Производство по делам об административных правонарушениях: понятие и основные компоненты
Понятие производства по делам об административных правонарушениях. Основные компоненты производства по делам об административных правонарушениях: задачи; обстоятельства, исключающие производство по делу; органы и должностные лица, рассматривающие дела; участники производства; меры процессуального обеспечения производства.
Производство по делам об административных правонарушениях представляет собой выполнение судьями, уполномоченными исполнительными органами и их должностными лицами комплекса последовательных и юридически регламентированных процессуальных действий при рассмотрении конкретных дел об административных проступках (правонарушениях) и применение к виновным в их совершении физическим и юридическим лицам административных наказаний, установленных в КоАП РФ и законах субъектов РФ об административной ответственности. Указанное производство является институтом административного процессуального права.
В КоАП РФ установлены следующие основные компоненты производства по делам об административных правонарушениях: а) задачи производства; б) обстоятельства, исключающие производство по делу; в) судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела о б административных правонарушениях; г) участники производства; д) предмет доказывания и доказательства по делу; е) меры обеспечения производства; ж) стадии производства, включая стадию исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях [45.Гл. 22-32].
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: 1) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела; 2) разрешение дела в соответствии с законом; 3) обеспечение исполнения вынесенного постановления по делу; 4) выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений [45.Ст. 24.1].
В законе четко определены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствия события административного правонарушения; 2) отсутствия состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица; 3) действия лица в состоянии крайней необходимости; 4) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 5) отмены закона, установившего административную ответственность; 6) истечения сроков давности привлечения к административной ответственности; 7) наличия по одном}' и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; 8) смерти физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении [45.Ст. 24.5].
49.Производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела
Под производством по делам об административных правонарушениях понимается процесс последовательно совершаемых уполномоченными должностными лицами таможенных органов действий, урегулированных процессуальными нормами КоАП РФ.
Целью производства по делам об административных правонарушениях традиционно принято считать привлечение к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений.
Основные задачи производства по делам об административных правонарушениях: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в соответствии с законом; обеспечение исполнения вынесенного постановления; выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В производстве по делам об административных правонарушениях КоАП РФ выделяет следующие стадии: возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ); рассмотрение дела об административном правонарушении (гл. 29 КоАП РФ); пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ); исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (гл. 31–32 КоАП РФ).
Каждая стадия производства по делам об административных правонарушениях включает в себя также и ряд этапов. Так, стадия возбуждения дел об административных правонарушениях включает этапы: возбуждение дела об административном правонарушении; установление фактических обстоятельств; процессуальное оформление результатов расследования; направление материалов по подведомственности.
Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении включает: подготовку к рассмотрению дела; анализ обстоятельств дела и его правовую оценку; принятие и оформление постановления по делу; доведение принятого решения до сведения.
Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях состоит из таких этапов, как: обжалование, опротестование постановления; подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении; пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Наконец, стадия исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях включает этапы: обращение постановления к исполнителю; приведение в исполнение постановления по делу; окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания.
Решение о возбуждении дела об исполнении постановлений по делам об административном правонарушении в области таможенного дела и проведении административного расследования принимается должностным лицом таможенного органа, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения. По общему правилу срок проведения административного
расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до шести месяцев решением вышестоящего руководителя таможенного органа или его заместителя, в производстве которого находится дело об административном правонарушении в области таможенного дела.