Понятие, классификация органов гос-ва.
Орган гос-ва – структурно обособленное звено госаппарата, участвующее в осуществлении функций гос-ва и наделенное для этого властными полномочиями.
Признаки госоргана:
- самостоятельный элемент госаппарата, образован в установленном законом порядке (издание специального НПА), система госорганов устанавливается конституцией,
- наделен необход. госуд.-властными полномочиями (особым правовым статусом),
- согласно своей компетенции госорган издает обязательные к исполнению правовые акты, кот. содержат общие правила поведения (нормы), конкретные предписания (акты прим. норм права), адресованные отдел. гражданам, учреждениям, должностным лицам,
- имеет особую внутреннюю структуру, состоящую из подразделений (управлений, отделов, отделений, комиссий и др.), скрепленных единством целей,
- располагает материальной базой и финансовыми средствами (здания, средства связи, деньги), которые требуются для осуществления его компетенций (финансируется из бюджета страны, за счет налогов),
- состоит из госслужащих, права и обязанности которых определяется законом и составляют правовой статус (должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь),
- для реализации ф-ций гос-ва использует разл. формы и методы правового воздействия,
- ликвидируются в установленном законом порядке.
По принципу разделения властей органы гос-ва:
- законодательные (Парламент – Национальное собрание),
- исполнительные (Правительство – Совет Министров и др.),
- судебные (Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Конституционный суд),
- контрольно-надзорные (Прокуратура, Комитет госконтроля).
По характеру формирования:
- первичные - никакими другими органами не создаются, возникают в порядке наследования (наследственная монархия) или избираются по установленной процедуре (представительные органы)
- производные – создаются первичными органами, которые наделяют их властными полномочиями (исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры).
По территориальному признаку:
- высшие (президент, парламент, правительство, верховный суд),- центральные (министерства, ведомства),- местные (советы, муниципалитеты, исполкомы)
По способу осуществления своих полномочий:
- коллегиальные (парлам., правит., исполк.) - единоначальные (минист., управл., отд.).
По характеру компетенции:
- общей компетенции (парламент, правительство, исполкомы, муниципалитеты, советы)
- специальной компетенции (министерства, ведомства, управления, отделы исполкомов).
По форме осуществления гос-ной деятельности:
- представительные- исполнительно-распорядительные- судебные- прокурорские
- контрольно-надзорные.
По срокам полномочий:
- постоянные (создаются без ограничения срока действия),
- временные (создаются для осуществления ограниченных во времени действий).
По структуре или способу организации:
- простые (не имеют внутренних подразделений: нотариат),
- сложные (обладают структурой: министерства)
По правовым формам деятельности:
- правотворческие,- правоприменительные- правоохранительные.
110. Виды и содержание внутренних функций государства.
К внутренним функциям относятся:
- экономическая функция – заключается в выработке и координации гос-вом стратегических направлений развития экономики страны в оптимальном режиме. Выражается в кредитной, налоговой, эмиссионной, инвестиционной политике гос-ва.
- идеологическая – выражается в деятельности гос-ва по научной разработке и поддержке определенной идеологии, политической, нравственной, религиозной направленности образования, развития культуры, деятельности СМИ (ст.4, 16, 31 Конституции РБ).
- социальная – обеспечивает социальную защищенность каждого человека, нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве материальных и духовных благ. Существует концепция социального гос-ва – это гос-во, которое постоянно заботится о благополучии своих граждан (ст.21 Основного закона РБ: «…каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий».
- функция охраны конституционного строя, прав и свобод граждан – выражается в обеспечении принципа разделения властей, создании условий для точного и неуклонного исполнения норм Конституции страны, закрепляющих права и свободы человека, гарантировании равенства всех перед законом, в охране существующего правопорядка,
- культурная – гос-ная поддержка развития культуры всех национальных общностей, литературы, искусства, кино, СМИ, науки, образования.
- экологическая – состоит в установлении гос-вом правового режима природопользования, в его обязательствах перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.