Понятие и особенности законодат. процесса. Законодательный процесс в РБ.
Законодат. процесс в широком смысле включает все стадии (от предпроектной до промульгации, т.е. подписания закона Президентом и обнародование).
Законодательный процесс в узком смысле – строго процесс принятия законов Парламентом, их рассмотрение, обсуждение и принятие.
Стадии законодательного процесса:
1) законодательная инициатива. Суть: осуществление определенными субъектами права официально вносить в законодательный орган на рассмотрение проекты законов. Право законодательной инициативы принадлежит:
- Президенту,- депутатам Палаты представителей,- Совету Республики,- Правительству,
- гражданам, обладающим избирательным правом.
Могут вноситься обоснованные предложения о необходимости принятия определенного закона. В результате такого рассмотрения предложение может быть мотивировано и отклонено. В этом случае инициатива не реализуется. Если инициативное предложение принимается, то законодательный орган включает проект в план законопроектных работ и организует совместно с инициатором подготовку законопроекта.
Особенность белорусского законодательства:
- является то, что в соответствии со ст.46 Закона о НПА РБ Президент осуществляет право законодательной инициативы как сам лично, так и через уполномоченные им органы, хотя по ст.99 Конституции оно не может быть передано иному органу,
- законопроекты, в следствие которых может быть сокращение госсредств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению – Правительства,
- Президент либо по его поручению Правительство могут вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. В этом случае проект рассматривается в течение 10 дней,
- Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя за весь проект или его часть,
- Субъект законодательной инициативы может представить готовый проект. Такой вариант возможен для нормативных актов, не являющимися законами,
- не могут признаваться законодательной инициативой высказываемые в печати, в выступлениях перед аудиторией и в стенах Парламента суждения, изложенные в общей форме о целесообразности принятия определенного закона.
Эта стадия заканчивается 1 чтением (предварительное рассмотрение законопроекта, в результате Парламент либо берет его к рассмотрению, либо отклоняет).
2) обсуждение законопроекта. Проект официально выносится на обсуждение от имени субъекта законодательной инициативы с объяснительной запиской, где обосновывается необходимость его принятия и ожидаемый эффект. Работа идет на пленарных заседаниях либо по комиссиям (14 шт.)
В практике 2 чтения, в теории 3:
- нужен ли закон,- обсуждение по существу (редакционно, шлифуют текст),
- обсуждение целиком с внесениями поправок.
В результате проект м.б. одобрен или мотивировано отклонен, отложено принятие на определенный срок или возвращен на доработку с указанием замечаний и предложений.
3) принятие закона. Закон приним. путем голосования. Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты. Затем закон в 10-дневный срок предоставляется на подпись Президенту. Президент либо подписывает закон, либо налагает абсолютное вето (отказ от подписания), либо отлагательное вето (закон возвращается с замечаниями Президента на новое рассмотрение). Сущ-ет 2 пути преодоления вето: либо принять замечания, либо отклонить квалифицированным большинством (не менее 2/3 от полного состава 2 палат).
4) опубликование закона и введение его в действие. Опубл. – издание закона (подлинного текста без ошибок или неточностей) в официальных источниках (Национальный реестр правовых актов РБ, «Звязда», «Народная газета»)
Промульгация (обнародование НПА) – доведение содержания законов и других НПА до сведения населения любым путем (в печатных изданиях, по радио, телевидению). Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе. То же Декреты Президента.