Основные способы расположения нормы права

В источниках права

В юридической литературе выделяются три способа:

· прямой способ имеет место, когда норма права (гипотеза, диспозиция, санкция) изложена в одной статье нормативного акта;

· отсылочный способ имеет место, когда одна статья нормативного акта, содержащая один элемент нормы (например, диспозицию), отсылает к другой статье (или другим статьям) этого же нормативного акта, содержащей (содержащим) другие элементы нормы, то есть гипотезу, санкцию;

· бланкетный способ имеет место, когда статья отсылает не к конкретной статье этого же нормативного акта, а к другому виду нормативно-правового акта.

Следует иметь в виду, что гипотеза, диспозиция и санкция могут быть простыми, сложными, альтернативными, излагаться в разных статьях нормативного акта.

Способы расположения нормы права в нормативном акте зависят от целей и задач данного нормативного акта, его логики построения, экономности, доступности, расположения правового материала, удобства того или иного способа расположения нормы права, от воли и усмотрения самого законодателя.

Пример отсылочного способа содержится в ст. 79 (гл. 9, разд. II) Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, в котором указывается, что:

· при наличии обстоятельств, указанных в статьях 79 и 78 настоящего кодекса, судья обязан устраниться от участия в рассмотрении уголовного дела. По этим же основаниям может быть заявлен отвод государственным обвинителем, прокурором, частным обвинителем, обвинителем, его законным представителем, защитником, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями;

· отвод может быть заявлен до начала судебного заседания, если основание для отвода было известно до начала судебного заседания;

· позднейшее заявление отвода допускается в случаях, когда основание для него стало известным стороне, заявившей отвод после начала судебного следствия.

В приведенной статье содержится сложная диспозиция, состоящая из трех пунктов, а фактически более, если принять во внимание всех участников судебного заседания. Гипотеза излагается в статьях 77 и 78, к которой отсылает статья 79. Гипотеза также сложная, она излагается в двух статьях, предусматривающих несколько пунктов. В частности, ст. 77 состоит из двух частей и нескольких пунктов. В первой части указываются следующие обстоятельства, устраняющие судью от участия в рассмотрении уголовного дела: если он является по данному делу потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем (п. 2), или участвовал
по данному делу в качестве эксперта, специалиста, переводчика,
понятого и т. д. (п. 3) и другие обстоятельства (п. 1, 3, 4, 5). Во второй части ст. 77 подчеркивается, что в состав суда не могут входить лица, являющиеся родственниками.

В ст. 78 указываются следующие обстоятельства, не допускающие повторного участия в рассмотрении уголовного дела: если он ранее проверял законность задержания под стражу и домашнего ареста или продления срока задержания под стражей, домашнего ареста, не может участвовать в рассмотрении одного и того же дела в судах первой и второй инстанций или в порядке надзора (п. 1) и т. д.

В ст. 77–79 не упоминается санкция, она подразумевается, конкретизируется в других статьях этого же кодекса (разд. XI, гл. 40 ст. 2, 3).
В итоге применяемую норму права можно сформулировать таким образом: судом нарушено правило, предусмотренное диспозицией (ст. 79) при наличии обстоятельства, указанного в гипотезе (ст. 77), наступают неблагоприятные последствия: приговор (или решение суда) не имеет юридической силы (ст. 1), подлежит отмене и пересмотру в другом составе суда.

Пример бланкетной нормы содержится в ст. 317 (гл. 26, разд. Х) Уголовного кодекса Республики Беларусь. В ней изложены только гипотеза (если нарушены правила дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств) и санкции, которые варьируются от наказания в виде штрафа до лишения свободы в зависимости от того, совершены ли нарушения умышленно, по неосторожности и т. д. Сами правила поведения (диспозиция) изложены не в этом кодексе, а в другом нормативном акте – «Правила дорожного движения».

Классификация норм права

В юридической литературе правовые нормы классифицируются:

По форме предписания разделяются на: обязывающие (все обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь); запрещающие (нельзя украсть); уполномочивающие (право распоряжаться личной собственностью по своему усмотрению).

По юридической силе: законодательные (изложены в Законах, Кодексах, Декретах Президента); подзаконные (изложены в постановлениях Совета Министров, в приказах министров и т. д.).

По степени определенности: абсолютно-определенные (причинитель вреда обязан возместить причиненный ущерб); относительно-определенные (наказание предусматривает в виде лишения свободы от 2 до 12 лет); альтернативные (нарушения правил международных полетов, выразившиеся в несоблюдении разрешенных маршрутов посадки и т. п., наказываются штрафом или лишением свободы сроком до шести месяцев).

По территориальным пределам действия: общие, распространяющие действие на всю территорию (нормы Конституции); частичные, действующие на части территории (нормы, содержащиеся в постановлении Минского горисполкома распространяют действие на территорию г. Минска); локального действия (устанавливаются руководителем учреждения, предприятия).

По назначению: регулятивные, охранительные.

По кругу лиц: общие для всех граждан Республики Беларусь; специальные, касающиеся военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и т. д.

По способу изложения: отсылочные, бланкетные.

По времени действия: постоянные (Конституция Республики Беларусь); временные (Закон о Госбюджете на текущий год).

По отраслям права: конституционные; административные; уголовные; гражданские; семейные. Каждая отрасль права имеет свой предмет правового регулирования.

Нормы права разграничиваются на отрасли права в зависимости от предмета правового регулирования общественных отношений.

По предмету правового регулирования:

· императивные, содержащие властные предписания;

· диспозитивные, содержащие свободу усмотрения;

· поощрительные, стимулирующие социально-полезное поведение (премия, повышение в должности и т. д.);

· рекомендательные, предусматривающие наиболее приемлемый для общества и государства вариант поведения.

По функциональной роли: исходные, определяющие основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы (Преамбула Конституции Республики Беларусь); дефинитивные, содержащие определения конкретных юридических понятий: «преступление», «вина» и т. д.

Классификация юридических норм позволяет глубже понять их природу и назначение, их место и роль в системе правового регулирования общественных отношений.

Выводы

Нормы права как разновидность социальных норм имеют
специфические черты (признаки). Если представить систему права, то в основе ее в качестве самого «маленького» элемента лежит норма права. Сама норма также имеет определенную структуру. В качестве элементов нормы права с юридической точки зрения выделяют: гипотезу («если»), диспозицию («то») и санкцию («иначе»).

Норма права – абстрактное понятие. Как и любое правило поведения, норму права можно закрепить в одном или нескольких документах. Таким образом, в конкретном документе может быть закреплена лишь часть нормы (например, диспозиция), а другие части – подразумеваться или закрепляться в иных источниках права.

В источниках права нормы могут закрепляться различными способами. Выделяют прямой, отсылочный и бланкетный способы (подробнее об источниках права см. в теме 12).

Нормы права можно классифицировать по различным основаниям: по форме предписания (обязывающие, запрещающие, уполномочивающие); по юридической силе (законодательные, подзаконные); по степени определенности (абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные); по территориальным пределам действия (общие, частичные, локального действия) и т. д.

Наши рекомендации