процессуального права, регулирующие соответствующие отрасли материального права.
Шестой круг это конституционное процессуальное право, которое обслуживает все отрасли материального и процессуального права.
Главный источник для всех отраслей права – Конституция
Республики Беларусь, обладающая наивысшей юридической силой.
Основной метод правового регулирования в отраслях публичного права – императивный; в некоторых отраслях права применяются диспозитивный метод, метод автономии (конституционное право, финансовое право, земельное право). В отраслях частного права превалирующим является диспозитивный метод, но могут
использоваться иные.
Отрасли частного права обслуживаются уголовно-процес-суальным правом. В послевоенный период в условиях перехода к рыночной экономике выделились отрасли: хозяйственное право и хозяйственно-процессуальное право. Хозяйственное право это материальное право, его нормы содержатся в Хозяйственном кодексе
Республики Беларусь, а нормы хозяйственно-процессуальной отрасли – в Хозяйственно-процессуальном кодексе.
Отрасли уголовного права и уголовно-исполнительного права обслуживаются нормами уголовно-процессуального права, определяющими порядок рассмотрения уголовных дел.
В Беларуси имеется такая отрасль, как административно-процессуальное право, но отсутствует Высший административный суд, как и в странах Европейского союза (Франции, ФРГ и др.).
Отсутствуют в Беларуси, как и в странах ЕС, трудовое процессуальное право и Высший трудовой суд. Все дела в подобных случаях
в республике рассматриваются в обычных судах, и высшим судебным органом выступает Верховный суд Республики Беларусь.
Особое значение в современных условиях получила новая отрасль – информационное право, которая является комплексной. Ее нормы содержатся во многих отраслях публичного и частного права.
14.3. Система права и правовая система:
Соотношение понятий
Основные подходы к понятию правовой системы.Сложившаяся в обществе система права не остается неизменной.
С изменением и усложнением связей и отношений между людьми
в обществе в Беларуси возникли новые отрасли права: предпринимательское, таможенное, экологическое, банковское, космическое,
информационное, хозяйственное право, которое отделилось от гражданского права в самостоятельную отрасль права. В составе информационного права выделились компьютерное право; информационное право граждан; право массовой информации; институт свободы информации.
Проблемы системообразующих связей в праве юридической наукой фундаментально не исследованы. Продолжаются дискуссии относительно предмета и метода правового регулирования. Одни авторы учебников по теории государства и права традиционно ограничиваются рассмотрением понятия «система права» (В. В. Гущин, С. А. Комаров, Л. И. Спиридонов, В. Н. Хропанюк, В. М. Сырых). Другие наряду с понятием «система права» предусматривают понятие «правовая система». Однако, касаясь классификации правовых систем, выясняя критерии такой классификации, не объясняют семантику правовой системы, ее признаки, элементы, состав (Р. З. Лившиц, М. Н. Марченко и др.). Третьи полагают, что понятия «система права» и «правовая система» – слова-синонимы, выражающие разные уровни права (С. Г. Дробязко).
В настоящее время большинство правоведов эти понятия разграничивают, подчеркивая, что «правовая система» и «система права» соотносятся между собой как целое и часть, что понятие «правовая система» более широкое, охватывающее не только нормативную систему, ее источники, но и правосознание, юридическую науку, юридическую практику правотворчества, систематизацию законодательства, правоприменения, толкования, договорную, нотариальную, следственную и т. д. (А. Ф. Черданцев).
Российские правоведы А. Ф. Черданцев и А. В. Малько справедливы в том, что понятие «правовая система» позволяет охватить все правовые явления во взаимодействии. Рассматривая правовую систему в развитии, российские правоведы В. Д. Перевалов и В. И. Леушин характеризуют правовую систему как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями и используемый ими для достижения своих целей. Авторы аргументируют, что все элементы правовой системы конкретного общества в одно время, в одном пространстве находятся во взаимосвязи и отношениях.
Отмечая связь права как системы юридических норм со всеми правовыми явлениями, существующими в обществе, В. Д. Перевалов и В. И. Леушин ввели в научный оборот понятие следующих уровней правовой системы: субъектно-сущностный, интеллектуально-психологический, нормативно-регулятивный, организационно-деятельный и социально-результативный.
Субъектно-сущностный уровень. Подчеркивает значение субъектов права в качестве необходимых материальных системообразующих элементов правовой системы; то, что именно человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обладающие правами и несущие обязанности, выступаютреальными элементами правовой системы.
Интеллектуально-психологический уровень. Обращает внимание на необходимость формирования правопонимания и правосознания (индивидуального и общественного), чтобы субъекты права умели правильно воспринимать и оценивать правовую реальность и соответственно юридически грамотно поступать.
Нормативно-регулятивный уровень. Позволяет выделить главную социальную функцию права – регулирование общественных отношений, цели и пути правового воздействия на общество.
Организационно-деятельный уровень. Охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, виды правового поведения, правотворческую, правоприменительную деятельность государства и общества;
Социально-результативный уровень. Определяетрезультаты деятельности юридических норм, выясняет уровень правовой культуры, наличие реального правопорядка, законности[60].
При исследовании понятия «правовая система» заслуживает внимания введение российским правоведом В. Н. Протасовым в употребление терминов: «элемент правовой системы» (небходимая функциональная единица системы), «состав правовой системы» (достаточная совокупность элементов системы для нормального процесса правового регулирования общественных отношений), «структура правовой системы» (целесообразные связи между элементами, которые проявляются через взаимодействия элементов). Однако В. Н. Протасов не предложил конкретного разбора указанных им терминов и не пояснил, что является связующим звеном всех элементов правовой системы.
В. И. Леушин и В. Д. Перевалов считают, что необходимой функциональной единицей правовой системы является человек, все его объединения, государство в целом, обладающие правами и несущие обязанности, предусмотренные в общей системе юридических норм. Под достаточной совокупностью элементов правовой системы следует понимать правовые отношения, то есть реально оформленные юридические связи между субъектами права, а также правовую культуру, включающую такие понятия, как «правосознание», «деятельность субъектов», «деятельность органов государства», «правовые документы».
Рисунок 12 – Сущность и структура правовой системы
Связующее звено правовой системы – правопорядок.Правопорядок – основанный на праве порядок связей и отношений между людьми в обществе в процессе движения и удовлетворения их материальных, духовных благ и интересов.
Сущность, структура правовой системы и связи между элементами представлены на схеме (рисунок 12).
Правовая система общества – интегрированная совокупность взаимосвязанных, постоянно действующих сущностных элементов: субъектов права, правовой организации, правовых отношений, правовой культуры и правопорядка, необходимая для нормального, стабильного функционирования общества.
Соотношение понятий «система права» и «правовая система».Право как система норм права, будучи элементом правовой системы, оказывает влияние на все другие элементы правовой системы. Право оказывает влияние:
· на субъектов – строят свое поведение в рамках определенного законом их правового статуса (модели субъектных прав и юридических обязанностей);
· отношения субъектов – предписывает эти отношения надлежаще оформлять в рамках соответствующих юридических процедур;
· правовую культуру – акцентирует внимание субъектов на необходимость знания, понимания природы права и их активного правомерного поведения;
· саму правовую организацию (на себя как системного регулятора) – в нормах права учитываются синергетически складывающиеся новые общественные отношения и связи между людьми и устанавливаемые ими новые правила поведения.
В свою очередь право как система юридических норм испытывает на себе влияние других элементов правовой системы и среды (экономическое, духовное состояние общества, геополитический, международный и географический факторы, природные ресурсы и т. д.).
От степени участия субъектов права в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов, от уровня их правовой культуры зависит качество юридических норм, закрепляемых в институтах и отраслях права, их эффективная реализация в реальной жизни в интересах различных слоев населения.
14.4. Система права и система законодательства:
Соотношение понятий
Связь законодательства с системой права.«Система права» и «система законодательства» – понятия близкие. Они представляют две стороны одного феномена права объективного или, как его иначе называют, позитивного. Эти понятия взаимосвязаны, в то же время отличаются целевым назначением и строением. Они соотносятся друг с другом как содержание и форма. Элементы системы права (нормы права, институты права и отрасли права) содержат правовую информацию (содержание права) и обеспечивают действие права как информационно-регулятивной системы, а система законодательства является носителем правовой информации.
Система законодательства – расположение законодателем нормативно-правовых актов, обусловленное системой права и целями государственного управления в той или иной области общественной жизни (конституционное, гражданское, уголовное и т. д.).
Основные различия между системой права и системой законодательства:
· первичным элементом системы права является норма права; первичным элементом системы законодательства – нормативно-правовой акт. Составляющими элементами системы права являются нормы права, институты права, отрасли права; составляющими элементами системы законодательства служат нормативно-правовые акты, имеющие иное строение (разделы, главы, параграфы, пункты, подпункты, приложения и т. д.);
· система права складывается объективно, в соответствии с существующими общественными отношениями; система законодательства преимущественно субъективна, так как зависит от воли законодателя;
· система права выступает в качестве содержания (содержит правовую информацию); система законодательства – в качестве формы, то есть носителя этой правовой информации, обеспечивающего ее надежное хранение и использование.
Основные критерии разграничения системы законодательства на отрасли.Как и система права, система законодательства разделяется на отрасли законодательства по предмету правового регулирования общественных отношений (что регулируется) и методу правового регулирования (каким способом регулируются отношения). В отличие от системы права при разграничении законодательства применяется третий критерий – наличие кодификационных актов.
Основными отраслями законодательства, как и системы права, являются конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право и т. д.
В процессе развития и усложнения общественных отношений законодатель стал ориентироваться на правовое регулирование более узких общественных отношений (семья, труд, экология, предпринимательская деятельность и т. д.). Появилось множество новых отраслей законодательства, что вызвало необходимость их объединения. Первоначально возникли три крупные группы, регулирующие имущественные, управленческие и защитные отношения. С дальнейшим усложнением общественных отношений и появлением новых отраслей законодательства в юридической литературе выделились следующие блоки отраслей законодательства, регулирующих одну область общественных отношений.
Первый блок – отрасли законодательства, регулирующие экономику (гражданское законодательство, включая изобретательское законодательство; хозяйственное законодательство; законодательство об инвестициях; закон о предпринимательстве; финансовое законодательство, включая налоговое, патентное законодательство и др.).
Второй блок – отрасли, регулирующие социальное развитие (трудовое законодательство; авторское законодательство; законодательство о социальном обеспечении; жилищное законодательство; законодательство об образовании; законодательство о здравоохранении; брачно-семейное законодательство и т. д.).
Третий блок – отрасли законодательства, регулирующие охрану природы и окружающей среды (законодательства: о недрах; водное; сельскохозяйственное; о лесах; об охране животного мира; об охране атмосферного воздуха и др.).
Четвертый блок – отрасли, регулирующие охрану общественного порядка (законодательства: о судоустройстве; о прокуратуре; об органах безопасности и милиции; об адвокатуре; гражданском судопроизводстве; арбитражный процесс; уголовное; об административных правонарушениях; уголовном судопроизводстве и др.)
Пятый блок – законодательства: о международных отношениях; об обороне и внешней безопасности[61].
Предметы правового регулирования отраслей законодательства индивидуальны, но в то же время связаны, переплетаются, взаимно пересекаются. Так, возмещение вреда здоровью работника на производстве – часть гражданско-правового института возмещения вреда, а в трудовом законодательстве предусмотрена юридическая ответственность предприятия за нарушение правил охраны труда.
Отрасли законодательства систематизируют по разным основаниям.