Вопрос 35. закон как нормативно-правовой акт. виды законов. обратная сила закона

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

ü по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

ü по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Закон - нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

ü закон – одно из основных источников права;

ü установлен особый порядок принятия;

ü принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

ü регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

ü никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

ü другие нормативные акты не должны противоречить закону;

ü при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Законы различаются по пространству и по времени действия, по форме и по содержанию.

По пространству законы разделяются:

ü в отношении к территории - на общие и местные,

ü в отношении к лицам - на общие и частные.

Закон, по существу своему, есть общая норма, которая распространяется на всю территорию и обязательна для всех граждан. Без этого нет государственного единства. Однако из этого правила делаются исключения, когда особенные обстоятельства требуют особых определений для той или другой части государства или для того или для другого разряда лиц. Государственное единство не исключает разнообразия условий, вызывающих различие юридических норм. Отсюда возникают законы частные и местные. Первые называются привилегиями, когда ими предоставляются льготы известным лицам или сословиям.

По времени действия законы:

ü Обыкновенные - действуют постоянно;

ü Чрезвычайные – действуют временно, при чрезвычайных обстоятельствах.

По форме законы:

ü писанный закон - высшая форма закона, так как здесь воля законодателя выражается ясно и сознательно; обязательная сила его не подлежит сомнению; здесь известен и срок, с которого начинается действие. Однако и писанный закон может выйти из употребления, когда власть перестает его прилагать, не отменяя его формально.

Закон может быть издан:

1) в виде отдельных узаконений - законы являются рассеянными. Имеющие силу и отмененные не отделяются друг от друга; нередко одна часть закона отменена, а другая - нет.

2) в виде свода - быть составлен по отдельным частям законодательств или по всем, как у нас

3) в виде уложения или устава - систематическое законодательство. Уложение составляется одновременно, а потом изменяется и пополняется по мере надобности.

ü Обычай может господствовать как в гражданском праве, так и в государственном. Однако юридическая сила обычая является иногда весьма сомнительной. Он признается обязательным единственно на том основании, что он постоянно прилагается властями, общими или местными, судебными или законодательными. Так, например, современные демократические толкователиутверждают, что при столкновении в мнениях верхней палаты и нижней первая обязана окончательно уступить, так как это делалось постоянно в течение нынешнего столетия. Подобные выводы, основанные на смешении факта с правом, благоразумных сделок с юридической обязанностью, ведут к ниспровержению всех веками установившихся учреждений натиском массы, отвергающей всякие сдержки.

ü Юриспруденция часто получает силу закона.

Формы юриспруденции:

ü судебные решения - судья является толкователем закона в приложении к частным случаям. Если закон недостаточен, он должен его восполнить. В силу прецедентов, судебное решение может служить основанием для последующих решений по однородным делам. Через это устанавливается постоянная практика, приноравливающаяся к жизненным условиям.

ü наука - только косвенно может служить источником положительного государственного права. Надобно, чтобы установившийся ее авторитет был признан государственными властями. Так, согласное мнение юристов может служить основанием для судебных решений. Еще важнее разработка начал естественного права, которое, как мы видели, восполняет иногда самый положительный закон и во всяком случае служит руководством при развитии законодательства. Но для того чтобы эти начала получили приложение, они должны войти в общее сознание быть приняты законодателем.

По содержанию законы:

ü Государственные (военные, полицейские, финансовые и т. д.)

ü гражданские,

ü уголовные

ü церковные, составляющие особый отдел.

По степени силы, которая им присваивается,

ü основные - определяют устройство и права верховной власти в различных ее отраслях: законодательной, правительственной и судебной, а также основные права и обязанности граждан. Основной закон должен быть один для всего государства, ибо им определяется устройство государства, как единого целого. Где основные законы различны, там существуют различные государства.

ü обыкновенные - развивают и дополняют начала, установленные основными. Законы, которые развивают эти начала в подробностях, называются органическими. Так, например, конституция устанавливает свободу печати; органический же закон о печати развивает в подробностях все касающиеся печати правила. Обыкновенными законами определяются и такие предметы, которых основной закон вовсе не касается. Общее правило состоит в том, что они не должны противоречить основным законам; иначе они недействительны.

ü постановления - правила, издаваемые правительственными властями и определяющие обязательные для граждан способы исполнения или приложения законов. Закон должен быть единый и постоянный; постановления же применяются к изменяющимся практическим потребностям, судьей которых могут быть только правительственные власти. Таковы, например, полицейские распорядки. Но эти нормы могут прилагаться исключительно к административной области. Они не могут касаться гражданских, личных и политических прав, определение которых зависит единственно от законодателя. Постановления, так же как законы, могут быть общие и местные. Первые издаются центральным правительством, вторые - местными властями, как правительственными, так и выборными.

ü распоряжения (частный случай, однако с более или менее постоянным характером.) - отдельные постановления правительственных властей, центральных или местных, принятые по отдельным случаям гили для известного рода дел, временно или постоянно.

Наши рекомендации