Вопрос 40. понятие правотворчества, его принципы и стадии
Правотворчество – государственно – властная, управленческая деятельность компетентных органов, которая осуществляется в особом порядке, направлена на разработку, издание, отмену и совершенствование правовых норм и основана на порядке обеспечения социальных потребностей и интересов общества.
Признаки правотворчества:
1) Управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение входящих в их ведение определенных и имеющих повышенное общественное значение отношений;
2) Государственно – властная деятельность, являющаяся монополией государства и одной из проявлений его суверенитета;
3) Интеллектуально – волевая (познавательная и ценностно–ориентационная) деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования;
4) Регламентируемая законом процедурная деятельность, в которой определяются перечень субъектов правотворчества и их полномочия, последовательность и содержание их правотворческих действий;
5) Правотворчество выражается в создании, изменении, отмене или систематизации юридических норм, а иногда и в изменении сферы и объема действия уже существующих норм деятельности;
Функции правотворчества:
1) Обновление нормативной базы;
2) Восполнение пробелов в праве;
3) Упорядочение и систематизация нормативных актов;
Виды правотворческой деятельности:
1) Народное правотворчество, то есть непосредственная правотворческая деятельность народа, выражающаяся в проведении общегосударственного или местного референдумов, которые проводятся по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;
2) Правотворчество государственных органов, то есть прямое установление правовых норм органами государства, которая состоит из правотворчества:
ü Высших представительных и исполнительных органов, осуществляемое на уровне государства в целом;
ü Региональных представительных и исполнительных органов на уровне субъектов РБ;
ü Локальных органов на уровне предприятий и учреждений;
ü Судебных органов;
3) Санкционированное правотворчество, осуществляемое негосударственными организациями, объединениями и движениями и выражается в правотворчестве органов местного самоуправления, коммерческих, акционерных, производственных организаций и товариществ, а также профессиональных и политических организаций;
4) Производное и комплексное правотворчество, выражающееся в санкционировании государством обычаев, в совместном правотворчестве государственных органов и негосударственных организаций и движений;
По значимости правотворчество делится на:
ü Законотворчество;
ü Делегированное правотворчество;
ü Подзаконное правотворчество;
Правотворческий процесс основывается на таких принципах, как:
ü Демократизм и гласность, проявляющиеся в демократической процедуре разработки, официальном утверждении, принятии нормативных правовых актов; широком привлечении граждан к правотворческой деятельности, а также гласности при ее осуществлении;
ü Законность, которая заключается в том, что вся правотворческая деятельность по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов должна осуществляться в рамках и на основании законов и в соответствии с правилами юридической техники, формы и процедуры принятия этих актов;
ü Научность, которая проявляется в том, что при разработке и издании нормативного правового акта должны изучаться сложившаяся социально – экономическая ситуация в стране, потребности общества, опыт и научные доктрины, а также должны просчитываться последствия принятия этого нормативного правового акта, возможности достижения поставленных целей и место этого акта в системе права в целом;
ü Национальное равноправие, проявляющееся в предоставлении реальной возможности всем нациям и народностям государства на равных правах участвовать в процессах формирования правотворческого органа, подготовки и издании нормативного правового акта;
ü Системность, проявляющаяся в помещении нормативного правового акта в систему всех юридических актов и в недопущении повторений, коллизий и рассогласования с другими актами;
ü Профессионализм, который заключается в привлечении к правотворческой деятельности компетентных специалистов, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в этой области;
Правотворчество – деятельность, которая осуществляется в течение определенного времени и в определенной последовательности.
Стадии правотворческого процесса:
1) Подготовка проекта нормативного акта или подготовительная стадия, осуществляемая в процессе:
ü Принятия решения о подготовке проекта нормативного акта;
ü Формирования рабочей группы и разработки концепции проекта нормативного акта;
ü Подготовки текста проекта нормативного акта;
ü Предварительного обсуждения проекта нормативного акта;
ü Согласования содержания проекта нормативного акта с различными организациями;
ü Предварительного утверждения проекта нормативного акта;
2) Официальное принятие проекта нормативного акта или заключительная стадия, осуществляемая в процессе:
ü Внесения проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;
ü Обсуждения проекта нормативного акта;
ü Принятия и подписания проекта нормативного акта;
ü Официального опубликования нормативного акта;