Профсоюзы в политической системе
Белорусского общества
В условиях перехода к рыночной экономике, структурных и организационных перемен в белорусском обществе, банкротства предприятий и организаций, роста безработицы и других негативных явлений возросла роль профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений.
Центром профсоюзной жизни в Беларуси стала Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ) – самое мощное добровольное объединение граждан, в состав которого входит большинство профсоюзных организаций страны.
Согласно Закону о профессиональных союзах от 22 апреля 1992 г. профсоюзам Беларуси при проведении забастовок запрещено выдвигать политические требования (ст. 22). Однако они могут влиять на осуществление таких функций политической системы, как дистрибутивная, реагирования, регуляции и др. Дистрибутивная функция предполагает участие в распределении ценностей и ресурсов страны (мнение учитывается при выделении бюджетных средств на реализацию государственно-социальных программ); функция реагирования – учет импульсов, поступающих от различных социальных групп населения, в том числе профсоюзных работников, в сфере регулирования социально-трудовых отношений; функция регуляции – координация поведения индивидов нанимателей, профессиональных союзов и применение мер в отношении нарушителей трудового
законодательства.
По мере реализации экономических реформ меняется роль государства и профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений, постепенно сужается вмешательство государства в экономические отношения, усиливается процесс установления партнерских отношений между государством, нанимателями и профсоюзами, строящихся на принципах равенства, свободы и справедливости.
В Республике Беларусь принято Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзами на 2006–2008 гг.,
а также множество отраслевых и коллективных договоров на предприятиях и учреждениях, предусматривающих расширение прав профсоюзов в сферах нормирования и оплаты труда, создания здоровых и безопасных условий труда, сокращения безработицы и т. д. В настоящее время ведется подготовка нового Генерального соглашения на 2009–2011 годы.
Выводы
Следует различать понятия «политическая система» и «политическая организация».
Политическая система включает подсистемы: институциональную, функциональную, нормативную, коммуникативную.
Политическая система выполняет ряд функций: политической адаптации, дистрибутивную, экстракционную, реагирования,
регуляции.
Государство – элемент политической системы общества, обладающий определенными признаками (является носителем суверенной власти, имеет специальный аппарат).
Профсоюзы являются важной частью политической системы общества.
Тема 8. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Возникновение и развитие идей
Правового государства
Теоретики права солидарны в мнении о том, что идея правового государства, связанность государства правом, законом возникла в древности, вместе с появлением государства и права. Известный китайский философ Шан-ян (середина IV в. до н. э.) подчеркивал, что порядок в обществе поддерживается тремя путями: законом, доверием и властью. Законом руководствуются в своей деятельности монархи и чиновники; на доверии основываются отношения между ними; власть осуществляет единолично сам монарх. Нарушители закона, включая монарха, подлежат наказанию. Подобные предписания содержатся в древнеиндийских законах Ману и др. Идея о господстве права содержится в сочинениях древнегреческих и римских мыслителей Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля[42].
В труде «Законы» Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится над чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка под правителем, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Ученик Платона Аристотель полагал: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя»[43].
В праве древних римлян зафиксирован основополагающий принцип правового государства «Dura lex sed lex» («Суров закон, но все ж закон»). Цицерон в труде «О государстве» писал о том, что «государство (res publica) есть дело народа, соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».
В Афинах (V–IV вв. до н. э.) было создано первое в мире правовое государство, где осуществлена идея разделения власти на законодательную (народное собрание), исполнительную (совет булэ и магистратуры) и судебную (гелиэя) и предусмотрена система сдержек и противовесов.
О значении законов в жизни общества писали средневековые ученые и юристы (Фома Аквинский и др.). Идея разделения властей нашла своеобразное отражение в государственном устройстве средневековых итальянских республик, в частности в городе-коммуне Флоренция (XIII в.). Там существовали контрольно-надзорные органы в лице Капитана – защитника народа, представляющих интересы зажиточных слоев горожан (пополанов) и синдиков, осуществляющих контроль над главой государства (подеста)[44] и др.
К. Ясперс также полагает, что правовое государство существовало еще в средневековье, более 700 лет тому назад[45]. Подтверждение этому нашли российские ученые Р. Т. Русинов и А. П. Семитко в Нортхэмптонском статуте Англии 1328 г., где свидетельствуется, что никакое королевское распоряжение не может повлиять на ход правосудия.
Идеи правового государства получили дальнейшее развитие в трудах Вольтера, Г. Гроция, Гегеля, Т. Гоббса, И. Канта, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Б. Спинозы и других западноевропейских и американских ученых, а также в трудах российских правоведов Б. А. Котляревского, П. Н. Новгородцева, Б. Н. Чичерина[46].
Впервые термин «правовое государство» ввел в научный оборот немецкий ученый Роберт фон Моль (1832). В англоязычной литературе этот термин использовал профессор Оксфордского университета Д. К. Дайси (1835–1922).
Идеи о правовом государстве ученых нового и новейшего времени нашли воплощение в Веймарской Конституции Германии (1919), позже – в конституциях ФРГ (1949), Испании (1978) и других стран.