Действие НПА в пространстве. Экстерриториальное действие НПА.
Действие НПА в пространстве означает определение территории на которой его нормы подлежат обязательному выполнению.
Гос-ная территория – часть земного шара, которая принадлежит определенному гос-ву и в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство (вся суша в пределах его границ, включая недра, национальные и территориальные воды, воздушное пространство в пределах границ, военные и невоенные суда под флагом гос-ва в открытом море, космические корабли со знаком гос-ва). Посольства, миссии, консульства за рубежом подчинены юрисдикции той страны, которой они принадлежат, т.е. идет речь о экстерриториальных отношениях.
НПА госорганов имеют обязательную силу на всю гостерриторию. Некоторые НПА распространяют свое действие на определенную часть территории (территория Чернобыльской АЭС). Акты местных органов власти действуют на территории, на которую распространяются их управленческие функции (решения областных, районных, городских, сельских, поселковых Советов депутатов и исполкомов действуют на территории этих административных единиц. На определенной территории действуют одновременно различные по юридической силе НПА. Если есть между ними противоречия, то действует акт с высшей юридической силой.
НПА могут применяться к деяниям граждан, находящихся за границей. По ст.6 УГ РБ граждане, совершившие преступление за границей подлежат ответственности по белорусскому законодательству (если деяния признаны преступлением и не понесли уголовной ответственности в этом гос-ве). Наказание назначается в пределах санкции УГ, но не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом гос-ва, где было совершено преступление. Применение НПА одной страны на территории другой может осуществляться на основании междунар. соглашений (по Конвенции между странами СНГ).
Консолидация НПА: понятие и виды.
Консолидация – объединение в одном новом акте разрозненные актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Новых норм не содержит. Принимается компетентным органом и носит только официальный характер.
При помощи консолидации преодолевается множественность и разрозненность актов по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам. Возникает новый акт с новыми реквизитами, который полностью заменяет ряд актов, принятых в разное время.
Пример: Указ Президиума Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных днях», объединил 48 ранее действовавших актов.
Нормативный материал при консолидации располагается в логическом порядке, обрабатывается редакционно (устраняются повторы, возможные противоречия). Этот вид систематизации является, как правило, этапом в переходе от инкорпорации к кодификации.
Систематизация НПА: понятие, цели, виды.
Систематизация НПА – целенаправленная деят. гос-ных, негос-ных органов и отдельных лиц по упорядочению и усовершенствованию законодательства, приведение его в определенную систему путем составления единых НПА или их сборников.
Цели- облегчает задачу поиска и использования нужных НПА,- помогает оперативно и квалифицированно решать юридические дела,- устраняется множественность и раздробленность- осуществляя систематизацию компетентные органы отменяют устаревшие нормы, устраняют пробелы в праве, проводят обновление законодательства.
Систематизация как средство упорядочения нормативных предписаний существует с древних времен. Памятники права (Законы Ману, Законы Хаммурапа, Законы 12 таблиц, Русская Правда, Привилеи князя Казимира и др.) представляют собой систематическое изложение правовых обычаев. Широкое распространение систематизация получила в Новое время. В настоящее время без систематизации не может обойтись ни одна правовая система мира.
Выделяют такие виды систематизации как:
- кодификация – измен. содержание НПА, образуется новый правовой акт, официальная;
- инкорпорация – НПА обрабатыв. внешне (нормы не меняются), и объедин. в разные сборники и собрания; бывает официальная, полуофициальная, неофициальная;
- консолидация – НПА дорабатыв., чтобы создать новый НПА, но новых норм нет, всегда официальная;
- учет – сбор любым субъектом нужных для работы НПА.
Действие НПА по кругу лиц.
Действие НПА по кругу лиц означает их применимость к определенным категориям субъектов права:
- граждане данного гос-ва,- лица с двойным гражданством,- граждане иностранных гос-тв,
- лица без гражданства,- все организации, функционирующие на территории гос-ва.
Особенности:
- нек. НПА действуют на граждан данного гос-ва независимо от места их нахождения,
- нек. НПА не всегда действуют на всех лиц, наход. на территории гос-ва (ст.64 Конституции РБ в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными; лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы или содержатся под стражей),
- нек. НПА действуют на определ.категории лиц, организ., органов (Закон РБ «О милиции»),
- иностранцы и лица без гражданства не могут исполнять обязанности по несению воинской службы, не могут состоять на службе в органах внутренних дел, занимать ряд госдолжностей, не могут участвовать в формировании выборных госорганов, избирать и быть избранными в эти органы, быть участниками референдумов.
В соответствии с междунар. соглашениями главы гос-тв и правительств, сотрудники дипломатических представительств иностранных гос-тв (послы, посланники, поверенные в делах, советники, военные атташе и др.) и члены их семей пользуются правом экстерриториальности, т.е. наделены диплом. иммунитетом. Они польз. личной неприкосновенностью и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было сфере.
Дипломаты пользуются иммунитетом от гражданской юрисдикции, кроме:
- вещных исков по частн. недвиж. имуществу на террит. гос-ва пребывания, если только дипломат не владеет им от имени аккредитующего гос-ва для целей представительства,
- исков по наследованию, если дипломат выступает как исполнитель завещания, попечитель над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего гос-ва,
- исков по любой профес.или коммерч.деят., осуществл. дипломатом в гос-ве пребывания за пределами своих официальных функций.Дипломаты обязаны уважать законы гос-ва пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела.
50. Проблема определения понятия правотворчества.
Нормотворчество - более широкое понятие, чем правотворчество, т.к. это процесс формирования норм в обществе, а также процесс создания норм права (правотв.).
Прав-во в позитивизме – создание НПА гос-вом.
Прав-во в непозитивизме – деятельность всех субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию НПА.
Прав-во – установленная гос-вом деятельность не только по созданию, изменению или отмене правовых норм, но и закрепление в законодат. уже сложившихся норм права.
Стадии формирования права по Дробязко:
- правообразование – объективный процесс создания права в обществе формируется снизу вверх, т.е. от жизни. - правотворчество,- правоустановление – направление госдеятельности, которое связано с офиц. закреплением норм права всех источников позитивного права.
Правоустановление включает:
- систематизация НПА,- санкционирование норм обычаев,- подзаконотворчество и законодательный процесс.
Субъекты правоустановления:
- народ в лице избирателя для референдума,- парламент,- глава гос-ва,- правительство,
- министерства,- судебные органы,- госкомитеты,
- местные исполнительные и распорядительные органы, которым делегировано право.
Субъекты правотворчества:
- официальные и полуофициальные,- юридические,- научные,- политические,
- общественные объединения,- граждане.
Прежде чем субъект прав-ва примет НПА, в обществе должна возникнуть идея о необходимости правового урегулирования данной сферы жизни, т.к. право выражает интересы гражданского общества.
На процесс формирования права оказывает:
- характер власти в стране,
- уровень общественного правосознания и правовой культуры.
Прав-во характерно для романно-германской системы права (НПА главный источник права) и ограниченно для англосаксонской.