Правовая законность и правовой порядок
1. Понятие правовой законности, ее принципы
В советских учебниках рассматривалась законность социалистическая как якобы реальная, которая противопоставлялась формальной буржуазной законности. Что касается определения социалистической законности, то она преподносилась как точное и неуклонное исполнение законов и основанных на них подзаконных актов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Но поскольку такого состояния, при котором абсолютно все соблюдали бы законы, никогда не было, нет и быть не может, а следовательно, законность отсутствовала бы, то в ее дефиницию некоторые авторы предложили внести коррективы, согласно которым законность означает только требование ко всем государственным структурам, общественным организациям, должностным лицам и гражданам точно и неуклонно соблюдать законы и основанные на них подзаконные акты. Однако и такая интерпретация законности была подвергнута критике, ибо требование соблюдать законодательство может иметь место, а нарушения законов будут оставаться. Была высказана и позиция, согласно которой нарушать законность могут только должностные лица, а граждане нарушают лишь закон.
В русле места категории «законность» в системе юридических понятий она интерпретировалась и как метод
осуществления государственной власти; и как форма государственного руководства государством; и как принцип деятельности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан; и как принцип управления; и как неотъемлемый элемент демократии; и как политико-правовой режим; и как режим общественно-политической жизни; и как основа нормативной жизни общества, его функционирования; и как важнейшее звено правовой системы; и как закономерность общества.
Новейшая юридическая научная и учебная литература также не отличается единодушием в понимании законности. Член-корреспондент Российской Академии наук Д. А. Керимов трактует законность «как соблюдение и исполнение на основе принципов права конкретных законов и подзаконных актов»1. Академик В. Н. Кудрявцев утверждает: «Законность - определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства обществом, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов»2. Член Конституционного Суда Российской Федерации профессор Н. В. Витрук исходит из того, что «законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законе государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве»3. А. Б. Лисюткин полагает, что «законность можно определить как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе
1 Керимов Д. А. Философские основания политико-юридических исследова-.
ний. М., 1986. С. 167.
2 Кудрявцев В. Н. Законность: содержание и современное состояние /
Законность в Российской Федерации. М., 1998. С. 4.
3 Общая теория государства и права. Академический курс: учеб. для вузов
Под ред. М. Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М., 1998. С. 507.
социальных отношений»1. По В. С. Афанасьеву, «законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными организациями, трудовыми коллективами, гражданами, всеми без исключения)»2.
В. С. Нерсесянц определяет законность правовую: «Правовая законность - это точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права»3.
В современной отечественной и зарубежной юридической литературе наряду с правовой законностью оперируют понятиями «конституционная законность», «диктатура закона». В частности, Н. В. Витрук конституционную законность определяет как реально действующую систему конституционализма, обеспечивающую полное действие правовой конституции.
Следовательно, и в настоящее время законность, как и прежде, трактуется разноречиво. Это зависит от ряда причин общего и специфического характера. Общие сопряжены с:
а) развитием самого явления законности, а значит, и
необходимостью уточнения прежних определений;
б) неизбежным широким и узким охватом данного
явления;
в) общей и более конкретной характеристикой сторон,
проявлений и связей;
г) гипертрофированием одной из сторон черт, действи
тельно присущих явлению, возведением ее в абсолют и
недооценкой других.
1 Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.,
2000. С. 550.
2 Теория права и государства: учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М., 2001.
С. 297.
3 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учебник. М., 1999. С. 530.
Специфические причины заключаются в том, что это -категория комплексная - государственно-правовая. Поэтому законность как социальное явление характеризуется не только в русле права, но и государства. Государствоведы обычно рассматривают законность под углом зрения функционирования государства (метод государственного руководства, принцип деятельности государственного аппарата и т. д.); правоведы подчеркивают юридическую сторону (принцип осуществления правовых требований, конституционный принцип верховенства права, неукоснительное соблюдение законов и др.).
В связи с комплексным характером рассматриваемого понятия, и потому, что проблема законности является сквозной, и ввиду ее особой значимости как для деятельности государства, так и для жизни общества в целом, исключительной близости теоретических положений с практикой, в теории законности, в ее понятии отражаются усилия представителей всех направлений юридической науки и огромного числа практических работников. Все это приводит к обилию подходов, трактовок, выпячиванию тех или иных сторон под воздействием упомянутых и других обстоятельств.
Однако у исследователей законности, при всем разнообразии подходов в терминологии, есть общее - понимание законности в смысле осуществления законов. Но формулируется это понятие по-разному и не всегда правильно. В частности, неудачно преподносится законность как такое состояние, при котором имеет место точное и неуклонное исполнение законов всеми государственными органами, общественными объединениями и гражданами. Ведь в повседневной действительности не единичны случаи уклонения от законов, неточного их исполнения, явного неисполнения, нарушения законов и основанных на них подзаконных актов. Правонарушения совершаются не только гражданами, но и должностными лицами, а иногда и
государственными органами. Именно поэтому функционируют суды, органы прокуратуры, арбитража и т. д.
Возникает вопрос: существует ли законность при нарушении закона? Вопрос этот не праздный. Но на этот вопрос и не отвечают отмеченные представления о законности. Они говорят скорее о недосягаемом в условиях осуществления государства и права идеальном состоянии, чем отражают реальную действительность.
Точнее было бы формулировать законность как торжество закона, такое состояние взаимоотношений в государстве и обществе, при котором предпринимается все возможное, чтобы закон никем не нарушался, а в случае нарушения опять-таки делается все возможное, чтобы без промедления восстановить нарушенные права и наказать виновных.
Нарушается ли законность при нарушении закона? И да, и нет. Да, нарушается законность, если преступления не наказываются, неправосудный приговор не отменен, незаконное решение государственного органа остается в силе и т. д. Нет, не нарушается законность, если в установленном законом порядке права потерпевшего восстановлены, преступник наказан, незаконное постановление отменено и т. д., т. е. когда закон восторжествовал.
Определяя законность, необходимо учитывать, что сама по себе законность - это и метод, и принцип, и режим, а точнее - комплексное государственно-правовое явление, которое олицетворяется надлежащей государственно-правовой практикой и отражается в названной категории. Но если ее рассматривать в связи с характеристикой государства, его органов, государственной власти, права, его устоев, его функционирования, то в зависимости от соответствующего аспекта исследования она может выглядеть и как метод, и как принцип, и как закономерность. Законность может рассматриваться и как явление, и как процесс. Как явление оно может характеризоваться и комп-
15 Чак. 2023
лексно, как государственно-правовая категория, и одно-планово, как только правовая (например, как принцип правотворчества, правового регулирования) или только государственная (метод осуществления государственной власти, принцип деятельности государственного аппара- , та), политическая (метод руководства обществом, режим), общесоциальная (принцип жизни общества, его законо-мерность).
Если законность рассматривается как явление, тогда уместно вести речь о ее принципах, а при характеристике как процесса - требованиях. В юридической литературе зачастую не разграничивается аспект ее характеристики, и поэтому одни и те же наиболее характерные проявления законности рассматриваются у одних с точки зрения принципов (основных принципов), у других - основных (главных) черт, у третьих - требований (основных требований).
В современных условиях следует иметь в виду правовую законность, а не законность вообще. Истории известны случаи законности при осуществлении тиранических, тоталитарных режимов. На современном этапе развития цивилизации, когда происходит формирование правового государства и правового гражданского общества, объективно необходима именно правовая законность.
Правовая законность реально существует, когда:
♦ издаются правовые законы;
♦ на их основе, в соответствии с ними устанавливаются подзаконные акты;
♦ организационно предусматривается механизм реализации действующего законодательства;
♦ учреждается система профилактики, предупреждения, недопущения правонарушений;
♦ правонарушители изобличаются и наказываются в точном соответствии с правовыми законами;
♦ права и законные интересы потерпевших восстанавливаются, гарантируются.
Правовая законность - это верховенство, непререкаемость, торжество правовых законов в правоус-тановлении и правореализации.
Сущность законности раскрывается, конкретизируется в ее принципах. Принципы законности характеризуются в юридической литературе в значительной мере в зависимости от того, как она определяется соответствующими авторами и в какой мере, в какой степени конкретизируется ее природа. Количество принципов и свидетельствует о том, в какой мере происходит углубление в процессе познания природы законности как государственно-правового явления.
При общем подходе к законности речь идет об ее основных принципах. Выделяют три основных принципа: единство законности, всеобщность законности, целесообразность законности 1,
К требованиям законности относят: воплощение идеи господства права в жизни общества и государства, верховенство закона, равенство всех перед законом, неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми, обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод.
В. С. Афанасьев называет четыре принципа законности: верховенство закона, единство (всеобщность) законности, целесообразность законности, реальность законности2.
А. Б. Лисюткин полагает, что наиболее адекватно отражают суть законности пять ее принципов:
1) единство законности;
2) гарантированность основных прав и свобод граждан;
3) неотвратимость наказания за совершенные правонарушения;
4) недопустимость противопоставления законности и
целесообразности;
1 Теория государства и права / Отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов.
М., 1997. С. 443.
2 Теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. M., 2001. С.300.
5) взаимосвязь законности и культурности1 .
В. С. Нерсесянц также перечисляет пять принципов законности, рассматривает их как единые принципы и правовой законности, и правового порядка, и даже как их гарантии.
Они сводятся к тому, что:
а) все субъекты права являются формально равными субъектами процесса установления и функционирования правовой законности и правового порядка в общественной жизни;
6) проявляется правовая активность граждан, юриди
ческих лиц, общественных объединений и гражданского
общества в целом в реализации законности;
в) осуществляется верховенство правового закона;
г) единство правовой законности и правового порядка на
всем пространстве верховенства правового закона;
д) безусловное подчинение всех правовой законности и
правопорядку 2.
Принципы законности, конечно, имеют связь с принципами правопорядка и их гарантиями, однако это все-таки два относительно самостоятельных явления и, следовательно, у них имеются и свои соответствующие принципы.
К принципам правовой законности следует отнести:
♦ верховенство правового конституционного закона в правоустановлении и правореализации;
♦ единство законности;
♦ общеобязательность законов для всех без какого бы то ни было исключения, неуклонность исполнения законов всеми;
♦ точность и единообразность в применении правовых законов;
1 Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.,
2000. С. 563.
2 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 533-534.
♦ равенство всех перед законом;
♦ создание наиболее благоприятных условий для беспрепятственной реализации юридических прав и обязанностей;
♦ неотвратимость ответственности за совершенное правонарушение;
♦ непротивопоставление законности целесообразности и справедливости;
♦ неразрывность законности с правовой и общей культурой;
♦ постоянный и эффективный контроль и надзор за осуществлением правовых законов;
♦ профилактика, предупреждение правонарушений.
Законность неразрывно связана с правовым порядком.
§ 2. Понятие правового порядка, его принципы
Некоторые авторы соотношение законности и правопорядка сводят к тому, что законность - это якобы только требование ко всем точно и неуклонно проводить в жизнь законы и основанные на них подзаконные акты, а правопорядок являет собой реализованную законность. При такой интерпретации законность считается основой правопорядка, а его специфика как обособленного явления, по сути дела, не обнаруживается.
Понятие «правовой порядок» возникло еще в античную эпоху и служит отражением реального состояния, а его «фундаментом» является не законность вообще, а право, его принципы и принципы правовой законности.
Наиболее общее определение правопорядка дает В. С. Нерсесянц: «Правовой порядок (правопорядок) - это
порядок взаимоотношений субъектов права в сфере правовой регуляции»1.
Более конкретный перечень признаков правопорядка называет В. В. Борисов:. «Правовой порядок - это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права»2.
Еще шире, в русле не только правовой, но и политической сферы, правопорядок определил самый известный представитель американской социологической школы права Р. Паунд: это режим упорядоченных отношений между людьми посредством систематического применения силы политически организованного сообщества.
Основатель нормативистской школы права Г. Кельзен считал, что достигший определенной степени централизации централизованный правопорядок и олицетворяется государством и есть государство. Да и Цицерон вопрошал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Но во всех этих характеристиках правопорядка речь идет о правопорядке действительно слишком общем (философском).
В юриспруденции употребляются понятия «общий правопорядок», «централизованный правопорядок», «общественный порядок», «правовой порядок» (правопорядок). Поэтому необходимо определиться, о каком правопорядке следует вести речь, в каком ракурсе его рассматривать, в каких условиях, при каком понимании права и в каком соотношении с ним.
Начнем со значения термина «порядок». Порядок - это состояние налаженности, организованности, благоустро-
1 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 529.
2 Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.,
2000. С. 563.
енности; правильность, систематичность, строгая определенность, последовательность 1. Порядок как высочайшая социальная ценность соизмерим прежде всего с правом в современной его интерпретации - как верховенствующий регулятор, выражающий общесоциальную политическую справедливость в его принципах и нормах, охраняемых государством в русле гармонического сочетания интересов всех социальных групп, личности и общества.
Правовой порядок - это основанное на принципах права и правовой законности своевременное, стабильное, системное, точное упорядочение всех общественных отношений, нуждающихся в юридической защите.
Правовой порядок имеет место, когда:
а) все общественные отношения, нуждающиеся в юри
дической защите, упорядочены в соответствии с объектив
но обусловленными потребностями по пути прогрессивного
развития общества;
б) правовым законодательством общественные отноше
ния урегулируются системно в русле гармонического соче
тания интересов личности и общества;
в) юридически упорядочены не только все соответству
ющие роды общественных отношений, но и их комплексы
в соответствующих сферах, а положение субъектов этих
отношений устойчиво, стабильно;
г) регламентация юридически гарантированная;
д) права и обязанности, их единство формулируются
точно, ясно, доходчиво, определенно;
е) правовые предписания проводятся в жизнь реально
в соответствии с принципами правовой законности.
Различные авторы выделяют различные принципы правопорядка. У В. С. Нерсесянца принципы законности и
1 Словарь русского языка. Т. III. М., 1983. С. 310.
правопорядка одни и те же; их всего пять. В учебнике под редакцией В. М. Корельского и В. Д. Перевалова - шесть:
1) определенность;
2) системность;
3) организованность;
4) государственная гарантированность;
5) устойчивость (стабильность);
6) единство (основано на единых политических и правовых принципах)1.
В учебнике под редакцией М. Н. Марченко - девять:
1) конституционность;
2) законность;
3) целостность и структурность;
4) субординация и соподчинение, корреляционные связи;
5) упорядоченность и нормативность;
6) справедливость и нравственность;
7) гарантированность;
8) простота, оптимальность и универсальность;
9) подконтрольность2.
При этом правопорядок рассматривается не только в сфере права, но и нравственности и тем самым сближается с общественным порядком. А ведь само понятие «правовой порядок» предполагает только правовую сферу.
Если исходить из сугубо правовой сферы правопорядка, то правопорядку присущи следующие принципы:
♦ упорядоченность общественных отношений право
выми законами (в соответствии с принципами права);
♦ соблюдение принципов правовой законности;
♦ своевременность урегулирования;
♦ стабильность;
♦ системность;
♦ универсальность;
1 Теория государства и права. М., 1997. С. 458.
2 Общая теория государства и права. Академический курс: в 2 т. Т. 2;
Теория права / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1998. С. 550-552.
♦ точность;
♦ ясность, доступность;
♦ гарантированность.
Правовой порядок необходимо отличать от более широкого понятия - общественного порядка, который точнее следовало бы назвать «социальным порядком», который являет собой состояние урегулированности общественных отношений на основе принципов и норм всех социальных регуляторов (права, нравственности, религии, обычаев и др.). Обеспечивается общественный порядок преимущественно силой общественного воздействия. Но это не означает, что право и государство не причастны к его поддержанию. Правопорядок является важнейшей частью общественного порядка, его сердцевиной и его гарантом. Подтверждением тому служат правовые нормы, предусматривающие юридическую ответственность за нарушение общественного порядка.
§ 3. Гарантии правовой законности и правового порядка
Исключительная ценность для человечества, для цивилизации порядка вообще, общественного порядка в частности, правового порядка в особенности, предполагает необходимость обеспечения его как правовой законности системой соответствующих механизмов.
Не случайно на протяжении всей истории цивилизации проблеме обеспечения законности и правопорядка уделяется огромное внимание как в теории, так и на практике. Еще Сократ отождествлял законность со справедливостью. Гротесковый девиз древних: «Пусть погибнет мир, но торжествует юстиция» (законность, справедливость) - как нельзя лучше свидетельствует о том, какая значимость придавалась торжеству закона. В Древнем Риме дети до 14-летнего возраста
учили наизусть Законы XII таблиц, чтобы руководствоваться ими в своей жизни и деятельности.
Выдающийся мыслитель Ш. Монтескье, посвятивший исследованию проблемы духа законов более двадцати лет, чье учение воплощено в ныне действующих конституциях правовых государств, обосновал необходимость осуществления разделения ветвей государственной власти во имя установления и неуклонного осуществления разумных, справедливых законов, выражающих свободу личности, прежде всего политическую.
Концепция господства правового закона является стержневой в учении о правовом государстве, одним из важнейших принципов его функционирования. Правовое господство (господство права) в правовом государстве реально осуществимо при наличии соответствующих обеспечительных механизмов, гарантий правовой законности и правового порядка.
В современной юридической литературе гарантии законности и правопорядка характеризуются или вместе, или рассматривается только одна законность и даются различные классификации. Их подразделяют на объективные и субъективные, общие и специальные.
В курсе лекций под редакцией В. К. Бабаева обеспечение законности рассматривается в двух ракурсах: а) профилактика нарушений законности; б) упрочение законности (совершенствование законодательства, выявление нарушений законности; меры защиты, меры ответственности, меры надзора и контроля, меры профилактики законности)1.
В учебнике под редакцией В. М. Корельского и В. Д. Пе-ревалова различаются общие условия: экономические, политические (сильная государственная власть), идеологические (уровень культуры), социальные (социальная стабильность), правовые (состояние законодательства) и специальные средства обеспечения законности (юридические и организационные гарантии); юридические - это средства выявления правонарушений (деятельность прокуратуры и
1 Общая теория права / Под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 531.
других органов), их предупреждение, пресечение, меры защиты и восстановления нарушенных прав, юридическая ответственность, процессуальные гарантии, правосудие; организационные - это кадровые, создание условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование спецподразделений для борьбы с организованной преступностью, коррупцией и т. д.1
Гарантии правовой законности и правопорядка следует рассматривать в широком и в узком их понимании.
В широком смысле гарантии законности и правопорядка начинаются с правогарантий (самогарантий):
а) авторитета сущности права как общесоциальной
справедливости, обеспечиваемой государством;
б) качества норм права по их содержанию и форме
изложения;
в) ценности права - прежде всего его нравственно-
правовых принципов (свобода, равенство, безопасность,
веротерпимость и т. д.), политико-правовых (народовлас
тие, политический плюрализм, разделение властей и др.),
эколого-правовых (охрана окружающей среды, рациональ
ное использование природных ресурсов); собственно-пра
вовых (точность в определении юридических прав и обя
занностей субъектов права, единство прав и обязанностей,
презумпция невиновности и т. д.).
К гарантиям законности и правопорядка в широком понимании относятся факторы:
♦ сугубо политические (реальное соотношение классовых, национальных, партийных и других сил, степень их организованности, активности, целеустремленности и т. п.);
♦ сугубо экономические (например, уровень экономики, имеющиеся положительные и отрицательные ее тенденции);
♦ общественные (многочисленные неполитические объединения людей);
1 Теория государства и права / Отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. М., 1997. С. 449-455.
♦ культурные, особенно уровень правовой культуры;
♦ организационные (подготовка квалифицированных кадров, создание надлежащих условий для их работы и т. д.);
♦ идеологические (государственная идеология и идеология, выражающая устойчивое профессиональное и обыденное правосознание);
♦ сугубо социальные (социальная стабильность, достойный уровень жизни людей, реальный социальный контроль за законностью методов борьбы с правонарушениями).
Гарантии правовой законности и правопорядка в узком смысле - это сугубо юридические гарантии:
1) надлежащая процедура правотворчества и правоус-тановления, обеспечивающая воплощение в нормах права его принципов;
2) заложенные в законодательстве юридические механизмы проведения в жизнь правовых законов (вплоть до международно-правовых);
3) подготовка высококвалифицированных и нравственно-надежных юридических кадров, рациональное их использование, рациональная организация и активная деятельность правоохранительных органов, совершенствование форм и методов их деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению, устранению правонарушений, обеспечению неотвратимости ответственности виновных и восстановлению нарушенных прав потерпевших, по проведению в жизнь действующего правового законодательства;
4) эффективный юридически системно упорядоченный контроль и надзор за точной и единообразной реализацией правового законодательства.
В обеспечении законности и правопорядка исключительно важное значение имеет правовая чистота в деятельности всех звеньев государственного аппарата, особенно правоохранительного. К. Маркс справедливо отмечал: «Первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы власти держатся в рамках закона»1.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22. С. 84.
Глава XXII
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
§ 1. Понятие правовой культуры
Правовая культура - одна из видов культуры. Термин «культура» (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, почитание, развитие) воспринят многими науками, в том числе и юриспруденцией. Существует несколько сот определений понятия «культура»1. При различных акцентах в ее определениях эта категория на самом высоком уровне обобщения представляет собой качественный срез духовных и материальных творений человечества как основы их воспроизводства и реализации во благо человека и общества. Культура, согласно А. К. Уледо-ву, это «определенное качественное состояние общества на каждом данном этапе его развития»; «ее сущностью является степень свободы личности и общества»2.
Культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. К материальной культуре относят, главным образом, вещественные ценности, созданные людьми в процессе трудовой деятельности, необходимые для их жизни и деятельности, в отличие от того, что дано природой (средства труда, орудия производства, технологии, предметы потребления и т. д.). К духовной культуре - науку, искусство, мораль, религию, право и т. д. Однако при этом обращается внимание на то, что духовная культура включает в себя систему производства, распределения и по-
1 Мельникова А. П. К вопросу об определении понятия «культура» //
Вестник БГУ. 1976. № 1. С. 42.
2 Уледов А. К. К определению специфики культуры как социального явле
ния // Философские науки. 1974. № 2. С. 28-29.
требления духовных ценностей. Право в силу своей регулятивной миссии охватывает не только производство духовных ценностей, но и всю наиболее значимую сферу материального производства, обмена и потребления. В связи с этим в правовой культуре фокусируется самая важная разновидность культур, опосредованных правом.
Правовую культуру в юридической литературе определяют по-разному. Одни авторы в ее понятие включают право, правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правомерное поведение 1. Другие связывают правовую культуру с состоянием правовой жизни общества, с достигнутым уровнем юридических актов и иных текстов правового характера, а также со степенью гаран-тированности государством свободы поведения личности в единстве с ответственностью ее перед обществом 2. Третьи исходят из того, что правовая культура охватывает уровень зрелости правовой системы, состояние законности, отношение людей к правовым предписаниям, к закону, к праву, правовую грамотность широких масс, их непримиримость к фактам правонарушений 3. Четвертые рассматривают правовую культуру «как результат исторического развития институтов права и правового сознания представителей юридической элиты и рядовых граждан»4. Есть и иные представления о правовой культуре.
При определении правовой культуры некоторые исследователи отождествляют понятия «правовая культура» и «правовая культура общества». Например, В. П. Сальни-
1 Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.,
1988. С. 15.
2 Семитко А. П. Правовая культура социалистического общества: сущность,
определение // Правоведение. 1987. № 4. С. 9.
3 Уразаев Ш. 3. Перестройка и правовая культура // Советское государство
и право. 1989. № 5. С. 12.
4 Правовая система Нидерландов / Отв. ред. В. В. Бойцова, Л. В. Бойцова.
М., 1998. С. 41.
ков определяет правовую культуру общества как «разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права»1, В. Д. Попков считает, что «правовая культура общества - это и определенное состояние, и уровень правосознания, совершенства законодательства, всей системы юридических актов, эффективность деятельности юридических учреждений, качество юридической практики»2.
Точнее же все-таки в общетеоретическом аспекте употреблять термин «правовая культура», а не «правовая культура общества». Правовая культура общества предполагает ее характеристику применительно к конкретному, отдельно взятому обществу или же в аспекте разновидности культуры при разграничении правовой культуры общества и правовой культуры личности. Иначе говоря, правовая культура общества - это только вид правовой культуры, а не правовая культура в целом. Общая теория права оперирует категорией правовая культура не на уровне какого-то одного общества или одного вида культуры, а на уровне всех обществ и всех видов правовых культур.
Понятие «правовая культура» неразрывно связано с понятием «правовая система». Они соотносятся между собой как форма и содержание. Правовая система - это содержание, это то, что должно быть, что должно реализоваться как целостное качество, а правовая культура - то, что придает ей движение, тонкий, деликатный, гуманный механизм ее реализации, изысканные юридические приемы, способы претворения в жизнь права, его ценностей.
1 Общая теория права / Под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 500.
2 Теория государства и права / Под ред. М. H. Марченко. М., 1996. С. 438.
Правовая культура - это система воспроизводства правовых ценностей, выражающихся в реальном прогрессивном правовом сознании, восприятии и развитии правовых принципов и основанных на них систематизированных юридических актах, устанавливаемых и реализуемых в соответствии с устоями правовой законности и правового порядка.
В связи с тем, что культура охватывает абсолютно все сферы жизни и деятельности людей (культура производства, труда, быта, гражданская, эстетическая, политическая, нации, народа или народов определенной исторической эпохи, например, античная культура), именно правовая культура является кульминационным отражением всех разновидностей культур в регулируемых правом областях общественных отношений. Правовая культура - квинтэссенция всех разновидных культур, поскольку ни одна из них не может противоречить праву как регулятору верховенствующему, обязательному, универсальному. Не случайно исследователи культуры того или иного народа, общества или эпохи и находят ее отражение в памятниках права, являющегося субстанцией культуры. Некоторые авторы субстанцией культуры признают религию1. Определенные основания для такого утверждения есть, однако лишь в условиях, при которых религии придается правовой статус, т. е. только в теократических государствах. Все ценности разновидных культур в сфере правовой регламентации воплощаются в правовые ценности, образующие правовую культуру.
Правовые ценности - это прежде всего достижения непрерывно развивающейся юридической науки как предпосылки формирования на основе познанных принципов права, устойчивого прогрессивного правосознания,,объективно необходимого правотворческого процесса, правово-
1 Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М., 1995. С. 266.
го законодательства, форм его выражения, систематизации и реализации в соответствии с устоями законности и правопорядка.
Современные правовые ценности - это прин<