Право в системе социальных регуляторов
§ 1. Понятие и виды социальных норм
Взаимодействие людей в обществе не может происходить без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах их жизнедеятельности. Такое упорядочение осуществляется с помощью различных социальных и технических норм. Социальные нормы регулируют отношения людей, возникающие между ними в общественных отношениях. Технические - это правила обращения людей с орудиями труда и предметами природы. Поскольку технические нормы используются в процессе производства, которое носит общественный характер, то они являются социальными и существенно отличаются от иных социальных норм.
Социальные нормы весьма разнообразны. Их объединяет то, «что они обусловлены уровнем развития культуры данного общества и входят в структуру общественного сознания»1. В то же время они отличаются друг от друга «по способам установления и формам выражения, по содержанию и методам воздействия на поведение людей и общественные отношения, посредством охраны этих норм от нарушений»2. К ним относят правовые нормы, нормы морали (нравственности), корпоративные нормы, политические, обычаи, религиозные нормы и некоторые другие. Их происхождение имеет исторические корни.
1 Общая теория права / Под общ. ред. А. С. Пиголкина. М., 1995. С. 104.
2 Там же. С. 104.
Правовые нормы выражают баланс интересов всех социальных групп, личности и общества, устанавливаются государством и охраняются им от нарушений с помощью мер государственного принуждения.
Моральные нормы складываются в общественном мнении и ими же охраняются от нарушений.
Корпоративные нормы содержатся в уставах и других документах партий, общественных организаций, негосударственных коммерческих предприятий и организаций и т. п., выражают интересы членов этих объединений, обеспечивая принимаемыми уставами и другими документами порядок работы, права и обязанности их членов.
Обычаи (обыкновения, традиции) - это устоявшиеся привычки, психологические установки людей действовать в силу привычки и не поддающиеся оценке.
Религиозные нормы - это нормы, содержащиеся в религиозных книгах и других документах религиозных объединений, которые обязательны для верующих той или иной конфессии.
Поскольку все социальные нормы носят общественный характер, регулируют в той или иной степени общественные отношения, они обладают общими чертами:
♦ формируются в процессе общественной деятельности людей;
♦ являются образцом поведения той или иной среды или в целом общества того или иного времени;
♦ определяют пределы должного и возможного поведения относительно конкретных лиц, на которых они распространяются;
♦ способствуют обеспечению общественного порядка в той или иной степени.
Е. А. Лукашева так определяет социальные нормы: «Это повторяющиеся и устойчивые общественные связи,
возникающие в процессе деятельности людей по обмену материальными и духовными благами и выражающие потребность социальных систем в саморегуляции»1.
§ 2. Право и мораль
Со времен И. Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей души, дает оценку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами 2.
Имеется и компромиссная позиция в оценке нравственного поведения. Согласно, ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие -отношение индивида к обществу.
Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Г. Ф. Шершеневич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относиться к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок недостойным с нравственной
1 Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В. С. Нерсе-
сянца. М., 2002. С. 200.
2 Кант И. Соч.: в 6 т. Т. 4. Ч. 1. М., 1965. С. 383.
стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения.
Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. По мнению авторов, нормы нравственности - это требования, обращенные к человеку извне.
Для оценки поведения людей право использует критерии: правомерно или неправомерно, имеет юридическое значение, юридического значения не имеет и т. д.
Мораль пронизывает все сферы общественных отношений: экономические, политические, трудовые, семейные и т. д. И это понятно, так как моральные нормы имеют следующие критерии: моральное, аморальное, хорошее, плохое, нечестное, похвальное, постыдное и т. д. Наиболее важными нравственными нормами и принципами, выражающими социальные качества человека в его отношении к другим людям, являются: гуманизм, милосердие, благожелательность, дружелюбие, честность, правдивость, трудолюбие, справедливость и др.1 Общечеловеческие нормы и принципы нравственности составляют стержень общественной морали, имеют различные модификации в соответствии с особенностями общества.
В современном мире нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит их взаимодействие. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в золотом правиле: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они (не) поступали по отношению к тебе». Принципы морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие
1 Дробницкий О. Г. Понятие морали: историко-критический очерк. М., 1974. С. 283.
общественную и личную жизнь человека. Они конкретиз руются в виде норм, регулирующих поведение людей определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.
Мораль - это система норм и принципов, содержащихся в сознании людей, в общественном мнении, в произведениях литературы, искусства, в средствах массовой информации, о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п., которыми люди руководствуются в своем поведении.
Право и мораль имеют теснейшую связь. Их теоретическое различие, а также выяснение соотношения в общественной жизни составляет сложную научную проблему. Все это вместе влияет на концепцию права. Истории известны целые цивилизации, когда имело место смешение; морали и права. Зачастую они отождествлялись. Особенно, это имело место в естественно-правовых направлениях. Эта задача всегда была сложной еще и потому, что многие исследователи делают различие между моралью и нравственностью. Например, Г. Гегель считал, что «...нравственное вообще носит характер субстанциональности и, следовательно, фиксируется как божественное. Это, несомненно, основное определение. Определением, противоположным этому субстанциональному отношению индивидуумов к нравственности, является субъективный произвол индивидуумов, мораль. Последняя состоит в том, что отдельные лица не действуют спонтанно из уважения, благоговения к государственным, отечественным учреждениям, а принимают самостоятельное решение по собственному убеждению, после морального обдумывания и поступают согласно этому решению. Этот принцип субъективной свободы представляет собой нечто позднейшее, принцип
развитой современной эпохи, который появился также и в греческом мире, но появился там как принцип, приводящий К гибели греческую государственную жизнь»1. Близкой позиции придерживается академик В. С. Нерсесянц: «Отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободу и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах... Там, где индивид принял, усвоил и превратил в свою внутреннюю установку коллективные, нравственные представления, ценности, нормы и руководствуется ими в своем поведении, имеет место сочетание и согласованное действие обоих регуляторов - морального и нравственного»2.
С этим следует согласиться. Поскольку нравственность -это явление социальное, а мораль - сугубо внутреннее убеждение человека. Однако при изучении соотношения права и морали мы считаем, что допустимо рассматривать мораль и нравственность как синонимы.
Право и мораль - родственные явления, поскольку они имеют социальное происхождение и представляют собой социальную ценность. Так, М. Шелер понимал мораль как определенную систему правил социальных ценностей 3.
Мораль есть система принципов внутреннего отношения человека к социальному миру, и заложено оно в совести человека. Этим можно объяснить эмоциональное переживание моральных ценностей в отличие от правовых, интеллектуальных.
Нормы права и морали имеют тесную взаимосвязь. Поскольку нормы морали пронизывают все сферы человеческой деятельности, они дают возможность оценить и нормы права с точки зрения их социальной значимости.
1 Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 2. СПб., 1994. С. 194.
2 Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997. С. 78.
3 Шелер М. Ресентимент и моральная оценка. СПб., 1999. С. 66.
Как уже отмечалось, мораль и право имеют единое социальное происхождение, исходят из общества, и регули-руют они общественные отношения, но есть у них отдель-ный объект регулирования.
Однако, несмотря на их схожесть, у них имеются определенные отличия. Известно, что право юридическое возникает вместе с государством, а мораль формируется значительно раньше, в догосударственную эпоху.
Имеются отличия и по форме выражения. Нормы J права, правовые принципы зафиксированы в законах и| других нормативных правовых актах, моральные нормы содержатся в общественном мнении, сознании людей, в целом всего общества и даже отдельных групп, слоев населения. Если право, его нормы действуют на всей территории страны или его субъектов и обязательны для исполнения всеми гражданами, населяющими страну или его часть, то действие норм морали, естественно, отлича-ется от права тем, что мораль может быть различной и касаться отдельных людей, групп или слоев населения.
Что касается действия норм права, то они вводятся государством в установленный срок и действуют с опреде-1 ленного времени, на конкретной территории и относятся к лицам, установленным в нормативных правовых актах; нормы морали могут действовать по мере их осознания человеком и меняться в зависимости от его сознания.
Совершенно иные и критерии оценки: мораль оценивает общественные явления с позиции добра и зла, а именно: аморальное, плохое и, наоборот, хорошее, похвальное и т. д. Цраво дает иные оценки общественным отношениям: правомерное или неправомерное, юридически ответствен-кое или юридически безразличное и т. д.
И все же, несмотря на их различия, право и мораль имеют много общего. Даже при правотворчестве законодатель, формируя нормы права, исходит из их нравственно-
сти, т. е. они не должны противоречить общечеловеческой нравственности. На современном этапе развития права и государства принимаются меры по их сближению. Так, в ст. 27 Конституции Республики Беларусь зафиксировано: «Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников», что подчеркивает соблюдение нравственного достоинства человека, который не должен с моральной точки зрения оговаривать себя и близких родственников.
Многие юридические дела не могут правильно решаться, если не применить нормы морали. Они применяются, в частности, судами при привлечении лиц к уголовной и иной ответственности, когда характеристика того или иного лица, привлекаемого к юридической ответственности, влияет на меру ответственности. Отдельные правонарушения, такие как хулиганство, оскорбление, клевета и некоторые иные, невозможно правильно квалифицировать, не применив при этом нормы морали.
Многие правовые установления мораль поддерживает, относится к ним одобрительно (например, когда право карает за ряд преступлений, кражу, грабежи и т. п.), но против такой меры ответственности, как лишение жизни человека за определенные их виды. С точки зрения морали это безнравственно, поскольку считается, что государство не вправе лишать жизни человека, она дана ему от природы, а не государством.
И все же, несмотря на сближение права и морали, право, хотя и становится более справедливым с позиции нравственности, видимо, их абсолютное слияние невозможно по причине того, что «право дифференцированно оценивает с точки зрения морали ситуации либо уравновешивает ситуации или обстоятельства, весьма различные с точки зрения морали»1.
1 Общая теория права / Под общ. ред. А. С. Пиголкина. М., 1995. С. 109.
Анализируя соотношение права и морали, можно заключить, что выполнение правовых норм в значительной мере обусловливается тем, в какой степени они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов. Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению общественного порядка.
§ 3. Право и корпоративные нормы
Корпоративные нормы - это нормы, регулирующие I отношения между членами политических партий, других \ общественных объединений (профсоюзов, добровольных обществ, женских, молодежных, ветеранских, научных, технических и иных организаций и союзов), а также между членами кооперативных и иных организаций, преследующих коммерческие цели. Эти нормы устанавливаются этими организациями, но не должны противоречить правовым нормам. Они также регулируют отношения с другими организациями и с государственными органами. Их правовое положение определено Конституцией Республики Беларусь (ст. 5, 14, 36), Законом «Об общественных объединениях» и другими правовыми нормативными актами Республики Беларусь.
Законодательство определяет порядок их образования, права, условия деятельности и ответственность перед обществом. На корпоративные организации распространяет- ] ся принцип гражданского общества «разрешено все, что не | запрещено законом». Например, запрещено создавать]
организации, действующие насильственными методами (разжигающие социальную, расовую, религиозную рознь, посягающие на безопасность государства, на здоровье и нравственность населения и т. п.). Организации подлежат обязательной регистрации в установленном порядке. Они должны иметь свой устав или другой корпоративный документ, регламентирующий их деятельность и не противоречащий законодательству Республики Беларусь. В целях соблюдения ими законодательства их деятельность контролируется Министерством юстиции, финансовыми органами, прокуратурой и другими правоохранительными органами. В то же время при соблюдении ими законодательства государство не вправе вмешиваться в их деятельность.
Юридическое значение корпоративных норм заключается в том, что они определяют правосубъектность этих организаций.
Политические партии в период выборов в Национальное собрание Республики Беларусь, местные Советы имеют право выдвигать кандидатов в депутаты. Таким образом, они являются участниками государственно-правовых отношений, в том числе и при назначении их представителей в избирательные комиссии. Их уставы определяют, каким образом должно осуществляться это право.
Нормы корпоративных организаций определяют их правоспособность и дееспособность в гражданских правоотношениях (дают перечень лиц и органов, осуществляющих представительство от имени организаций, правомочных заключать договоры, подписывать денежные документы, совершать другие действия, имеющие юридическое значение). Эти нормы обязательны и для лиц, вступающих в правовые отношения с этими организациями.
Сходство корпоративных норм с нормами права состоит в том, что они изложены в письменной форме, имеют
определенную систему изложения, приняты в официально установленном порядке правомочными органами (например, на собраниях общественных объединений). Корпоративные нормы отличаются от правовых тем, что они выражают волю и интересы только членов соответствующих организаций и обязательны лишь для них.
К членам организаций, нарушающих корпоративные нормы, применяются меры воздействия, близкие к моральным или дисциплинарным. Эти меры предусмотрены в нормах.
По своему содержанию и способам охраны корпоративные нормы близки к моральным. Однако в отличие от морали им характерен организационный элемент (определение структуры организации и порядка управления ее делами, размеров членских взносов и т. п.). Они могут и не совпадать с нормами морали, если цель объединения общества носит морально-безразличный характер (развитие какого-либо искусства, политические цели и т. п.).
§ 4. Право и обычаи
Обычаи, обыкновения, традиции связаны с общественной психологией, т. е. с той частью общественного сознания, которая состоит из исторически сложившихся и в определенной степени развивающихся по стихийно проявляющимся человеческим чувствам, эмоциям, иллюзиям и т. п. «Общественная психология испытывает на себе воздействие права и оказывает на него определенное влияние. Именно в сфере общественной психологии складывается правовая культура, свойственная стабильному гражданскому обществу; с другой стороны, именно в общественной психологии
[ |
сохраняются права и привычки, которые подменяют право иными регуляторами поведения»1. Под обычаем принято понимать правило поведения, соблюдаемое человеком в силу привычки, т. е. действовать не задумываясь, не давая оценки своим действиям.
Обычаи возникают на основе многократного длительного соблюдения норм нравственности, быта (правила приличия, гигиены, поведения в гостях и т. п.), ряда норм права (например, соблюдение правил уличного движения, движения транспорта по правой стороне и т. д.). Та или иная норма, переходя в обычай, теряет оценочный характер в том смысле, что такое поведение, «хорошее» или нет, отходит на второй план перед привычностью ее выполнения. Если правовая норма имеет критерии оценки, к примеру, имеет или не имеет юридического значения, а моральная - похвально или постыдно и т. д., то та же
норма, ставшая обычаем, оказывает свое регулирующее воздействие в силу ее эмоционального восприятия человеком, привыкшим к ее соблюдению настолько, что ее реализация стала потребностью.
Традиции в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями. Их возникновение не обязательно обусловлено длительным существованием какой-либо нормы. Традиции имеют своей целью сохранить стремление людей, следовать поведению, унаследованному от предыдущих поколений. Традиции возникают в силу распространения какого-либо примера, воспринятого и одобренного обществом. Например, обычай празднования масленицы, который исходит от язычества. Отдельные обычаи, имеющие высокую общественную значимость, санкционируются государством и признаются государственным праздником (например, празднование Нового года, ритуал приведения главы государства к присяге (ст. 83 Конституции Республики Беларусь)).
1 Общая теория права / Под общ. ред. А. С. Пиголкина. М., 1995. С. 114.
Традиции связаны с нормами морали в том смысле, что то или иное действие одобрено моралью, а лица, пренебрегающие этой традицией, заслуживают морального порицания. Традиции схожи с обычаем в том плане, что они опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы, в частности на эмоции человека, его стремление следовать распространенному примеру, которому следуют все окружающие.
Обыкновения, или деловые обыкновения, - это устоявшаяся практика, сложившаяся в хозяйственной деятельности, а также в быту. Некоторые деловые обыкновения могут санкционироваться государством. Например, правила очередности погрузки и разгрузки в морских портах.
Обыкновения имеют место в быту, когда в силу привычки установлен определенный порядок, например качество проданной вещи должно соответствовать ее нормальному использованию.
§ 5. Право и религиозные нормы
Религиозные нормы -- это разновидность социальных норм, установленных различными религиозными конфессиями и обязательных для исполнения людьми, исповедующими ту или иную веру. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний духовенства (постановления соборов, конференций и др.), а также в произведениях религиозных писателей. Этими нормами регламентируются отправление религиозных обрядов, порядок церковной службы, организация и деятельность религиозных общин, церквей, групп верующих и т. п. Ряд религиозных установлений (заповеди) имеют моральное содержание.
Истории известны целые эпохи, когда религиозные нормы выполняли роль права, регулировали политические, государственные, гражданско-правовые, брачно-се-мейные и иные общественные отношения. Отделение правовых норм от религиозных произошло тогда, когда стали различать «преступление и грех». Это различие было выработано в римском праве 1.
В некоторых исламских странах и сегодня Коран и Сунна - основа регулирования всех сторон жизни мусульман (Саудовская Аравия и др.).
В Республике Беларусь нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с правом в ряде общественных отношений. Конституция Республики Беларусь (ст. 31), Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» создают правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. В Беларуси на 1 января 2001 г. было зарегистрировано 26 религиозных организаций. Из них 80 % верующих считают себя православными. В Республике Беларусь Рождество Христово объявлено государственным праздником (у католиков -25 декабря, у православных - 7 января), поскольку православные и католики составляют большинство верующих в республике.
Право в цивилизованном мире относится отрицательно к псевдорелигиозным организациям, в частности к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и превращающим человека в слепого исполнителя воли «мастера», «учителя» и стоящих за ними псевдопроповедников веры в Бога.
1 Вундт В. О развитии этических воззрений. М., 1986. С. 20.
Различие между правом и религией очевидно. Религиозные нормы распространяются только на верующих оп- ' ределенной конфессии (например, предписания Корана -на исповедующих ислам и т. д.). Различен и механизм действия религиозных норм, которые предписывают вести себя, ссылаясь на высший авторитет - Бога, правовые же нормы установлены и гарантированы государством.
Религиозным объединениям может предоставляться определенный статус, зафиксированный в их уставах. На основании нормативных актов они могут иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей.
Верующие могут беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные со вступлением в брак, с рождением ребенка, похоронами и другие, однако юридического значения они не имеют.
По данным «Всемирной христианской энциклопедии», христианство остается в мире самой распространенной религией. За период с 1900 по 2000 г. число христиан в глобальном масштабе увеличилось с 555 млн (32,2 % тогдашнего населения) до 1,9 млрд человек (31 % населения). За этот же период число лиц, исповедующих ислам, увеличилось с 200 млн (12,3 %) до 1,2 млрд (19,6 %). Из других религий наибольшее распространение имеют: индуизм - 811 млн, буддизм - 60 млн, сикхизм - 23 млн и иудаизм - 14 млн.
■твия - аварии и катастрофы, сопряженные с большими человеческими жертвами и огромным материальным ущербом, - создают социальную нервозность в ряде регионов планеты.
С развитием индивидуальной и совместной предпринимательской, коммерческой и торговой деятельности все большую остроту приобретает вопрос о государственном контроле за качеством продуктов питания, охране здоровья и прав потребителя, защите рынка от недоброкачественной продукции (продуктов питания и других товаров).
Все это вызывает необходимость в нормативных правовых актах делать отсылку к техническим нормам, соблюдение которых признается юридически обязательным. Содержание технических норм излагается в самом правовом акте. В таком случае соблюдение технических норм становится обязательным для тех лиц, которым этот нормативный акт адресован (это могут быть ГОСТы, правила техники безопасности, инструкции). Нормативные правовые акты могут содержать общие указания соблюдения конкретных технических норм, делая отсылку к требованиям этих норм (правила технической эксплуатации погрузочно-разгрузочной техники и т. п.). Такие нормативные акты носят отсылочный характер, требуя от I исполнителей по использованию техники юридической обязанности соблюдать те технические нормы, которые существуют в указанных правилах, а их неисполнение расценивается как правонарушение.
§ 6. Право и технические нормы
Технические нормы - это правила обращения людей с орудиями и предметами труда, с техникой и с силами природы. Их значимость в наш научно-технический век весьма актуальна, особенно с нарастанием экологического кризиса. Нарушение технических норм и их послед-
§ 7. Право и экономика
Экономика - это совокупность производственных отношений определенной общественной экономической формации.
Юридическое право - это установленные или санкционированные правила поведения людей, регулирующие общественные отношения, которые охраняются государством.
Существует два подхода соотношения права и экономики. Согласно первому первичными факторами развития и функционирования общественных отношений выступают интересы людей, которые реализуются прежде всего в праве, а затем претворяются в других сферах человеческой деятельности. В таком случае право имеет приоритет перед экономикой (так было в эпоху буржуазных революций в Западной Европе, когда сначала принимались законы, а на их основе формировались новые экономические отношения). В развитии общества имеет место и такой способ реализации интересов людей, когда возникают новые производственные отношения, которые затем закрепляются в нормах права. В данном случае налицо явный приоритет экономики над правом, т. е. экономика определяет право. Последнее является надстроечной категорией и зависит от 1 способа производства. Однако это превосходство проявля- 1 ется лишь изначально, поскольку право, опираясь на \ экономику, может и влияет на развитие общественных отношений, сдерживая или ускоряя ход их развития.
Право должно стимулировать ход развития в первую очередь экономических отношений. От экономических условий зависит и социально-политическая обстановка в обществе.
Рыночная экономика, избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, вместе с тем проявляет неспособность решать другие не менее важные социально-экономические проблемы. К ним относятся прежде всего удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. Их можно условно подразделить на три группы. Первая - это так называемые общественные потребности (армия, правоохранительные
органы, коммунальные услуги и др.), вторая - внешние факторы, суть которых состоит в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные действия, не имеющие непосредственной денежной меры, но реально влияющие на благосостояние других членов общества (загрязнение окружающей среды, исчерпание природных ресурсов из-за безудержного вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве и пр.), третья - обеспечение социально-экономического права личности на труд, поскольку рыночная экономика невозможна с полной занятостью.
Существует и ряд иных проблем, которые невозможно решить без правового регулирования. К ним относятся крупные инвестиционные проекты, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом и многие другие. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная нуждается в регулировании. Роль регулятора может выполнить только государство с помощью права. Задача государства состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы регулирования, которые, не разрушая природу рыночной экономики, обеспечили бы ее максимальную социальную эффективность.
Регулирование рыночной экономики преследует следующие цели: минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов, создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективности функционирования рыночной экономики, обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Правовое регулирование экономики состоит в разработке и принятии законов по поводу собственности, обеспечению
7 Jan 2023
функционирования рыночных структур (банки, акционерные общества и т. п.), предпринимательства и коммерции, защиты прав покупателей и интересов общества, равноправия субъектов всех форм хозяйствования, посредничества между предпринимателями и наемными работниками, упреждения формирования теневой экономики и т. д. В системе регулирующих норм исключительное значение должно занимать антимонопольное законодательство, которое впервые было введено в США в виде знаменитых «антитрестовских законов». Впоследствии оно было воспринято всеми рыночно развитыми странами мира. Антимонопольное законодательство действует и в Республике Беларусь.
§ 8. Правовые и политические нормы
Право и политика имеют определенную структуру, состоящую из норм. Относительно нормативности права нет сомнения. Что касается политической сферы, то и она нормирована, хотя не столь формально, как право. Политические нормы зафиксированы в официальных документах. Они могут содержаться в политических взглядах, идеях политических деятелей, их представлениях о характере и структуре государственной власти, формах и методах ее деятельности, регулировании отношений в обществе по поводу власти.
По мере своего развития политические нормы являются выразителем интересов и потребностей классов, слоев населения. Это определяет их доминирующую роль в социальной регуляции поведения людей, стремление подчинить себе все другие формы социальной регуляции -право, нравственность и т. д.1
1 Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В. С. Нерсе-сянца. М., 2002. С. 202.
Политика (греч. politike, отpolis - государство) - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.
Право и политика, их нормы тесно связаны между собой, поскольку они опосредствуют отношения собственности, государственной власти, являются центральным звеном государственно-правовой структуры общества. Их I формы взаимодействия весьма разнообразны: взаимоподдержка, противоборство, солидарность и др. Они зависят от конкретно-исторческих условий, соотношения противоборствующих сил, борьбы за власть, состояния обществен-^ного сознания, уровня культуры в обществе. Взаимодействие правовых и политических норм весьма подвижно и меняется под воздействием конкретной ситуации в обществе. Они имеют один источник - отношения по поводу собственности, которые обусловливают содержание права и содержание политики. Тот, кто обладает собственностью, обладает и политической властью. Возникнув из отношений собственности, правовые нормы в результате законотворческой деятельности государства становятся юридическими, а политические нормы, абстрагируясь от своей первоосновы (собственности), выступают как нормы, регулирующие отношения классов, сословий, социальных групп и партий по поводу политической власти.
Политические и правовые нормы имеют единый источник происхождения, но следует отметить различия в способах их установления. Если субъектом установления правовых норм является государство, то политических в различные эпохи - различные субъекты: в восточных деспотиях они устанавливались или формировались жрецами; в античных полисах - мыслителями-политиками и философами; в феодальном обществе - корпорациями,
союзами, орденами феодалов, претендовавшими на участие в государственной власти; в ранний период буржуазного общества возникшие политические партии, являясь посредниками между индивидом и государством, создают свои программы, в которых формулируются цели и задачи по усилению влияния на государственную власть либо осуществление этой власти.
В современных цивилизованных государствах право приобретает приоритет над государством, а значит, и над политикой, не допуская произвола и действий вне правово- : го поведения в обществе.
Приоритет права над политикой, государством - это необходимый фактор современного цивилизованного общества, его высокой культуры. Это необходимость, по-1 скольку в политических нормах присутствует конкурен-] ция идей и программ. У них нет нормы, обладающей силой верховенства, способной сдерживать противоборство инте-ресов конкурирующих классов, слоев населения за власть. Такой силой обладает право, его принципы и нормы.
Глава X =====
НОРМЫ ПРАВА
§ 1. Понятие нормы права, ее признаки
Право представляет собой сложную систему норм. Слово «норма» (лат. norma) обозначает начало, величина, масштаб, образец. Правовые нормы - это первичные структурные ячейки, из которых складываются различные правовые институты, подотрасли и отрасли, вся система права. Поэтому в норме права выражены основн<