Понятия и основные формы реализации права.
Задача совершенствования нашего общества настоятельно требует повышения роли права в регулировании общественных отношений, укреплении законности и правопорядка, организованности и дисциплины во всех областях общественной жизни.
Право выступает в качестве высшей социальной ценности лишь при условии, «когда его принципы и нормы воплощаются в жизнь, реализуются в действиях субъектов социального общения». Субъектами правореализации, как известно, выступают органы государства и их должностные лица, граждане, различные организации и объединения, которые на основе норм права вступают в правовые отношения, т. е. реализуют свои субъективные права и юридические обязанности.
Сформулированные в нормативных актах государства правовые нормы становятся действующим правом лишь в результате сознательно-волевых действий (поступков) субъектов права. Право реализуется в поведении участников общественных отношений (граждан, должностных лиц, государственных органов, общественных организаций и др.), в соответствии с предписаниями, содержащимися в актах государства.
Установление правовых норм не является самоцелью. Издавая соответствующий акт, правотворческий орган рассчитывает на воплощение требований права в общественных отношениях, на достижение того социально полезного результата, к которому он стремится в своей правотворческой деятельности. После издания закона акцент, таким образом, должен быть перенесен на работу по его реализации, т. е. реализации социальной справедливости, выраженной в нормативно-правовых актах, это и есть реализация объективного права.
Реализацию права как процесс следует рассматривать и с субъективной стороны, когда она характеризуется отношением участников правоотношений к требованиям правовых предписаний. Они могут быть как заинтересованными в реализации права по различным мотивам (осознавать общественный долг из-за страха и т. д.), а также и противиться в его реализации.
Различают «реализацию с точки зрения уровня (глубины) содержащихся в нормативных актах положений:
1) реализацию общих установлений, содержащихся в преамбулах законов, в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности;
2) реализацию (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию;
3) реализацию в конкретных правоотношениях, конкретных правовых норм»
Важно иметь в виду, что указанные формы реализации права тесно связаны между собой и лишь в редких случаях могут иметь самостоятельный характер. Единство использования, исполнения и соблюдения права основывается на таком принципе права, как единство субъективных прав и юридических обязанностей. Во многих случаях правомерное поведение граждан одновременно выражается, по меньшей мере, в двух названных формах правореализации. Использование субъективных прав и исполнение юридических обязанностей всегда обусловлено строгим соблюдением правовых запретов.
Применение права.
Применение Права - одна из форм реализации норм права, осуществляемая уполномоченными на то государственными органами и должностными, лицами. Все множество определений и подходов к раскрытию содержания Применение Права сводится к следующему.
Во-первых, Применение Права в отличие от других форм реализации права может осуществляться только уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.
Во-вторых, правоприменение - один из важнейших видов государственной деятельности, который носит государственно-властный характер. Это означает, что актыиздаваемые в процессе правоприменения, имеют юридический характер. Неисполнение их влечет за собой государственное принуждение.
В-третьих, применение права осуществляется от имени государства. В юридической литературе различают две формы его осуществления: оперативно-исполнительную и правоохранительную. Под оперативно-исполнительной формой деятельности подразумевают реализацию предписаний правовых норм.позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. В качестве последних выступают, например, приказ о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о строительстве промышленного объекта или жилого дома.
В-четвертых, применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а в соответствии со строго установленным в законе порядком. Существует определенная процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации такой процедуры не всегда одинакова.
В-пятых, правоприменительная деятельность осуществляется в определенной последовательности:
а) установление и исследование фактических обстоятельств дела;
б) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия ее во времени, пространстве и по кругу лиц;
в) анализ содержания нормы права и принятия решения (издание индивидуального акта);
г) доведение принятого решения до сведения заинтересованных органов и должностных лиц.
В-шестых, правоприменительная деятельность всегда связана с принятием решения по конкретному делу и его оформлением. На данной, завершающей стадии правоприменительного процесса вырабатываются и оформляются юридические последствия применения нормы права к конкретному случаю или лицу. В актах применения норм права, или индивидуальных актах, как их нередко называют, независимо от того, являются ли они решениями судебных органов или актами административных органов или должностных лиц, всегда усматривается авторитет и сила государства. Основные требования, предъявляемые к актам Применение Права, заключаются в томчтобы они:
а)строго соответствовали нормативно-правовым актам, на основе которых создаются;
б) издавались в пределах компетенции;
в) содержали всестороннюю мотивировку;
г) имели все необходимые реквизиты. Марченко М.Н.
Толкование правовых норм.
Толкование норм права —это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания норм. В процессе толкования устанавливаются условия действия нормы, юридические права и обязанности участников правоотношений, а также меры юридической ответственности за нарушение предписаний нормы права.
В юридической науке и практике аналогично употребляется термин "толкование права (или закона)". С одной стороны, он означает определенную интеллектуальную деятельность по установлению настоящего содержания норм права с целью их реализации .С другой стороны, под толкованием понимается результат умственного процесса , который фиксируется в совокупности языковых высказываний , которые отображают содержание норм права .
Некоторые ученые, например, А.С. Пиголкин ,А.С. Шабуров , считают, что толкование права содержит в себе два самостоятельных компонента :уяснение-процесс понимания ,осознания содержания норм –и разъяснение – объяснение , доведение усвоенного содержания до других . [4]. Другие исследователи рассматривают проблему толкования как единую и нераздельную. Они считают ,что “ размежевание выяснения содержания правовых норм и его разъяснение оправданно лишь в методических целях”.
Органы, которые осуществляют толкование правовых актов имеют право только толковать нормы. Например: Конституционный Суд имеет право только толковать нормы Закон не может модифицировать конституционную норму ни нормативным ,ни казуальным толкованием. Критерий тут один: Конституционный судья не может вносить ничего нового в норму, которая им толкуется, иначе он превращается в законодателя, а это не является функцией единого органа конституционной юрисдикции.
Проблемы в праве.
Под пробелом в праве обычно понимается полное либо частичное отсутствие правового регулирования той сферы отношений, которая объективно требует регламентации и без обязательных для исполнения юридических норм не может нормально функционировать.
Всякая система права является в той или другой степени пробельной. Во всех правовых системах теоретически и практически актуально изучение возможностей в решении проблемы уже нет ни одной сколько-нибудь развитой страны, в которой не функционировало бы позитивное право, в которой не было бы актов, исходящих от законодательных органов. Другой вопрос, что острота проблемы может сниматься объявлением, например, закона пустым звуком, пустым сосудом, который еще следует наполнить правом, и т. д.
Для законодателя всегда актуально отыскать, выявить уловить право в жизни и сделать вывод, покрывает ли законодательство выявленное право или же в нем наличествует пробел и следует принимать незамедлительные меры по принятию необходимых законодательных актов.
Конкретные шаги законодателей, правоприменителей и других субъектов правового общения будут зависеть от их полномочий. Последние же следует поставить в связь с тем, что считать пробелом в праве, какая разновидность пробела имеет место в конкретном случае, каковы причины его появления.
В практических шагах по преодолению пробелов в праве во избежание произвольных решений недопустимо смешение пробела с "ошибкой в праве". Несмотря на то, что в некотором отношении они могут совпасть, правоприметелю не позволено заниматься исправлением права. Он должен следовать ему вплоть до изменения правового регулирования в установленном законом порядке
Причинами возникновения пробелов в праве могут быть отставание законодательства от развития жизни, упущения при подготовке нормативно-правовых актов и другие.
Пробел означает «брешь» в нормативной системе, отсутствие в ней нормативных установлений относительно тех или иных жизненных обстоятельств, которые находятся в сфере правового регулирования. Он порождается разными причинами:
1) неполным или неточным изложением нормативных правовых предписаний;
2) несовершенством законов и недостатками юридической и правотворческой техники;
3) высокой динамичностью самих общественных отношений.
4) относительной «консервативностью» права по сравнению с более активной динамикой общественных отношений;
5) бесконечным разнообразием реальной жизни;
6) появлением новых отношений, которых не было в момент принятия той или иной нормы.
Пробел отличается от ошибки, когда данные фактические отношения урегулированы, но в силу изменившихся условий времени, в силу новых потребностей и интересов правовое регулирование оказывается неправильным. Пробел в праве есть всегда молчание права. Правовые последствия не наступают в случаях квалифицированного молчания. Если законодатель не проявил положительной воли на их регулирование, это вовсе не означает, что он проявил отрицательную волю.
Таким образом, пробел в праве – несовершенство права, отсутствие реального содержания, которое должно являться необходимым его компонентом. Некоторые видят в праве и намеренные пробелы, что значит - законодатель сознательно оставил вопрос, находящийся в поле его зрения, открытым с целью предоставить его решение течению времени или отдавал его на усмотрение практики. Необходима теоретическая разработка оснований оставления законодателем тех или иных вопросов без внимания.
Пробелы имеются даже в федеральном законодательстве. Очевидно, что всеобъемлющей полноты правового регулирования достигнуть крайне сложно. Как ни мудр и оперативен законодатель, жизнь идет вперед, возникают новые потребности и сферы отношений.
Пробел должен восполняться правотворческим органом путем издания нового нормативного правового акта. Однако пробел не освобождает правоприменителя от необходимости разрешить возникший юридический вопрос, принять по нему индивидуальное правовое предписание.