Гарантии и методы обеспечения законности.
Гарантии законности – объективные и субъективные методы, организационные меры и специальные (юридические) способы и средства обеспечивающие режим законности.
Гарантии законности делятся на:
- общие – реально складывающиеся в жизни общества возможности, которые обеспечивают реализацию правовых предписаний.
- специальные.
К общим гарантиям относятся:
- экономические – многообразие форм собственности и видов организаций производства, положительное развитие хозяйственных комплексов, высокая степень занятости населения, повышение производительности труда и объема производства, устойчивая финансовая система, рост материального благосостояния населения и совершенствование социального обслуживания.
- политические – эффективное, сильное правовое гос-во, плюралистическая демократия, широкое участие народа в управлении гос-вом. Сильная госвласть способна обеспечить стабильное развитие общества, экономики, культуры, безопасность людей и др. Опасность для гос-ва представляет бюрократизм, который приводит к коррупции, появлению преступных группировок в гос-ных кругах. Следовательно, гос-во утрачивает способность обеспечить полную реализацию принимаемых нормативных актов, добиваться законности и исполнительской дисциплины.
- идеологические – важное значение имеет правовое информирование населения, доступность каждому основных НПА, ведение в различных формах правовой пропаганды. Необходимо избежать национализма, расового превосходства, цинизма, безразличия к социальным ценностям и др.
- общественные – многообразные формы и средства, используемые обществом для поддержания и укрепления законности. Эти гарантии ослабли в результате снижения внимания к таким формам, как добровольные народные дружины, общественные пункты охраны порядка, товарищеские суды, советы профилактики правонарушений и др.
К специальным средствам законности относятся:
1) организационные – мероприятия по созданию специальных подразделений по борьбе с правонарушениями (организованной преступностью, терроризмом, наркобизнесом), по обеспечению необходимых условий для успешной работы юрисдикционных и правоохранительных органов по усилению их кадрового состава.
2) юридические гарантии:
- средства поощрения правомерного поведения – предусмотренные нормами различных отраслей права меры позитивного правового воздействия (благодарности, материальное стимулирование, госнаграды),
- средства предупреждения правонарушений – предусмотренные законодательством оперативно-розыскные действия, проверки соблюдения правил хранения оружия, досмотры (багажа в аэропорту, груза при пересечении границы), формы административного и прокурорского надзора, обеспечение паспортного режима и др.
- средства выявления (обнаружения) правонарушений – деятельность прокуратуры, органов госконтроля, дознания, предварительного расследования, комитетов, комиссий. Необходимо для установления виновных, привлечения их к ответственности и устранения вредных последствий.
- средства пресечения правонарушений – направлены на исключение возможностей продолжения противоправных деяний, доведения их до завершающей стадии. Это информирование заинтересованных лиц, задержание, обыск, изъятие средств осуществления возможного правонарушения, усиление охраны объектов.
- меры защиты – предусм. законом меры по принудительному обеспечению договорных и иных правовых обязательств, принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения (виндикация), взыскание средств на содержание оставленных детей (алименты), отмена незаконных правовых актов. Важную роль в осуществлении мер защиты играют обращения компетентных органов, жалобы граждан, материалы СМИ.
- юридическая ответственность – установление факта правонарушения, всех элементов его состава, привлечение виновного к ответственности, назначение наказания и его реализация. Значение имеют обоснованность и неотвратимость наказания, а не его жестокость.
101. Проблемы определения понятия государства в современной науке.
В современной науке выделяют следующие подходы к определению понятия гос-ва:
- теологический – гос-во создано Богом и им же предопределяется его сущность и деятельность, выступать против этого невозможно и бесполезно. Вся государственно-правовая жизнь должна сообразовываться с религиозными догмами и заветами, которые базируются на человеческих ценностях. Такие ценности как свобода и независимость отсутствуют.
Возник в древних Египте, Вавилоне, Китае, Индии. Позже сложился в иудаизме, христианстве, исламе и ныне существует в Саудовской Аравии, Непале, Объединенных Арабских Эмиратах и др.
- классический (арифметический) – рассматривает гос-во как совокупность власти, территории и населения. Закон, но не право, присутствует для формализации составляющих гос-во.
- социологический – гос-во рассматривается как часть социальной системы, как политический режим. Среди признаков гос-ва включается право, как особая система общеобязательных норм, исходящих от гос-ва и им же охраняемая. Сторонники подхода: Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо, К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин.
- юридический – рассматривает гос-во как юридическое явление (юридическое лицо), участвующее в различных правоотношениях. Подход включает в себя 2 направления: легистское (в позитивизме) и правовое (в непозитивизме)
- технико-кибернетический – гос-во представлено как особая информационная система, работающая на основе прямых и обратных связей. Подход возник недавно. Право здесь выполняет технологическую функцию.
Различные понятия гос-ва возникают при разном понимании сущности гос-ва. Но существует единый признак для всех определений гос-ва. Это понятие «публичной политической власти», которая осуществляется спец. аппаратом, сущ. за счет налогов и на основе принуждения, объединяет населения по территориальному признаку через публично-властные отношения, обладает верховенством на подвластной территории.
Выделяют 2 типа такой власти:
- гос-во – если власть осуществляется для свободы человека, защищает эту свободу и ограничена ею.
- деспотия – если власть не ограничена свободой подвластных, если она осуществляется ради самой себя. Власть является верховным собственником всего национального богатства страны, не допуская частной собственности граждан. Деспотии процветали в древневосточных цивилизациях, ныне сохранились в странах Азии и Африки.
В чистом виде не существует гос-ва и деспотии: гос-ная власть всегда стремится к подавлению человека, а деспотия, чтобы избежать потрясений, учитывает минимальные свободы и запросы человека.
Понятия пришедшие от деспотии:
- тоталитаризм (Италия, Германия – фашизм),
- диктатура пролетариата (СССР),
- социализм (Китай, Северная Корея, Куба).