Право в системе социальных регуляторов

§ 1. Понятие и виды социальных норм

Взаимодействие людей в обществе не может происхо­дить без регулирования, под которым понимается упоря­дочение поведения людей в различных сферах их жизнеде­ятельности. Такое упорядочение осуществляется с помощью различных социальных и технических норм. Социальные нормы регулируют отношения людей, возникающие меж­ду ними в общественных отношениях. Технические - это правила обращения людей с орудиями труда и предметами природы. Поскольку технические нормы используются в процессе производства, которое носит общественный ха­рактер, то они являются социальными и существенно отличаются от иных социальных норм.

Социальные нормы весьма разнообразны. Их объединя­ет то, «что они обусловлены уровнем развития культуры данного общества и входят в структуру общественного сознания»1. В то же время они отличаются друг от друга «по способам установления и формам выражения, по содержанию и методам воздействия на поведение людей и общественные отношения, посредством охраны этих норм от нарушений»2. К ним относят правовые нормы, нормы морали (нравственности), корпоративные нормы, полити­ческие, обычаи, религиозные нормы и некоторые другие. Их происхождение имеет исторические корни.

1 Общая теория права / Под общ. ред. А. С. Пиголкина. М., 1995. С. 104.

2 Там же. С. 104.

Правовые нормы выражают баланс интересов всех социальных групп, личности и общества, устанавливаются государством и охраняются им от нарушений с помощью мер государственного принуждения.

Моральные нормы складываются в общественном мне­нии и ими же охраняются от нарушений.

Корпоративные нормы содержатся в уставах и других документах партий, общественных организаций, негосу­дарственных коммерческих предприятий и организаций и т. п., выражают интересы членов этих объединений, обеспечивая принимаемыми уставами и другими докумен­тами порядок работы, права и обязанности их членов.

Обычаи (обыкновения, традиции) - это устоявшиеся привычки, психологические установки людей действовать в силу привычки и не поддающиеся оценке.

Религиозные нормы - это нормы, содержащиеся в религиозных книгах и других документах религиозных объединений, которые обязательны для верующих той или иной конфессии.

Поскольку все социальные нормы носят общественный характер, регулируют в той или иной степени обществен­ные отношения, они обладают общими чертами:

♦ формируются в процессе общественной деятельности людей;

♦ являются образцом поведения той или иной среды или в целом общества того или иного времени;

♦ определяют пределы должного и возможного поведе­ния относительно конкретных лиц, на которых они распро­страняются;

♦ способствуют обеспечению общественного порядка в той или иной степени.

Е. А. Лукашева так определяет социальные нормы: «Это повторяющиеся и устойчивые общественные связи,





возникающие в процессе деятельности людей по обмену материальными и духовными благами и выражающие потребность социальных систем в саморегуляции»1.

§ 2. Право и мораль

Со времен И. Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир челове­ка, поэтому оценить поступок как нравственный или без­нравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей души, дает оценку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами 2.

Имеется и компромиссная позиция в оценке нравствен­ного поведения. Согласно, ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие -отношение индивида к обществу.

Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Г. Ф. Шершеневич, например, считал, что нрав­ственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек опре­деляет, как он должен относиться к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок недостойным с нравственной

1 Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В. С. Нерсе-
сянца. М., 2002. С. 200.

2 Кант И. Соч.: в 6 т. Т. 4. Ч. 1. М., 1965. С. 383.

стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения.

Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявля­ются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. По мнению авторов, нормы нравственности - это требования, обращенные к человеку извне.

Для оценки поведения людей право использует крите­рии: правомерно или неправомерно, имеет юридическое значение, юридического значения не имеет и т. д.

Мораль пронизывает все сферы общественных отноше­ний: экономические, политические, трудовые, семейные и т. д. И это понятно, так как моральные нормы имеют следующие критерии: моральное, аморальное, хорошее, плохое, нечестное, похвальное, постыдное и т. д. Наиболее важными нравственными нормами и принципами, выра­жающими социальные качества человека в его отношении к другим людям, являются: гуманизм, милосердие, благо­желательность, дружелюбие, честность, правдивость, тру­долюбие, справедливость и др.1 Общечеловеческие нормы и принципы нравственности составляют стержень обще­ственной морали, имеют различные модификации в соот­ветствии с особенностями общества.

В современном мире нравственное развитие человече­ства претерпевает определенные противоречия. Общечело­веческое в морали сталкивается с проявлениями группово­го морального сознания, происходит их взаимодействие. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в золотом правиле: «(не) поступай по отноше­нию к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они (не) поступали по отношению к тебе». Принципы морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие

1 Дробницкий О. Г. Понятие морали: историко-критический очерк. М., 1974. С. 283.



общественную и личную жизнь человека. Они конкретиз руются в виде норм, регулирующих поведение людей определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, при­обретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.

Мораль - это система норм и принципов, содержа­щихся в сознании людей, в общественном мнении, в произведениях литературы, искусства, в средствах массовой информации, о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п., которыми люди руковод­ствуются в своем поведении.

Право и мораль имеют теснейшую связь. Их теоретичес­кое различие, а также выяснение соотношения в обще­ственной жизни составляет сложную научную проблему. Все это вместе влияет на концепцию права. Истории известны целые цивилизации, когда имело место смешение; морали и права. Зачастую они отождествлялись. Особенно, это имело место в естественно-правовых направлениях. Эта задача всегда была сложной еще и потому, что многие исследователи делают различие между моралью и нрав­ственностью. Например, Г. Гегель считал, что «...нрав­ственное вообще носит характер субстанциональности и, следовательно, фиксируется как божественное. Это, несом­ненно, основное определение. Определением, противопо­ложным этому субстанциональному отношению индивиду­умов к нравственности, является субъективный произвол индивидуумов, мораль. Последняя состоит в том, что отдельные лица не действуют спонтанно из уважения, благоговения к государственным, отечественным учрежде­ниям, а принимают самостоятельное решение по собствен­ному убеждению, после морального обдумывания и посту­пают согласно этому решению. Этот принцип субъективной свободы представляет собой нечто позднейшее, принцип

развитой современной эпохи, который появился также и в греческом мире, но появился там как принцип, приводящий К гибели греческую государственную жизнь»1. Близкой позиции придерживается академик В. С. Нерсесянц: «Отли­чительная особенность морали состоит в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободу и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах... Там, где индивид принял, усвоил и превратил в свою внутреннюю установку коллективные, нравственные пред­ставления, ценности, нормы и руководствуется ими в своем поведении, имеет место сочетание и согласованное действие обоих регуляторов - морального и нравственного»2.

С этим следует согласиться. Поскольку нравственность -это явление социальное, а мораль - сугубо внутреннее убеждение человека. Однако при изучении соотношения права и морали мы считаем, что допустимо рассматривать мораль и нравственность как синонимы.

Право и мораль - родственные явления, поскольку они имеют социальное происхождение и представляют собой социальную ценность. Так, М. Шелер понимал мораль как определенную систему правил социальных ценностей 3.

Мораль есть система принципов внутреннего отноше­ния человека к социальному миру, и заложено оно в совести человека. Этим можно объяснить эмоциональное пережи­вание моральных ценностей в отличие от правовых, интел­лектуальных.

Нормы права и морали имеют тесную взаимосвязь. Поскольку нормы морали пронизывают все сферы челове­ческой деятельности, они дают возможность оценить и нормы права с точки зрения их социальной значимости.

1 Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 2. СПб., 1994. С. 194.

2 Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997. С. 78.

3 Шелер М. Ресентимент и моральная оценка. СПб., 1999. С. 66.

право в системе социальных регуляторов - student2.ru право в системе социальных регуляторов - student2.ru Как уже отмечалось, мораль и право имеют единое социальное происхождение, исходят из общества, и регули-руют они общественные отношения, но есть у них отдель-ный объект регулирования.

Однако, несмотря на их схожесть, у них имеются определенные отличия. Известно, что право юридическое возникает вместе с государством, а мораль формируется значительно раньше, в догосударственную эпоху.

Имеются отличия и по форме выражения. Нормы J права, правовые принципы зафиксированы в законах и| других нормативных правовых актах, моральные нормы содержатся в общественном мнении, сознании людей, в целом всего общества и даже отдельных групп, слоев населения. Если право, его нормы действуют на всей территории страны или его субъектов и обязательны для исполнения всеми гражданами, населяющими страну или его часть, то действие норм морали, естественно, отлича-ется от права тем, что мораль может быть различной и касаться отдельных людей, групп или слоев населения.

Что касается действия норм права, то они вводятся государством в установленный срок и действуют с опреде-1 ленного времени, на конкретной территории и относятся к лицам, установленным в нормативных правовых актах; нормы морали могут действовать по мере их осознания человеком и меняться в зависимости от его сознания.

Совершенно иные и критерии оценки: мораль оценивает общественные явления с позиции добра и зла, а именно: аморальное, плохое и, наоборот, хорошее, похвальное и т. д. Цраво дает иные оценки общественным отношениям: правомерное или неправомерное, юридически ответствен-кое или юридически безразличное и т. д.

И все же, несмотря на их различия, право и мораль имеют много общего. Даже при правотворчестве законода­тель, формируя нормы права, исходит из их нравственно-

сти, т. е. они не должны противоречить общечеловеческой нравственности. На современном этапе развития права и государства принимаются меры по их сближению. Так, в ст. 27 Конституции Республики Беларусь зафиксировано: «Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близ­ких родственников», что подчеркивает соблюдение нрав­ственного достоинства человека, который не должен с моральной точки зрения оговаривать себя и близких род­ственников.

Многие юридические дела не могут правильно решать­ся, если не применить нормы морали. Они применяются, в частности, судами при привлечении лиц к уголовной и иной ответственности, когда характеристика того или иного лица, привлекаемого к юридической ответственнос­ти, влияет на меру ответственности. Отдельные правонару­шения, такие как хулиганство, оскорбление, клевета и некоторые иные, невозможно правильно квалифициро­вать, не применив при этом нормы морали.

Многие правовые установления мораль поддерживает, относится к ним одобрительно (например, когда право карает за ряд преступлений, кражу, грабежи и т. п.), но против такой меры ответственности, как лишение жизни человека за определенные их виды. С точки зрения морали это безнравственно, поскольку считается, что государство не вправе лишать жизни человека, она дана ему от приро­ды, а не государством.

И все же, несмотря на сближение права и морали, право, хотя и становится более справедливым с позиции нрав­ственности, видимо, их абсолютное слияние невозможно по причине того, что «право дифференцированно оценивает с точки зрения морали ситуации либо уравновешивает ситу­ации или обстоятельства, весьма различные с точки зрения морали»1.

1 Общая теория права / Под общ. ред. А. С. Пиголкина. М., 1995. С. 109.





Анализируя соотношение права и морали, можно за­ключить, что выполнение правовых норм в значительной мере обусловливается тем, в какой степени они соответ­ствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учиты­ваются государственными органами при разработке нор­мативных актов. Воздействуя на правовую жизнь обще­ства, мораль способствует укреплению общественного порядка.

§ 3. Право и корпоративные нормы

Корпоративные нормы - это нормы, регулирующие I отношения между членами политических партий, других \ общественных объединений (профсоюзов, добровольных обществ, женских, молодежных, ветеранских, научных, технических и иных организаций и союзов), а также между членами кооперативных и иных организаций, преследую­щих коммерческие цели. Эти нормы устанавливаются этими организациями, но не должны противоречить пра­вовым нормам. Они также регулируют отношения с други­ми организациями и с государственными органами. Их правовое положение определено Конституцией Республики Беларусь (ст. 5, 14, 36), Законом «Об общественных объе­динениях» и другими правовыми нормативными актами Республики Беларусь.

Законодательство определяет порядок их образования, права, условия деятельности и ответственность перед об­ществом. На корпоративные организации распространяет- ] ся принцип гражданского общества «разрешено все, что не | запрещено законом». Например, запрещено создавать]

организации, действующие насильственными методами (раз­жигающие социальную, расовую, религиозную рознь, пося­гающие на безопасность государства, на здоровье и нрав­ственность населения и т. п.). Организации подлежат обязательной регистрации в установленном порядке. Они должны иметь свой устав или другой корпоративный документ, регламентирующий их деятельность и не проти­воречащий законодательству Республики Беларусь. В це­лях соблюдения ими законодательства их деятельность контролируется Министерством юстиции, финансовыми органами, прокуратурой и другими правоохранительными органами. В то же время при соблюдении ими законодатель­ства государство не вправе вмешиваться в их деятельность.

Юридическое значение корпоративных норм заключа­ется в том, что они определяют правосубъектность этих организаций.

Политические партии в период выборов в Национальное собрание Республики Беларусь, местные Советы имеют право выдвигать кандидатов в депутаты. Таким образом, они являются участниками государственно-правовых отно­шений, в том числе и при назначении их представителей в избирательные комиссии. Их уставы определяют, каким образом должно осуществляться это право.

Нормы корпоративных организаций определяют их правоспособность и дееспособность в гражданских пра­воотношениях (дают перечень лиц и органов, осуществля­ющих представительство от имени организаций, пра­вомочных заключать договоры, подписывать денежные документы, совершать другие действия, имеющие юриди­ческое значение). Эти нормы обязательны и для лиц, вступающих в правовые отношения с этими организа­циями.

Сходство корпоративных норм с нормами права состо­ит в том, что они изложены в письменной форме, имеют





право в системе социальных регуляторов - student2.ru определенную систему изложения, приняты в официально установленном порядке правомочными органами (напри­мер, на собраниях общественных объединений). Корпора­тивные нормы отличаются от правовых тем, что они выражают волю и интересы только членов соответствую­щих организаций и обязательны лишь для них.

К членам организаций, нарушающих корпоративные нормы, применяются меры воздействия, близкие к мо­ральным или дисциплинарным. Эти меры предусмотрены в нормах.

По своему содержанию и способам охраны корпоратив­ные нормы близки к моральным. Однако в отличие от морали им характерен организационный элемент (опреде­ление структуры организации и порядка управления ее делами, размеров членских взносов и т. п.). Они могут и не совпадать с нормами морали, если цель объединения обще­ства носит морально-безразличный характер (развитие какого-либо искусства, политические цели и т. п.).

§ 4. Право и обычаи

Обычаи, обыкновения, традиции связаны с обществен­ной психологией, т. е. с той частью общественного сознания, которая состоит из исторически сложившихся и в опреде­ленной степени развивающихся по стихийно проявляю­щимся человеческим чувствам, эмоциям, иллюзиям и т. п. «Общественная психология испытывает на себе воздействие права и оказывает на него определенное влияние. Именно в сфере общественной психологии складывается правовая культура, свойственная стабильному гражданскому обще­ству; с другой стороны, именно в общественной психологии


[

сохраняются права и привычки, которые подменяют право иными регуляторами поведения»1. Под обычаем принято понимать правило поведения, соблюдаемое человеком в силу привычки, т. е. действовать не задумываясь, не давая оценки своим действиям.

Обычаи возникают на основе многократного длительно­го соблюдения норм нравственности, быта (правила прили­чия, гигиены, поведения в гостях и т. п.), ряда норм права (например, соблюдение правил уличного движения, движе­ния транспорта по правой стороне и т. д.). Та или иная норма, переходя в обычай, теряет оценочный характер в том смысле, что такое поведение, «хорошее» или нет, отходит на второй план перед привычностью ее выполне­ния. Если правовая норма имеет критерии оценки, к примеру, имеет или не имеет юридического значения, а моральная - похвально или постыдно и т. д., то та же

норма, ставшая обычаем, оказывает свое регулирующее воздействие в силу ее эмоционального восприятия челове­ком, привыкшим к ее соблюдению настолько, что ее реализация стала потребностью.

Традиции в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями. Их возникновение не обязательно обусловлено длительным существованием какой-либо нормы. Тради­ции имеют своей целью сохранить стремление людей, следовать поведению, унаследованному от предыдущих поколений. Традиции возникают в силу распространения какого-либо примера, воспринятого и одобренного обще­ством. Например, обычай празднования масленицы, кото­рый исходит от язычества. Отдельные обычаи, имеющие высокую общественную значимость, санкционируются го­сударством и признаются государственным праздником (например, празднование Нового года, ритуал приведения главы государства к присяге (ст. 83 Конституции Республи­ки Беларусь)).

1 Общая теория права / Под общ. ред. А. С. Пиголкина. М., 1995. С. 114.





право в системе социальных регуляторов - student2.ru право в системе социальных регуляторов - student2.ru право в системе социальных регуляторов - student2.ru Традиции связаны с нормами морали в том смысле, что то или иное действие одобрено моралью, а лица, пренебре­гающие этой традицией, заслуживают морального порица­ния. Традиции схожи с обычаем в том плане, что они опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы, в частности на эмоции человека, его стремление следовать распространенному примеру, которому следуют все окружающие.

Обыкновения, или деловые обыкновения, - это устояв­шаяся практика, сложившаяся в хозяйственной деятель­ности, а также в быту. Некоторые деловые обыкновения могут санкционироваться государством. Например, прави­ла очередности погрузки и разгрузки в морских портах.

Обыкновения имеют место в быту, когда в силу привыч­ки установлен определенный порядок, например качество проданной вещи должно соответствовать ее нормальному использованию.

§ 5. Право и религиозные нормы

Религиозные нормы -- это разновидность социальных норм, установленных различными религиозными конфес­сиями и обязательных для исполнения людьми, исповеду­ющими ту или иную веру. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний духовенства (постановления соборов, конференций и др.), а также в произведениях религиозных писателей. Этими нормами регламентируются отправление религиозных обрядов, порядок церковной службы, организация и дея­тельность религиозных общин, церквей, групп верующих и т. п. Ряд религиозных установлений (заповеди) имеют моральное содержание.

Истории известны целые эпохи, когда религиозные нормы выполняли роль права, регулировали политичес­кие, государственные, гражданско-правовые, брачно-се-мейные и иные общественные отношения. Отделение пра­вовых норм от религиозных произошло тогда, когда стали различать «преступление и грех». Это различие было выработано в римском праве 1.

В некоторых исламских странах и сегодня Коран и Сунна - основа регулирования всех сторон жизни мусуль­ман (Саудовская Аравия и др.).

В Республике Беларусь нормы, установленные религи­озными организациями, соприкасаются с правом в ряде общественных отношений. Конституция Республики Бе­ларусь (ст. 31), Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» создают правовую основу деятельности религиозных организаций, гаранти­руя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убежде­ния и действовать в соответствии с ними. В Беларуси на 1 января 2001 г. было зарегистрировано 26 религиозных организаций. Из них 80 % верующих считают себя право­славными. В Республике Беларусь Рождество Христово объявлено государственным праздником (у католиков -25 декабря, у православных - 7 января), поскольку право­славные и католики составляют большинство верующих в республике.

Право в цивилизованном мире относится отрицательно к псевдорелигиозным организациям, в частности к оккульт­ным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и превращающим человека в слепого исполните­ля воли «мастера», «учителя» и стоящих за ними псев­допроповедников веры в Бога.

1 Вундт В. О развитии этических воззрений. М., 1986. С. 20.





право в системе социальных регуляторов - student2.ru право в системе социальных регуляторов - student2.ru Различие между правом и религией очевидно. Религи­озные нормы распространяются только на верующих оп- ' ределенной конфессии (например, предписания Корана -на исповедующих ислам и т. д.). Различен и механизм действия религиозных норм, которые предписывают вести себя, ссылаясь на высший авторитет - Бога, правовые же нормы установлены и гарантированы государством.

Религиозным объединениям может предоставляться определенный статус, зафиксированный в их уставах. На основании нормативных актов они могут иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей.

Верующие могут беспрепятственно совершать религи­озные обряды, связанные со вступлением в брак, с рожде­нием ребенка, похоронами и другие, однако юридического значения они не имеют.

По данным «Всемирной христианской энциклопедии», христианство остается в мире самой распространенной рели­гией. За период с 1900 по 2000 г. число христиан в глобаль­ном масштабе увеличилось с 555 млн (32,2 % тогдашнего населения) до 1,9 млрд человек (31 % населения). За этот же период число лиц, исповедующих ислам, увеличилось с 200 млн (12,3 %) до 1,2 млрд (19,6 %). Из других религий наибольшее распространение имеют: индуизм - 811 млн, буддизм - 60 млн, сикхизм - 23 млн и иудаизм - 14 млн.

■твия - аварии и катастрофы, сопряженные с большими человеческими жертвами и огромным материальным ущербом, - создают социальную нервозность в ряде реги­онов планеты.

С развитием индивидуальной и совместной предприни­мательской, коммерческой и торговой деятельности все большую остроту приобретает вопрос о государственном контроле за качеством продуктов питания, охране здоровья и прав потребителя, защите рынка от недоброкачественной продукции (продуктов питания и других товаров).

Все это вызывает необходимость в нормативных право­вых актах делать отсылку к техническим нормам, соблю­дение которых признается юридически обязательным. Содержание технических норм излагается в самом право­вом акте. В таком случае соблюдение технических норм становится обязательным для тех лиц, которым этот нормативный акт адресован (это могут быть ГОСТы, пра­вила техники безопасности, инструкции). Нормативные правовые акты могут содержать общие указания соблюде­ния конкретных технических норм, делая отсылку к тре­бованиям этих норм (правила технической эксплуатации погрузочно-разгрузочной техники и т. п.). Такие норма­тивные акты носят отсылочный характер, требуя от I исполнителей по использованию техники юридической обязанности соблюдать те технические нормы, которые существуют в указанных правилах, а их неисполнение расценивается как правонарушение.

§ 6. Право и технические нормы

Технические нормы - это правила обращения людей с орудиями и предметами труда, с техникой и с силами природы. Их значимость в наш научно-технический век весьма актуальна, особенно с нарастанием экологическо­го кризиса. Нарушение технических норм и их послед-

§ 7. Право и экономика

Экономика - это совокупность производственных отно­шений определенной общественной экономической форма­ции.





право в системе социальных регуляторов - student2.ru право в системе социальных регуляторов - student2.ru Юридическое право - это установленные или санкцио­нированные правила поведения людей, регулирующие об­щественные отношения, которые охраняются государ­ством.

Существует два подхода соотношения права и экономи­ки. Согласно первому первичными факторами развития и функционирования общественных отношений выступают интересы людей, которые реализуются прежде всего в праве, а затем претворяются в других сферах человеческой деятельности. В таком случае право имеет приоритет перед экономикой (так было в эпоху буржуазных революций в Западной Европе, когда сначала принимались законы, а на их основе формировались новые экономические отношения). В развитии общества имеет место и такой способ реали­зации интересов людей, когда возникают новые производ­ственные отношения, которые затем закрепляются в нор­мах права. В данном случае налицо явный приоритет экономики над правом, т. е. экономика определяет право. Последнее является надстроечной категорией и зависит от 1 способа производства. Однако это превосходство проявля- 1 ется лишь изначально, поскольку право, опираясь на \ экономику, может и влияет на развитие общественных отношений, сдерживая или ускоряя ход их развития.

Право должно стимулировать ход развития в первую очередь экономических отношений. От экономических условий зависит и социально-политическая обстановка в обществе.

Рыночная экономика, избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, вме­сте с тем проявляет неспособность решать другие не менее важные социально-экономические проблемы. К ним отно­сятся прежде всего удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. Их можно условно подразделить на три группы. Первая - это так называемые общественные потребности (армия, правоохранительные

органы, коммунальные услуги и др.), вторая - внешние факторы, суть которых состоит в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрица­тельные, так и положительные действия, не имеющие непосредственной денежной меры, но реально влияющие на благосостояние других членов общества (загрязнение окружающей среды, исчерпание природных ресурсов из-за безудержного вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропор­ций в производстве и пр.), третья - обеспечение социально-экономического права личности на труд, поскольку рыноч­ная экономика невозможна с полной занятостью.

Существует и ряд иных проблем, которые невозможно решить без правового регулирования. К ним относятся крупные инвестиционные проекты, неравномерность реги­онального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом и многие другие. Неконтролируемые ры­ночные процессы разрушительны для общества и приро­ды. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная нуждается в регулировании. Роль регулятора может вы­полнить только государство с помощью права. Задача государства состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы регулирования, которые, не разрушая природу рыночной экономики, обеспечили бы ее максимальную социальную эффективность.

Регулирование рыночной экономики преследует следу­ющие цели: минимизацию неизбежных негативных по­следствий рыночных процессов, создание правовых, фи­нансовых и социальных предпосылок эффективности функционирования рыночной экономики, обеспечение со­циальной защиты тех групп рыночного общества, положе­ние которых в конкретной экономической ситуации стано­вится наиболее уязвимым.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке и принятии законов по поводу собственности, обеспечению




7 Jan 2023



функционирования рыночных структур (банки, акционер­ные общества и т. п.), предпринимательства и коммерции, защиты прав покупателей и интересов общества, равно­правия субъектов всех форм хозяйствования, посредниче­ства между предпринимателями и наемными работника­ми, упреждения формирования теневой экономики и т. д. В системе регулирующих норм исключительное значение должно занимать антимонопольное законодательство, ко­торое впервые было введено в США в виде знаменитых «антитрестовских законов». Впоследствии оно было вос­принято всеми рыночно развитыми странами мира. Анти­монопольное законодательство действует и в Республике Беларусь.

§ 8. Правовые и политические нормы

Право и политика имеют определенную структуру, состоящую из норм. Относительно нормативности права нет сомнения. Что касается политической сферы, то и она нормирована, хотя не столь формально, как право. Поли­тические нормы зафиксированы в официальных докумен­тах. Они могут содержаться в политических взглядах, идеях политических деятелей, их представлениях о харак­тере и структуре государственной власти, формах и мето­дах ее деятельности, регулировании отношений в обществе по поводу власти.

По мере своего развития политические нормы являются выразителем интересов и потребностей классов, слоев населения. Это определяет их доминирующую роль в социальной регуляции поведения людей, стремление под­чинить себе все другие формы социальной регуляции -право, нравственность и т. д.1

1 Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В. С. Нерсе-сянца. М., 2002. С. 202.

Политика (греч. politike, отpolis - государство) - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.

Право и политика, их нормы тесно связаны между собой, поскольку они опосредствуют отношения собствен­ности, государственной власти, являются центральным звеном государственно-правовой структуры общества. Их I формы взаимодействия весьма разнообразны: взаимопод­держка, противоборство, солидарность и др. Они зависят от конкретно-исторческих условий, соотношения противо­борствующих сил, борьбы за власть, состояния обществен-^ного сознания, уровня культуры в обществе. Взаимодействие правовых и политических норм весьма подвижно и меняется под воздействием конкретной ситуа­ции в обществе. Они имеют один источник - отношения по поводу собственности, которые обусловливают содержание права и содержание политики. Тот, кто обладает собствен­ностью, обладает и политической властью. Возникнув из отношений собственности, правовые нормы в результате законотворческой деятельности государства становятся юридическими, а политические нормы, абстрагируясь от своей первоосновы (собственности), выступают как нормы, регулирующие отношения классов, сословий, социальных групп и партий по поводу политической власти.

Политические и правовые нормы имеют единый источ­ник происхождения, но следует отметить различия в спо­собах их установления. Если субъектом установления правовых норм является государство, то политических в различные эпохи - различные субъекты: в восточных деспотиях они устанавливались или формировались жре­цами; в античных полисах - мыслителями-политиками и философами; в феодальном обществе - корпорациями,





союзами, орденами феодалов, претендовавшими на учас­тие в государственной власти; в ранний период буржуазно­го общества возникшие политические партии, являясь посредниками между индивидом и государством, создают свои программы, в которых формулируются цели и задачи по усилению влияния на государственную власть либо осуществление этой власти.

В современных цивилизованных государствах право приобретает приоритет над государством, а значит, и над политикой, не допуская произвола и действий вне правово- : го поведения в обществе.

Приоритет права над политикой, государством - это необходимый фактор современного цивилизованного об­щества, его высокой культуры. Это необходимость, по-1 скольку в политических нормах присутствует конкурен-] ция идей и программ. У них нет нормы, обладающей силой верховенства, способной сдерживать противоборство инте-ресов конкурирующих классов, слоев населения за власть. Такой силой обладает право, его принципы и нормы.

Глава X =====

НОРМЫ ПРАВА

§ 1. Понятие нормы права, ее признаки

Право представляет собой сложную систему норм. Слово «норма» (лат. norma) обозначает начало, величина, масш­таб, образец. Правовые нормы - это первичные структурные ячейки, из которых складываются различные правовые институты, подотрасли и отрасли, вся система права. Поэто­му в норме права выражены основн<

Наши рекомендации